«Мы не тот бизнес, который может завтра перепрофилироваться». Как работают социальные предприятия в условиях карантина

Каждое пятое малое предприятие в Украине может прекратить работу из-за последствий карантина. В группе риска оказался и социальный бизнес. Hromadske рассказывает о трех социальных предприятиях из разных городов Украины, которые продолжают работать во время карантина.

«Старый город», Луцк. Кафе-кондитерская, где работают люди с синдромом Дауна

Андрею — 20, и он с синдром Дауна. Вместе с другом Валентином он работает в кафе, которое в январе этого года открыли их мамы. Ребята успели поработать баристами только два месяца — 14 марта они не вышли на работу из-за карантина.

«Мы давно хотели найти работу для наших сыновей, — рассказывает соучредитель кафе Елена Мельник, — чтобы они не сидели дома. Людям с синдромом Дауна очень сложно найти работу, они в основном сидят в квартире и живут на пенсию».

Елена — учительница английского языка в одной из школ Луцка. Уже 15 лет она работает в общественной организации «Родители детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития». По мере взросления сына менялись и проблемы, которые надо решать — обучение, социализация, а следовательно — и поиск работы. Сначала был проект «Дети солнца один день на работе» — тогда Андрей два дня стажировался на фабрике игрушек. Затем Андрею обещали работу кассира в кинотеатре, но в итоге работодатель передумал.

«Старый город» открыли вместо кафе, которым руководили ветераны войны в Донбассе — они же и продали оборудование, за часть которого еще надо рассчитаться. Скидки на аренду не получили, хотя и пытались договориться с собственником помещения. За два месяца в кафе успели появиться постоянные клиенты, здесь организовывали мастер-классы и благотворительные акции, часто приходили люди с инвалидностью. Елена и ее коллега сопровождали детей на работу, помогали им осваивать новую профессию — в итоге ребята научились варить кофе и работать с клиентами.

Кафе-кондитерская «Старый город» в Луцке, в которой работают люди с синдромом Даунапредоставлено hromadske

«Карантин стал для нас шоком, — рассказывает Елена, — финансовой подушки у нас нет. В апреле получили скидку на арендную плату, но как будет в мае, мы не знаем».

Чтобы кофейня имела хотя бы заработок, начали печь куличи на заказ — желающих набралось едва больше десяти. В феврале проект получил поддержку у Украинского венчурного фонда социальных инвестиций, поэтому Елена и дальше пишет заявки на гранты для поддержки социального бизнеса.

«Мы очень хотим вернуться к работе ради наших ребят, — говорит Елена. — Они уже так привыкли, что вокруг есть люди, привыкли к работе, им это очень нравилось. У них появились новые друзья. А теперь снова все время дома. Андрей ежедневно спрашивает меня, когда это, наконец, закончится и он вернется в кафе. Эта работа — это попытка найти смысл жизни, а не только сидеть в квартире. Вот мы все сейчас на карантине и это уже тяжело — а люди с таким диагнозом иногда так всю жизнь проводят».

«ИнваФишкы», Киев. Магазин товаров для людей с инвалидностью

Виталий Пчелкин пересел в коляску в 2007 году, на втором курсе университета — съезжал с водяной горки дома в Евпатории. Перелом шейных позвонков — типичная «травма ныряльщика». Через два года парень впервые попал в лагерь с активной реабилитацией — как сам вспоминает, его привезли, оставили, а он не представлял, что дальше.

«Я ничего не умел. Но лагерь работал по методике «равный равному», и я увидел, чего надо научиться. Приехал домой, начал практиковаться, искать информацию о том, как это работает за рубежом. Тогда я понял, что в Украине информационных ресурсов для людей с инвалидностью очень мало», — вспоминает Виталий.

Со временем к нему стали обращаться за советом, но вопросы были преимущественно одинаковые — и он создал платформу для советов и идей для полезных устройств, многие мастерил самостоятельно.

«Я думал, что такая модель сработает, но не учел, что людям негде купить такие же товары. Советовал делать самостоятельно, но люди с инвалидностью часто бывают пассивными, — рассказывает Виталий. — Таким образом решил продавать готовую продукцию — чтобы максимально приблизить товар к аудитории».

Основатель магазина товаров для людей с инвалидностью Виталий Пчелкинстраница в facebook

Так возникла идея для социального бизнеса — магазина и консультационного центра-мастерской, где людям с инвалидностью подбирают необходимые гаджеты. По словам Виталия, именно неумение правильно подобрать, например, коляску является главной проблемой, ведь может вызвать искривление осанки.

Виталий за гранты купил принтер для 3D-печати, но понял, что самостоятельно вести бизнес не сможет — так к нему присоединились двое друзей. Команда в марте планировала открывать оффлайн-магазин. Но начался карантин.

«Наша идея — создать консультационный центр, где специалисты помогут подобрать средство реабилитации и учить правильному использованию. Такие есть, например, в Норвегии. А в Украине именно с подбором большие проблемы, — объясняет Виталий. — Но пока работаем в онлайне».

Сейчас «ИнваФишкы» заказывают у поставщиков коляски, мужские мочеприемники и катетеры, на собственном 3D-принтере печатают принадлежности для улучшения самостоятельности — например, держатели для столовых приборов или гаджеты для набора текста на компьютере. Всего разработали более 20 моделей — идеи для некоторых нашли в интернете, некоторые разработали сами.

«У наших клиентов низкая платежеспособность, — рассказывает Виталий, — но из-за карантина у этих людей еще меньше финансовых возможностей что-то купить. Так же возникают сложности с поставщиками — например, нам не удалось заказать партию мочеприемников в одной из двух украинских компаний. Поэтому сейчас мы сосредоточились на тестировании существующих моделей и поиска новых идей».

Информационная гигиена не менее важна чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на Спильнокошти! Поддержите независимую журналистику
Команда проекта «ИнваФишкы» Виталий Пчелкин, Денис Майстренко и Александр Кащеевстраница в facebook

После завершения карантина команда планирует открыть магазин в Киеве, но и от доставки по всей стране не отказываться. Подбором средств занимается Виталий — у него есть сертификат ВОЗ, он проходил курсы по подбору колясок и работал в лагерях активной реабилитации. Кроме трудоустройства людей с инвалидностью, «ИнваФишкы» отдают 10% прибыли на финансирование таких лагерей. Сейчас Виталий — исполнительный директор общественной организации «Группа активной реабилитации».

«Подход к реабилитации изменился. Раньше главной задачей было поставить человека на ноги. Но теперь врачи понимают, что в большинстве случаев восстановить состояние на 100% не удастся. И теперь цель — максимально адаптировать человека к жизни. Поэтому мы предлагаем принадлежности для ложки, например, чтобы человек ел самостоятельно. Потому что только когда удовлетворены базовые потребности, человек может хотеть большего — учиться, работать, строить семью», — объясняет Виталий.

МАМА 1. Кафе-пекарня для одиноких мам

Пекарня работает при приюте «Рукавичка», где живут женщины с детьми, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах или пострадали от домашнего насилия. Приют расположен в селе рядом с Днепром, а кафе — в центре города. За три года помощь здесь получили более полсотни мам и более 150 детей. Женщины учатся, работают в пекарне и живут в приюте, который содержат на доходы. Женщины покидают убежище, когда могут самостоятельно снять квартиру, пожить у родственников или находят стабильную работу.

Виктория Федотова руководит ОО «Мартин-клуб», которая уже 20 лет помогает матерям и детям. Организация переехала в Днепр из Донецка из-за войны.

Кафе-пекарня для одиноких мам с детьми находится в центре Днепра, приют для этих женщин, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах или пострадавших от домашнего насилия — за городомпредоставлено hromadske

Виктория говорит, что с началом карантина клиентов стало ощутимо меньше. Кофейня работает «из окошка», вместо привычных работников — волонтеры, которые тоже работают в сфере защиты женщин.

«Это психологи, люди из общественного сектора. Они бесплатно помогают, потому что в нормальной жизни мы все работаем в одной сфере и должны поддерживать друг друга», — рассказывает Виктория.

В предпраздничное время в пекарне было много заказов — 400 уже освященных куличей и сотни порций печенья. Кроме того, выпекают орешки, рогалики, бисквиты и безе, а с началом карантина — еще и хлеб. Часто клиентами и клиентками являются знакомые, которые хотят поддержать проект. Виктория говорит, что с таким количеством заказов продержатся еще месяц — кредиты за кафе успели вернуть до карантина, но нужно платить за коммунальные услуги, содержать приют и платить зарплату его жительницам.

В предпраздничное время в пекарне было много заказовпредоставлено hromadske

«Мы не тот бизнес, который завтра может перепрофилироваться или начать вести вебинары. Мы занимаемся проблемой уже 20 лет, и женщинам, которые у нас живут, больше некуда пойти — например, среди них есть люди с ментальными расстройствами. В социальные приюты их сейчас не принимают. Как шелтер мы еще некоторое время продержимся, а как бизнес — не знаю», — говорит Виктория.

Она ожидает, что после Пасхи заказов станет значительно меньше, но пока кофейня продолжает доставлять заказы по почте или лично. Грантов у проекта нет — только собственный заработок пекарни и пожертвования.

Вы можете делать вместе с нами качественный контент и показать, что происходит в разных регионах Украины в условиях карантина. Снимайте видео из ваших городов, расскажите, как переносите изоляцию, есть ли в аптеках маски, как ходит общественный транспорт — и присылайте на адрес editor.hromadske@gmail.com с темой «Марафон». Мы покажем ваши материалы в прямом эфире марафона «Хроника коронавируса», который выпускаем ежедневно в 9:00 и в 18:00.