«Мы знаем цену сопротивления». Гонконгские студенты ― об украинском Майдане, протестах и коронавирусе

«Однажды я получил письмо с обещанием убить меня за участие в протестах», ― говорит невзрачный парень в очках. Округлое лицо, пухлые пальцы, теплый свитер ― Кекс Леунг совсем не похож на протестующего, который выходит с голыми руками против огнестрельного оружия. Теперь парень встречается с иностранными дипломатами и активистами, чтобы организовать международную поддержку для Гонконга.

Кекс и еще трое гонконгских студентов в начале февраля прилетели в Киев, чтобы встретиться с неправительственными организациями и представителями власти. На встрече с украинскими студентами упоминали о сходстве революций на Майдане и в Гонконге. В Гонконге популярный документальный фильм о Революции Достоинства «Зима в огне» ― по словам студентов, они узнают ситуации, через которые прошли, и вдохновляются успехом украинских протестов.

Чувствуют ли себя студенты в безопасности в Гонконге сейчас, почему вышли на баррикады и как на развитие протестов влияет карантин в Китае ― они эксклюзивно рассказали hromadske.

«Зима в огне»

Почти сразу после прилета в Украину студенты из Гонконга пошли на Майдан Независимости.

Ранее они видели его только в фильме «Зима в огне» Евгения Афинеевского. Кекс Леунг говорит: протестующие в Гонконге чувствовали такую же поддержку от незнакомцев, как и митингующие на Майдане.

Кекс, студент Гонконгского педагогического университета, считает: и украинская, и гонконгская борьба это смесь сопротивления и креативности.

«Мы так же использовали подручные средства для защиты от пуль, у нас были яркие слоганы и различные стратегии. Но главной стратегией в обоих случаях было мирное сопротивление, пока полиция не применила силу к нам», говорит парень.

Студентка Городского университета Гонконга Чжоуи Сиу видит сходство еще и в масштабах противостояния:

«И мы, и украинцы сопротивляемся сильным режимам ― коммунистическому китайскому и русскому. По сравнению с ними, мы ― небольшие, поэтому и в Украине, и в Гонконге было много жертв и раненых. Мы знаем цену сопротивления ― жертвы, экономическое, политическое, информационное давление».

Девушка организовывала поставки еды и воды, медикаментов, правовую поддержку для студентов и студенток своего университета. Но и выходила на улицы, прячась за маской. Маска защищала не только от слезоточивого газа, но и от пристальных взглядов полиции и людей, которые с ней сотрудничают.

Никто не знал, кто находится рядом, все всех подозревали часто из-за этого внутри движения возникали хаос и конфликты. Чжоуи вспоминает, что они даже родственникам и друзьям не рассказывали, что выходили на баррикады.

«Для многих моих школьных друзей, и для меня первым опытом протестов была "Революция зонтиков" (протесты в 2014 году против отбора китайским правительством кандидатов на местные выборы в Гонконге ― ред.). Поэтому когда начались протесты против экстрадиции, я решила немедленно действовать и создала группу сопротивления в университете, а затем меня выбрали вице-президентом. Вместо подготовки к экзаменам, мы готовились к атакам полиции и пытались убедить иностранных политиков помочь Гонконгу», вспоминает Чжоуи.

Фильм «Зима в огне» вдохновил ее не сдаваться даже тогда, когда опускались руки. К тому же протестующие зашли слишком далеко, и, по их мнению, друзья, погибших на баррикадах, не простили бы шага назад.

«В память о них мы никогда не должны прекращать борьбу против Китайской коммунистической партии», говорит девушка.

Студент Гонконгского педагогического университета, участник протестов Кекс Леунг (третий слева) и студентка университета Гонконга, участница протестов Чжоу Сиу (третья справа) в Киевепредоставлено hromadske

Студенты и экстрадиция

Гонконг бывшая британская колония, в 1997 году перешла под управление Китая. Теперь у него статус особого административного района. По условиям договора, следующие 50 лет Гонконг должен иметь широкую автономию, свободный рынок и не подчиняться Китайской коммунистической партии.

И 31 марта 2019 года местные власти начали рассматривать законопроект об экстрадиции, который позволял бы подозреваемых в преступлениях жителей Гонконга передавать китайским властям. Действующее законодательство это запрещает.

Местные жители вышли на протесты. Когда полиция начала силовой разгон, это только возмутило город. Тысячи людей призывали правительство премьера Керри Лам уйти в отставку. Также требовали создать международную комиссию для расследования преступлений полиции и расширить автономию.

Движущей силой протестов были студенты.

Как президент студенческого правительства своего университета, Кекс Леунг организовывал марши, координировал помощь пострадавшим.

Первым днем протестов для него стало 28 апреля, когда марши еще были мирными. Полиция применила силу 9 июня. Кекс чувствовал себя истощенным и отчаявшимся, ведь впервые увидел избиение митингующих.

Чтобы мы создавали больше важных материалов для вас, поддержите hromadske платформе на Спiльнокошт. Любая помощь имеет большое значение.
Студент Гонконгского педагогического университета, участник протестов Кекс Леунгпредоставлено hromadske

«Белый террор» и коронавирус

Несмотря на то, что большинство протестующих скрывали имена и лица, Кекс участвовал в антиправительственных движениях открыто, писал об этом и в соцсетях:

«Из-за этого меня преследовали, травили, мне и моим родным анонимно угрожали».

Впервые полиция задержала Кекса в июне, когда он с друзьями пытался передать протестующим несколько бутылок воды.

«Я просто хотел, чтобы все это закончилось», вспоминает он.

В следующий раз Кекса задержали вместе с еще полусотней протестующих во время штурма станции метро «Принц Эдвард». В отделении полиции его избили, но затем отпустили.

«Самыми страшными были мысли о том, что будет после ареста. Парня, которого задержали со мной, жестоко избили трое полицейских в масках, а он не мог признаться в этом в больнице, хотя все понимали, что случилось. И девушек, и парней насиловали в отделениях, тем, кто был без сознания, ломали конечности, но никто не хотел открыто об этом говорить, чтобы не пострадали семья и друзья», рассказывает Кекс.

В августе он получил анонимное письмо: «Если ты продолжишь, мы убьем тебя и твою семью». С таким же текстом приходят сообщения на телефон и в мессенджерах.

Кекс рассказывает: «Мы называем это "белый террор". Провластные жители города раздают на улицах листовки с адресами и именами протестующих. Это попытка нас запугать».

Последний год Кекс почти не посещал занятий, но преподаватели на него не давили. Сейчас учебный процесс приостановили из-за вспышки коронавируса, по этой же причине протесты несколько ослабли.

«Сейчас я чувствую себя в безопасности, ― говорит Кекс. ― Главное в такой ситуации ― не бояться правительства».

Но митинги и аресты все же продолжаются.

Чжоуи рассказывает, что протестующие пытаются использовать ситуацию с коронавирусом в свою пользу:

«Люди старшего возраста более уязвимы перед вирусом ― одновременно часто это люди, которые не были благосклонны к протестам. Поэтому мы печатаем листовки с объяснением, как уберечься от болезни, раздаем их пожилым людям и заодно рассказываем о протестах и их важности».

Медик промывает глаза протестующего, который попал в облако слезоточивого газа, Гонконг, 28 декабря 2019 годаEPA-EFE/VIVEK PRAKASH

«Мы больше не называем себя гонконгскими китайцами»

И Кекс, и Чжоуи вспоминают о битве за PolyU, Политехнический университет, как одну из ключевых событий, которое перевернуло представление о жестокости власти.

17 ноября полиция окружила Политехнический университет, где спрятались протестующие, преимущественно студенты. Их обстреливали и забрасывали слезоточивым газом, арестовывали тех, кто помогал. Всего за время штурма использовали 2 300 патронов слезоточивого газа почти четверть от всех за время протестов.

Во время десятидневной осады арестовали более тысячи человек, в больницы доставлены более 300 раненых. Истощенных и раненых студентов и студенток, которые не смогли убежать через канализацию, эвакуировали Красный Крест и администрация университета.

Чжоуи объясняет, почему для нее битва за PolyU стала важной:

«Впервые на улицах Гонконга было подобное насилие. Мы привыкли бороться за свои права, как и во время "революции зонтиков", но всегда делали это мирно».

И именно протесты и насилие китайских властей помогли гонконгцам сформировать собственную идентичность. Чжоуи говорит:

«Раньше у нас все называли себя гонконгскими китайцами. Но теперь мы говорим именно "гонконгцы", потому что у нас иные ценности. Китайские власти ведут себя жестоко, никто такого не ожидал, но мы уже не можем отступать и бояться. Мы больше не принадлежим к Китаю».

Флешмоб в торговом центре в Гонконге, 26 ноября 2019 года. Люди таким образом заявили о поддержке протестующих, задержанных и раненых полицейскими у Политехнического университета 17 ноябряEPA-EFE/JEROME FAVRE

Посольство Китая против

Кекс и Чжоуи члены международного комитета Федерации студентов Гонконга. Вместе с ними в Украину прибыли и представители PolyU. Это и подобные путешествия (например, в США или Германию) финансирует студенческая федерация, чтобы рассказать о ситуации в Гонконге миру.

В Украине студенты увиделись с правозащитниками, побывали в неправительственных и студенческих организациях, но представители правительства и парламента встретиться с ними не захотели. Артур Харитонов, координатор украинского Free Hong Kong Center, отмечает: Украина на официальном уровне Гонконг не поддерживает.

Free Hong Kong Center поддерживает освещение протестов в Гонконге в украинских СМИ, организовывает акции и встречи с политиками и активистами. Первые кампании в поддержку Гонконга активисты организовывали еще в 2014 году во время «революции зонтиков».

В январе 2020 года Free Hong Kong Center организовал в Киеве выставку о Революции Достоинства и гонконгских протестах. Посольство Китая направило в МИД Украины письмо с требованием запретить выставку: «Цель этой выставки очевидна, у нее искривленный характер и она является чистой воды наглым вмешательства во внутренние дела Китая».Также посольство отметило: если украинская сторона не запретит проведение выставки, «это может иметь серьезные последствия для двусторонних отношений».

Выставку все же провели. Hromadske направило запрос посольству Китая в Украине с просьбой прокомментировать это заявление и возможные последствия, упомянутые в нем. На момент публикации ответ еще не поступил.

автор: Оксана Расулова