Нет интернета — нет протестов. Репортаж с митингов за свободные выборы в Москве

Более 800 человек задержаны в Москве во время несанкционированных акций протеста за «Право на свободные выборы» в Московскую государственную думу. Против митингующих применяли силу. Пикеты проходят четвертую неделю подряд. Но последние две недели противостояние особенно обострилось.

Главная особенность акции 3 августа в том, что почти весь день в центре Москвы не работала онлайн-связь на телефонах и wi-fi в кафе. Фактически весь центр окружила Росгвардия.

Репортаж спецкореспондентки Громадского Натали Гуменюк с места событий.

Я спускаюсь как можно глубже в метро, чтобы переслать в редакцию хотя бы одно изображение с несанкционированной акции протеста «Вернем себе право на выборы». «Задержали ни за что!». На входе в метро, только поднимаясь по лестнице, кричит парень в белом свитере. Его ведут в автозак под руки четыре омоновца. Еще один впереди и два сзади оттесняют людей вокруг.

«Интернет у нас не работает, его глушат», так максимально спокойно объяснял официант в одной из центральных кафешек у Тверской. Несмотря на то, что компании мобильной связи «МТС» и «Билайн» отрицают, что есть какое-то политическое решение об отключение звука, с 11:00 утра до вечера в центре Москвы не работает онлайн-связь на телефонах и выключен wi-fi в кафе в округе. Кажется, в метро работают другие передатчики, поэтому там связь есть.

Без интернета куда меньше прямых видеотрансляций и фото задержаний в лентах Фейсбука. И если раньше на акциях тоже бывали проблемы с интернетом, речь шла о перегруженности сети, здесь это явно спланировано. Прямой сигнал с митинга транслируют разве что несколько независимых медиа. Это, пожалуй, главная особенность нынешних акций, которая, кажется, повлияла на организованность пикетов куда больше, чем аресты лидеров, которые проходили всю предыдущую неделю.

Полиция разгоняет и задерживает участников акции протеста оппозиции в центре Москвы, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV

Вторую субботу подряд москвичи выходят на несанкционированные митинги, требуя проведения свободных выборов в Московскую городскую думу 8 сентября. Хотя 15 независимых кандидатов собрали нужные 5000 подписей для регистрации, но все равно не получили права на свое участие. После протестов 27 июля — тогда в Москве были задержаны 1373 человека, что является очередным российским антирекордом — политики пытались получить разрешение на проведение митингов, но безрезультатно. Более того, практически все незарегистрированные кандидаты — Илья Яшин, Дмитрий Гудков, Константин Янкаускас, Юлия Галямина — были так же задержаны накануне.

За участие в несогласованной акции протеста грозит административный арест до 30 суток. Российские СМИ не имеют права объявлять время и место проведения таких акций. Все же в Фейсбуке штаб оппозиционера Алексея Навального, который так же находится под арестом, дал понять: с 14:00 по всему городу будет происходить протестная прогулка. Поскольку перекрытие дорог — это гарантированный арест, люди решают собираться в ключевых точках Бульварного кольца, в том числе у крупнейших станций метро в центре.

Полиция разгоняет и задерживает участников акции протеста оппозиции в центре Москвы, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV
Полиция разгоняет и задерживает участников акции протеста оппозиции в центре Москвы, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV

В 14:00 на Трубной площади сильный дождь. В небе вертолеты. Люди понемногу собираются. Заметно немалое количество иностранных СМИ, из российских — только независимые.

Словно по часам появляются люди в форме. «Граждане, расходитесь, вы мешаете проходу других граждан», — в громкоговоритель кричит крепкий гвардеец. На самом деле никто никому не мешает.

Здесь же встречаю российскую правозащитницу, заместителя отдела по Европе и Центральной Азии Human Rights Watch Татьяну Локшину. Ее организация отслеживает действия Росгвардии, обращая внимание на их жестокость: «Цена протеста растет. Это уже не просто штрафы, пусть и очень высокие, не просто задержания или админаресты на 10, 15 или 30 суток. Появилась вероятность попасть за решетку на несколько лет. Максимальный срок — 15 лет. В такой ситуации ожидали, что люди не выйдут, но они все равно на улицы».

После первых несогласованных митингов по решению суда были задержаны шесть человек, которых обвиняют не просто в участии в запрещенных акциях, а в организации массовых беспорядков. Это рядовые активисты — студент и блогер Егор Жуков, его однофамилец Кирилл Жуков, Иван Подкопаев, Евгений Коваленко, 21-летний рэпер Самариддин Раджабов. Сегодня подобное обвинение предъявлено еще Даниилу Конону.

Полиция разгоняет и задерживает участников акции протеста оппозиции в центре Москвы, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV
Полиция разгоняет и задерживает участников акции протеста оппозиции в центре Москвы, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV

Статья 212 Уголовного кодекса РФ указывает, что массовые беспорядки — это, помимо прочего, применения насилия, погромы, поджоги, использование оружия или взрывных устройств. Ничего этого и близко не было на предыдущих акциях, нет и на этих.

Колонна омоновцев оттесняет людей подальше из центра. Так становится известно, что на Пушкинской площади начались задержания. Это еще одна из точек, где собираются люди. Все же вижу огромное количество людей, которые идут оттуда. Их также оттесняют правоохранители.

«Москва — это большая деревня, здесь сегодня можно встретить абсолютно всех приличных люди города», — комментирует корреспондент УНИАН в Москве Руслан Цымбалюк. Его встречаю случайно, а уже вместе с ним чуть ли не на каждом шагу мы пересекаемся с другими медийщиками — многие из них вышли не на работу. Они пришли на акцию с семьями.

Много как молодежи, так и людей пожилого возраста. Большинство без плакатов и лозунгов, но горячих участников демонстрации легко узнать по футболкам с надписями о статьях конституции или же с зонтиком с поднятым средним пальцем. Вот девушка ходит с антиутопией Джорджа Оруэлла «1984». Рядом — парень с «Днем опричника» Владимира Сорокина — антиутопией, описывающий деспотичности и абсурдность Кремлевского режима.

«Мы видим, что бульвар переполнен, но подсчитать количество людей мало кто возьмется. Сейчас в Фейсбуке 20 тыс. человек отметились, что заинтересованы акциями, а 7 тыс. точно придут, но практика показала, что людей приходит больше, чем в Фейсбуке записываются», — говорит политический обозреватель телеканала« Дождь »Михаил Фишман.

«Все началось с выборов в Московскую городскую государственную думу, но мало кто ожидал, что это вызовет такой большой скандал. Сейчас речь идет о лжи, фальсификации, недоверие, весь набор протестных лозунгов и идей выводит людей на улицы», — объясняет он.

Задержанные на акции журналисты сидят в автозаке полиции, Москва, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV

К Пушкинской — 20 минут пешком, но туда не добраться. Росгвардия преградила не только Бульварное кольцо, но и переулки вокруг. Фактически в каждый заходят люди, пытаясь обогнуть правоохранителей. Не останавливают только автомобили, велосипедистов.

По шоссе на электрическом моноколесе проезжает фотограф, фиксирующий акцию. Молодая пара пытается вместе со мной пройти вперед, рассуждает, что в следующий раз и самим стоит подумать, скажем, об электросамокате. Пока, чтобы добраться до нужного места, приходится ехать в метро, где так же полно людей в форме.

«Две новости по результатам акции: хорошая — у нас есть сын, плохая — он служит в Росгвардии», — пишет в Фейсбуке журналист-расследователь Илья Рождественский.

Такая реакция на новый способ правоохранителей остановить демонстрантов. Каждые несколько минут женский голос из динамиков призывает митингующих не мешать отдыхать другим гражданам, чью жизнь защищают сотрудники Росгвардии, уточняя, что те — «солдаты срочной службы, а значит, это ваши сыновья».

У выхода из метрополитена — автозак. Точно удобное место для журналиста. В автобус все время ведут скрученных где-то неподалеку людей. Только за первые 15 минут насчитываю около пяти задержанных. Прохожие аплодируют каждому. Время от времени к омоновцам обращаются пожилые люди — кажется, им безопаснее вступать в перепалку, чем другим.

«Будет и на вас Нюрнбергский трибунал», — кричит дедушка. «Захватили страну еще 20 лет», — сетует пожилая женщина, сидящая на скамейке возле станции. Она, как и все вокруг, участница акции протеста.

Журналисты и фотографы пытаются зафиксировать лицо правоохранителей, и кричат к людям, которых связали: «За что вас задержали?»

Позже журналист «Новой газеты» Илья Азар опубликовал видео, на котором был изображен экс-командир киевского «Беркута» Сергей Кусюк, в свое время он разгонял митинги на Майдане и бежал в Россию.

К концу суток, по данным правозащитной организации ОВД-Инфо, задержаны 1001 человек, в том числе около 90 несовершеннолетних. На горячую линию правозащитникам звонят сами арестанты, называя свои имена. Среди задержанных — 19 человек избиты и 19 оставили в отделениях полиции на ночь.

Бойцы ОМОНа рядом с участниками акции протеста пожилого возраста, Москва, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV
Участница акции протеста в коляске возле границы ОМОНа, Москва, Россия, 3 августа 2019Наталя Гуменюк/Громадське

Выйти с площади так же непросто — ряды Росгвардии просто повсюду. Оцеплен весь центр.

«У нас столик заказан в 10 метрах отсюда», — обращается женщина в переулке к «стражу порядка», одновременно пытается позвонить сотруднику ресторана, чтобы он подошел и забрал ее.

«Для нас их слово ничего не значит, вы туда не пройдете», — возражает молодой росгвардиець. «У нас там мероприятие, билеты куплены», — уже по другому переулку пытается протиснуться пара.

«Это ужасно, когда целый город, целый район превращается в зону спецоперации, когда власти рекомендуют владельцам магазинов и кафе готовиться к массовым беспорядкам. Абсурдно и неприятно», — сетует москвичка, вышедшая на акцию. Но с надеждой добавляет, что такую хаотичную форму протеста сложно преодолеть репрессивными мерами. Люди собираются не только там, где можно было прочитать в соцсетях, но и в других местах в центре города. Скажем, колонна прошлась по Арбату, а полицию туда заранее не согнали.

ОМОН на акции протеста акции протеста оппозиции в центре Москвы, Россия, 3 августа 2019EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV

Политической кульминацией протеста можно было бы назвать ожидаемое задержания Любви Соболь — незарегистрированного кандидата на выборах и юристки фонда Алексея Навального.

Три недели назад — 13 июля — Соболь объявила голодовку. В отличие от других политиков — Ильи Яшина, Дмитрия Гудкова, Константина Янкаускаса — она это время была на свободе. Но ее задержали перед началом акции на выходе из штаба, затем несколько часов возили по всей Москве. После чего выписали штраф 300 тыс. рублей (почти $4500).

В этот же день Следственный комитет возбудил дело против «Фонда борьбы с коррупцией» Навального. Их обвиняют в отмывании миллиарда рублей, впрочем, точно не указывают, о каких именно деньгах идет речь.

Ближе к вечеру в Москве начинается ливень. Интернет по-прежнему не работает в кафе по всему центру. Возле дома, где живу, расположен ЗАГС. Как и утром, когда шел дождь, под крышей скрывается невеста в белом платье. Рядом проходят участники митингов, но если ты не шел вместе с ними с акции, вряд ли это поймешь.

«Выборы в Мосгордуму, участок #2», — наклеено на мусорном баке возле остановки.