«Нет лучшего способа передать любовь, чем через хорошую еду» — шеф-повар из США готовит борщ для людей в Бородянке

«Меня родители так воспитали: если тебя кто обидел, ты к нему подходишь и разбиваешь нос. Нельзя позволять кому-то издеваться над другими. Ценности нашей команды держатся на уважении и доверии. Если кто-то будет говорить моим людям что-то плохое — я выйду из фургона, — мужчина прибивает ладонью жука, пробравшегося на походную кухню. Его коллеги дергаются от неожиданности. — И если есть какая-то проблема, я сразу ее решаю».
Это 36-летний американский повар Ноа Симс, который родом из штата Джорджия. Он был участником американского «МастерШефа», готовил на Багамах после урагана Дориан, волонтерил во многих уголках Индии.
В марте 2022 года Ноа поехал готовить для украинцев в Польше, а сейчас работает в Киевской области. Вместе с ним в Украину прибыла его польская команда волонтеров.
Мы встречаемся с шефом в Бородянке. Повара прибыли сюда впервые. Готовят для местных четыре котла борща и неаполитанскую пиццу.
У Ноа длинные волосы и громкий голос. Шляпу и солнечные очки он не снимает даже в пасмурную погоду. Пока его коллеги расставляют буржуйки и ставят на них 50-литровые казаны, он следит за всеми процессами
«Сэм, как у нас дела, друг?» — спрашивает Ноа.
«В процессе! — отвечает Сэм. Он учился в университете Нидерландов, но бросил учебу, чтобы волонтерить. — Хотя у меня и вид убийца с топором». Его руки бордовые от свежей свеклы.
«Прекрасно! У нас все очень хорошо!» — кричит Ноа от соседнего микроавтобуса.
Черные фургоны волонтеров стоят на площади Шевченко. Там каждый четверг работает местный рынок. Торговцы установили лотки вокруг бюста Кобзаря, которому во время оккупации россияне прострелили голову.
Мы с Ноа идем на разведку по базару — за фасолью для борща. Он быстро обходит три десятка палаток с продуктами, фасоли не находит. На другом конце рынка его зовет продавец. В два пластиковых стаканчика наливает чачу и самогон на пробу. Выпивают со словами «Слава Украине!»
«Эта штука может меня убить», — смеется Ноа, опрокидывая рюмку. Просит нас сказать местному мужчине, кто он и откуда. Что-то поняв, а что-то нет, тот просто дарит Ноа обе бутылки.
Родители были горды, что Украина восстала против «советов»
«Я впервые услышал об Украине в 1991 году. Об этом нам рассказывала в начальной школе наша учительница миссис Кэмбл», — говорит Ноа по дороге на полевую кухню.
Он помнит, что родители были горды, когда «Украина восстала против “советов”». Также знает, что многие сильные женщины по всему миру — из Украины. Его мать всегда интересовалась правами женщин.
Когда началось полномасштабное российское вторжение, он понял, что люди из-за границы должны делать больше для Украины. Поэтому решил поехать в Польшу. Тамошним знакомым разослал видеосообщение — что он может делать и чем будет полезным. В марте 2022-го со своим 72-летним отцом прилетел в Жешув. Сначала готовили в отеле для переселенцев, а в апреле Ноа присоединился к Общественная организация, которая обеспечивает питанием пострадавших от стихийных бедствийWorld Central Kitchen.
Понравились вареники с квашеной капустой
«Я пришел на кухню WCK и сказал: я здесь, чтобы выносить мусор и мыть посуду. Через несколько дней был в тройке главных на холодных блюдах, к концу месяца — возглавил кухню», — рассказывает Ноа о своих успехах.
Его страсть — оптимизировать процессы. Когда начинал, волонтеры делали 356 сэндвичей в час, когда закончил свою часть работы там — получалось в десять раз больше. Хотя число людей осталось тем же.
В июне Симс приехал в Польшу в пятый раз. Его пригласили быть исполнительным шеф-поваром крупнейшей операционной кухни в Европе от WCK.
«Два месяца я приходил на работу первым и уходил последним, даже когда на кухне сломал ногу», — продолжает.
По словам Ноа, он более 10 лет страдал от депрессии и тревожности. Не мог понять, почему это происходит. Но волонтерство в Польше его исцелило. Помогло сфокусироваться и понять, что он умеет делать лучше всего.
В Украину впервые приехал летом: во Львове раздавал игрушки детям. Увлекся украинской кухней. Особенно понравились вареники с квашеной капустой.
Первая воздушная тревога застала в торговом центре
«Первая воздушная тревога меня застала в торговом центре во Львове. Раздалось: бим, бим, бим. “Пожалуйста, покиньте помещение, вы под ракетной атакой, вы под ракетной атакой”. Я подумал: ну такого у нас в Соединенных Штатах точно нет. Но ведь я знал, куда еду. И я чувствую, что умру не в Украине», — вспоминает мужчина.
Тогда и решил: если война будет продолжаться, он на зимние праздники посетит деоккупированные территории. Рождество и Новый год посвятил волонтерству в Киевской области: готовил борщ, говорил с людьми, пытался создать для них праздник.
«Нет лучшего способа показать любовь человеку, которого ты никогда не встречал, чем через хорошую еду», — убежден Ноа.
Борщ он научился готовить в Польше по рецептам украинских шефов. Когда приехал в Украину, погрузился в региональную кухню. Исследует это украинское блюдо, хочет понять, что в него добавляют в разных регионах.
Мимо нас проходит женщина с девочкой лет трех. Ребенок в розовой куртке бегает, что-то лепечет.
«Украинские дети такие милые!» — говорит Ноа. Затем кричит женщине на английском: «Она такая милая!»
«Когда хожу по улицам разрушенных городов, думаю: я счастлив видеть этих людей, говорить им “Добрый день”», — Ноа знает, как поздороваться на украинском.
Он идет к фургонам. Сэм завершает приготовление борща: в одном котле у поваров трехдневный борщ, настоявшийся, во втором — свежий. Внутри центрального фургона Джулия из Калифорнии держит на плите еще два котла с блюдом.
Берут по пять порций — на всю семью
Около часа дня еда готова. Рядом с фургоном волонтеры разложили походную печку, где готовят неаполитанскую пиццу. Сюда сразу выстраивается вдвое большая очередь, чем к борщу.
Раздается музыка. Люди пришли с контейнерами, просят по пять порций — на всю семью. Среди них и мужчина, угостивший американца самогоном.
Ноа периодически кричит: «Борщ-борщ-борщ!», «Пицца-пицца-пицца!»
Пожилая женщина стоит в очереди за борщом с утра. В ее квартире, как и у многих других горожан, выбиты стекла от российских минометных ударов, а многие соседи и их дети погибли под завалами.
Жизнь в город вернулась. Однако большинство горожан потеряли работу и дом. Они благодарны за помощь волонтеров.
До полномасштабной войны в Бородянке жили около 13 тысяч людей, сейчас — менее 8 тысяч, половина из них вернулась после деоккупации. Тогда спасатели нашли под завалами зданий 41 погибшего, а в массовых захоронениях обнаружили более 300 тел. Всего в Киевской области правоохранители через год после полномасштабного вторжения нашли тела 1373 погибших, еще 278 человек считаются пропавшими без вести.
По исследованию KSE Institute, в Бородянке россияне разрушили и повредили 1534 здания, большинство из них — жилые дома.
Автор: Лилия Зарецкая