«Неужели им железа жалко? Ребята жизнь отдают, а они не могут склепать». В чем проблема с наградами для военных
С начала вторжения на сайте президента опубликовали около 350 указов о награждении государственными наградами. В большинстве из них десятки, а то и сотни фамилий военных. Несмотря на то, что президент регулярно отмечает военнослужащих, часть из них критикует систему за пробелы или отсутствие прозрачной наградной системы как таковой. hromadske спросило у бойцов, какие проблемы с вручением государственных наград они замечают чаще всего.
Дед
«Больше наград получают те, кто имеют к ним доступ»
5 августа 2022 года Олег «Дед» Тищенко отправился на свое последнее задание. Вместе с другими снайперами он должен был прикрывать спецназовцев, которые отбивали утраченные месяцем ранее позиции под Угледаром.
По словам «Лунтика», который в то время был командиром разведроты, Олег с двумя снайперами находился в 700 метрах от российского опорного пункта. Когда начался штурм, россияне стали стрелять в ответ и накрывать снайперскую группу. В 5 метрах от Олега взорвалась мина.
«Да он погиб», — рассказывает «Лунтик», воевавший вместе с «Дедом» с 2015 года.
Олега «Лунтик» характеризует как «идеал военнослужащего», поэтому после гибели своего подчиненного сделал представление на награждение Олега орденом «За мужество» ІІІ степени. По его словам, хоть Олег и был официально прикомандирован в его распоряжение начальником швейного цеха, но занимался обучением разведроты и «ходил на боевые выходы вместе с подрастающим поколением».
Фактически «Дед» был старшим в снайперской группе.
«Олег выходил на такие позиции, на которые никто не мог выходить и прикрывал наши действия. Для него не было ничего невозможного и опасность не играла роли. Он знал, что надо прикрывать ребят — и на этом все», — рассказывает «Лунтик».
hromadske пообщалось с несколькими побратимами Олега Тищенко. Все они убеждены, что «Дед» заслуживал награждения государственной наградой.
«Олег — прекрасный пример, когда не словом, а делом. Он был для нас и учителем, и наставником, и другом — именно примером. Он был на всех возможных боевых выходах. Идти первым — да. Где-то отсидеться — нет. Каждым этим выходом он, не щадя себя, приближал победу. Своими действиями он показывал, как надо. В начале было страшно, но когда есть тот, кто говорит: “Да пошли”, появляется свет, луч, за которым ты идешь вперед», — рассказывает о Тищенко один из побратимов, попросивший не называть его имени.
Когда мы общались с военными, представление о присвоении государственной награды все еще лежало на рассмотрении. Тогда побратимы Олега Тищенко и его вдова такую медлительность связывали с тем, что 68 бригада, где служил погибший, активно не ходатайствовала о награде.
Пресс-офицер бригады Евгений Назаренко сказал hromadske, что они со своей стороны сделали все необходимое: оформили представление 31 декабря 2022 года и передали документы оперативно-тактической группировке «Донецк», а дальше — уже не их работа.
«Нет медийности. Такова правда — скорее получают те, или у кого руководство имеет веское слово, или кто имеет какую-то медийность», — такое предположение сделал один из побратимов Олега Тищенко.
Но все-таки позже погибшего военного включили в наградной лист. 17 марта на сайте президента появился указ о награждении старшего сержанта Олега Тищенко орденом «За мужество» ІІІ степени.
«Для меня это было важно прежде всего потому, что он его заслужил. Он воевал с самого начала — это не с 24 февраля, вы же знаете, все началось раньше. Он всегда хорошо выполнял свои обязанности, но у нас как-то больше награды получают те, у кого есть доступ. Мне важна была его награда, потому что это справедливость», — говорит вдова Ирина Тищенко.
Олегу Тищенко было 52 года.
hromadske не имеет возможности оценить, насколько системны озвученные в этом тексте проблемы, ведь мы неоднократно писали и о военнослужащих, чьи выдающиеся заслуги перед Родиной были справедливо отмечены государственными наградами.
Но история Олега Тищенко может быть очень показательной, потому что она не единственная. С момента его гибели и до награждения прошло семь месяцев. Мнение о том, что вручение наград проходит медленно и не всегда прозрачно, выразили и другие бойцы.
Один из военных, например, в разговоре с hromadske сказал, что один из его побратимов хоть и был представлен к наградам, но сами медали изготовляли несколько месяцев и он их так и не получил — погиб.
«Неужели им железа этого жалко? Ребята жизнь отдают, а они не могут склепать. Может, поменяемся: они пойдут сюда, а мы туда?» — возмущается военный, выполняющий опасные задачи под Бахмутом.
Перун
«Ни разу не были на “нуле”, но получили государственные награды»
С момента гибели Антона Гевака «Перуна» — командира взвода 140 разведбатальона морской пехоты — и до присвоения ему награды прошло больше года.
Его сестра Ярина Черногуз писала, что Антон погиб, когда россияне прорывались в село Зачатовка Донецкой области: он «схватил Nlaw и побежал на элеватор, откуда произвел прицельный выстрел по танку, но затем в уличной перестрелке получил пулевое ранение, от которого погиб».
По ее словам, командование ходатайствовало о награждении его орденом Богдана Хмельницкого ІІІ степени, но его наградили «младшим» — орденом «За Мужество» ІІІ степени.
«В отличие от кучи чуваков, которых наградили этим орденом Богдана Хмельницкого за верную службу, послушание командованию и т.п. (я таких знаю предостаточно), он отдал свою жизнь в контактном бою! Вы хоть понимаете, что это значит в реальности, а не на словах? Он, командир взвода, старший лейтенант, пошел в контактный бой с россиянами, которых было больше, и погиб от огнестрельного ранения пулей. Сколько у вас по штабам получили таких орденов? Тех, кто даже на 10 км не приблизился к передовой за все время, не говоря про сучий март 2022-го?» — возмущалась парамедик Ярина Черногуз.
Черногуз — не единственная из военнослужащих, кто говорит о том, что государственные награды получают и те, кто никогда не был на первой линии обороны.
«Я знаю человек десять, которые ни разу не были на “нуле”, но получили государственные награды — Богдана Хмельницкого, “За мужество” и так далее. Эти люди, ну может, однажды были где-то рядом у окопов, а воюют в основном простые дяди, деды, очень мало встречается людей с высшим образованием», — возмущается в разговоре с hromadske другой военный, который согласился поделиться своими размышлениями на основе анонимности.
«Мне кажется, что в первую очередь их получают лица “мазанные”, приближенные и очень медийные, а до простых солдат оно не доходит», — продолжает он и обращает внимание на то, что большинство наград присваивают посмертно.
Неидеальная система
В ВСУ говорят, что все представления рассматривают по очереди, как можно скорее и приоритета ни у кого нет.
«В Кадровом центре Вооруженных сил Украины поступившие установленным порядком наградные документы рассматриваются в кратчайшие сроки. Приоритеты в проработке документов к награждению не устанавливаются», — говорится в ответе на запрос hromadske.
Другой военный, боец бригады ТрО сообщил, что его батальон 25 февраля 2022 года отражал танковую атаку на въезде в Чернигов. При отходе в город одна из групп на БМП попала под обстрел. Пятеро военных погибли на месте, еще один — в больнице. Награду посмертно получили только двое.
«Почему наградили только двоих — не знаю, но когда-то слышал от комбата, что на батальон выделяют лимит на награды», — предположил он в переписке с hromadske.
Впрочем, Вооруженные силы это отрицают. Управление по связям с общественностью ВСУ в ответ на наш запрос сообщило, что не существует лимитов по количеству кандидатур, представленных к государственным наградам.
Но как быть, когда командир из-за личных конфликтов отказывает подчиненным в наградах, там не объяснили, ведь оформлять представление или нет — это всегда по его усмотрению.
«Каждый командир (начальник) соответствующего уровня может сам решать, продвигать ли документы о награждении военнослужащего или оставить их без реализации. В частности, он может принимать решение о награждении другим знаком отличия или любым другим способом», – ответили в ВСУ.
Самая высокая награда
«Лучше уж, пожалуй, каким-нибудь блогерам дать»
Кроме государственных наград, о которых хлопочут командиры, а дальше Минобороны передает на утверждение президенту, о наградах для военных стали просить и гражданские (очень часто — родственники погибших). Делают это через петиции и обращения в Офис президента.
Они обычно касаются присвоения высшей награды — звания Героя Украины. В Офисе президента объяснили, что этих обращений стало так много, что их необходимо как-то упорядочить.
Поэтому теперь сначала их будет рассматривать экспертная группа при Комиссии государственных наград и геральдики. В нее войдут военное руководство государства, командующие родами войск и Объединенная стратегическая группировка войскОСГВ, представители правоохранительных ведомств Уже после их утверждения представление будет рассматриваться непосредственно Комиссия.
У рядовых военных к системе петиций разное отношение. Одни используют этот механизм, чтобы ходатайствовать о присвоении звания своим павшим побратимам, другие — критикуют, потому что присвоение Героя Украины всем погибшим может обесценить самую сущность этого самого высшего отличия.
Но наибольшее значение любые награды имеют для родных. Когда Зина Гевак узнала, что ходатайство об посмертном награждении орденом Богдана Хмельницкого ее сына Антона отклонили, то «очень разочаровалась».
«Нам так тяжело, очень тяжело. Это не передать. Еще больнее стало, когда они сказали, что подали на высокую награду, а ее отклонили, потому что слишком высоко. А жизнь отдать… (это не слишком высоко, — ред.)? — риторически спрашивает мать Антона Гевака, погибшего год назад. — Хотя все побратимы говорят, что это слишком низкая награда для него, а там им виднее, кому давать высокие. Лучше уж, пожалуй, каким-нибудь блогерам дать».