«Новая "Богдана" для нас — как "Мерседес"»: как работает первая украинская самоходная артиллерийская установка
«Пушка, снаряд, огонь!» — кричит командир взвода, за мгновение перед этим передав наводчику данные о цели.
Артиллеристы подают в амбар пушки американский снаряд — громкий звук взрыва, лес вокруг наполняется дымом, отовсюду слышно эхо. Снаряд в полете на вражеские позиции.
Это работает расчет 2С22 «Богдана» — САУ с гаубицей калибра 155 мм, на колесном шасси. Это первая такая установка, разработанная Украиной по стандартам НАТО.«Богданы» — первой самоходной артиллерийской установки украинского производства.
Боевое «крещение» произошло во время битвы за остров Змеиный в 2022 году, активное применение на фронте уже началось в 2023-м. Подразделение одной из бригад Вооруженных сил, работу которого снимает hromadske, получило на вооружение эти колесные гаубицы два месяца назад. Фактически они тестируют «Богдану 3.0» — передают производителям свои отзывы, а те в свою очередь продолжают совершенствовать эту САУ «натовского» калибра.
«На этой версии подняли клиренс, чтобы она не цеплялась за пеньки, — это уже высокопроходная машина. Водители довольны, что могут работать уже на таких образцах», — рассказывает об одном из последних усовершенствований на «Богдане 3.0» командир батареи Максим. Он отмечает и камеры с ночным видением, а также специальную фару для езды ночью, позволяющую водителям оставаться незаметными для вражеских дронов.
Краматорский завод начал разрабатывать «Богдану» в 2016-м, а через два года ее впервые продемонстрировали на параде ко Дню Независимости. Впрочем, серийное производство приступили только после полномасштабного вторжения — из-за судебных разбирательств между заводом и Министерством обороны.
Изготовление 155-калибровых пушек решило сразу несколько проблем. Собственное производство позволяет ремонтировать и дорабатывать пушки в Украине. А унификация с натовскими образцами позволяет использовать 155-миллиметровые снаряды от партнеров и избежать ныне редких на мировом рынке «советских» калибров, таких как 122 мм и 152 мм.
Когда стало известно, что Украина будет разрабатывать собственные САУ, эксперты раздумывали, каким будет шасси — гусеничным или колесным. Сейчас «Богдана» работает на колесах, именно эта — на чешском шасси Tatra. На поле боя это имеет свои преимущества.
«Она может быстро отработать, переместиться, снова отработать. То есть она маневровая, а это может обезопасить личный состав расчета. Мы можем подкрасться, отстреляться и быстренько свалить. Если бы это была То же, что гусеничное шасси или пресмыкающийся — двигатель самоходных машин, при котором тяговое усилие создается путем перемотки гусеничных лент."гусянка", так быстро не получилось бы», — объясняет командир взвода Александр преимущества колесной версии «Богданы».
Одной из ключевых проблем «Богданы» первого поколения был процесс подзарядки: военным собственноручно приходилось поднимать, а затем заталкивать тяжелые снаряды и заряды в кладовую пушки. В улучшенной версии САУ уже есть усилитель, который доставляет снаряды автоматически. Впрочем, как говорят сами артиллеристы, эту составляющую следует дорабатывать — бывало, лента заклинивала или не до конца доезжал снаряд. Поэтому сегодня артиллеристы продолжают заряжать «Богдану» своими руками — так пока что надежнее. Но, несмотря на некоторые «сырые» элементы, главным преимуществом «Богданы» военные называют ее точность.
«Уже во время большой войны она зарекомендовала себя как очень точное и надежное оружие. Изменения идут только к лучшему. Все мы понимаем, что в ходе активных боевых действий создать шедевр не получится. Шишки набиваем на поле боя», — делится опытом командир батареи Максим. Он просит не называть украинскую гаубицу «Французская САУCAESAR на минималках», потому что на поле боя «Богдана» проявляет себя не менее ловко.
Детальнее о боевой работе расчета «Богданы» — смотрите в репортаже hromaske.