Нужны ли «Укрзализныце» отдельные вагоны для женщин

На сайте Кабмина собирают подписи с просьбой ввести в поездах отдельные вагоны для женщин и мужчин. Идея создания женских вагонов в очередной раз возникла после того, как девушка отказалась ехать в одном купе с тремя мужчинами. Действительно ли нужна такая услуга, какие тут есть подводные камни и как проблему решают за границей, — выяснило hromadske.

Отказалась ехать с мужчинами

Дискуссия о том, нужны ли в Украине разделенные вагоны, снова вспыхнула после истории девушки, отказавшейся ехать в одном купе с тремя мужчинами.

По словам пользовательницы Twitter с ником «Грешница», она решила приобрести билет в другое купе, как только узнала, что ее спутниками станут трое мужчин.

«Да, если бы я осталась в том купе, может, ничего бы и не случилось. А может, вы услышали бы новость, что девушку 24 лет изнасиловали трое мужчин. Никто не знает, как оберрнулась бы ситуация», — объяснила пользовательница.

В социальных сетях многие поддержали позицию девушки.

«Возможность выбрать, будут ли с тобой только женщины, это хорошая опция. В хостелах есть, например, только женские или смешанные комнаты, и это тоже возможность обезопасить себя. Как это реализовать в поездах — вопрос», — написала главный редактор DIVOCHE.MEDIA.

«Вообще удивляюсь, почему по этому поводу идет дискуссия. Люди должны чувствовать себя в закрытом пространстве безопасно, и если некоторым женщинам некомфортно, то почему бы не создать для них условия?» — добавилведущийАндрей Дихтяренко.

«Вагоны [дубайского метро] это зона комфорта, в которую легко зайти и не хочется выходить. Если мужчина туда заходит — штраф около $40. А еще в ОАЭ есть женские дни в парках и на пляжах (это когда мужчинам не позволено туда приходить, остальные общие). Женские спортзалы и сауны, массажные салоны, иногда залы ожидания в медицинских центрах. Мне такой опыт понравился, поэтому я поддерживаю идею», — поделилась мнением художница Елена Мышанская.

В то же время многие комментаторы подвергли критике предложение, увидев в нем идею сегрегации и дискриминации.

«Отдельные вагоны для отдельной категории населения — это не совсем равноправие. Если они обязательны — это дискриминация. Если они добровольны и не отличаются по цене от обычных — это привилегия», — заметил Владимир Борисюк.

«Сначала можно отдельные вагоны. Потом — нужно подумать, есть ли смысл внедрить длинные юбки? Ну, чтоб не поддразнивать. Или лучше сначала подумать о раздельном обучении? Все такое вкусное, что даже сложно выбрать… Эй, может, стоит поискать другие решения?»призвала Оксана Тукалевская.

«Вам не кажется, что у нас борьба за гендерное равенство превращается в некую сегрегацию: женские вагоны, женские издательства, женские вечеринки. И еще один вопрос: если я хочу ехать в купе со своей женой, то мы обречены на СВ или покупку полного купе?отметил военнослужащий и журналист Дмитрий Крапивенко.

Трагические случаи

Основным аргументом сторонников раздельных вагонов является желание уберечь женщин от сексуальных домогательств и насилия.

Раньше в каждом поезде «Укрзализныци» ездили патрульные, которые должны следить за правопорядком, а преступления расследовала линейная полиция. В 2015 году подразделение было ликвидировано. В Министерстве внутренних дел тогда объясняли, что «у следователей совсем мало работы».

В июле 2020 года медийное пространство взбудоражила история Анастасии Луговой. В поезде Мариуполь — Киев ночью неизвестный без верхней одежды ворвался в купе к женщине, которая ехала со своим несовершеннолетним сыном, избил ее и пытался изнасиловать.

Как выяснилось впоследствии, у мужчины даже не было билета. В апреле 2021 года он умер в больнице, не дождавшись приговора. В то же время, «Укрзализныцю» суд обязал выплатить Луговой 100 тысяч гривен моральной компенсации.

После этой истории в поездах решили ввести военизированную охрану.

Петиция за отдельный вагон

После истории «Грешницы» на сайте Кабинета Министров Украины создали петицию с просьбой к «Укрзализныце» выделить по меньшей мере один отдельный вагон для женщин во всех поездах, следующих по маршруту дольше 6 часов.

Автор петиции Ольга Ожогина объяснила, что на дальних маршрутах, когда возникает потребность сна, пассажиры могут испытывать дискомфорт из-за нахождения рядом людей противоположного пола.

«Известны неединичные случаи неприемлемого, навязчивого поведения, умышленных прикосновений к другим пассажирам и т.д. В частности, были даже изнасилование в купейных вагонах», — объяснила Ожогина.

Кроме того, она отметила, что как женщины, так и мужчины могут захотеть сменить одежду, но это невозможно сделать в присутствии представителя другого пола.

«Выделение по крайней мере одного вагона для женщин и одного вагона для мужчин сделает поездки безопаснее и поможет предотвратить негативный опыт пассажиров», — подчеркнула автор петиции.

По состоянию на вечер 22 мая петиция собрала более 21 тысячи голосов. Чтобы ее рассмотрел Кабинет Министров, нужно еще около 4 тысяч подписей. До конца сбора голосов осталось 85 дней.

hromadske

Что на это говорят в «Укрзализныце»?

В «Укрзализныце» отреагировали на общественное обсуждение и петицию, объявив, что создадут специальные женские купе.

Руководитель по коммуникациям «Укрзализныци» Александр Шевченко отметил, что в женские купе будут допускать женщин, трансженщин и мам с детьми до 6 лет любого пола. Впрочем, он добавил, что этот диалог еще открыт.

Пока точно не определено, на каких маршрутах стоит ждать женских купе, но это будут маршруты дальнего сообщения, пассажиры которых проводят в пути много времени.

Сначала компания протестует нововведение в течение нескольких месяцев и вместе с обществом и специалистами примет решение, делать ли их постоянной практикой. Критерии — спрос и отзывы, объяснил руководитель по коммуникациям «Укрзализныци».

«Мы хорошо изучили мировой опыт (в основном азиатский, это правда) и понимаем, что женские купе — не панацея, а лишь временный усилительный элемент в комплексе решений, которые будут лечить корень проблемы», — подчеркнул Шевченко.

Он убежден, что проблема глубже и нуждается в системном сексуальном образовании на национальном уровне, разграничении понятий мужественности и агрессии в воспитательном процессе, а также реформе судебной системы.

Добавим, что через несколько часов после публикации сообщение о создании женских купе исчезло со страницы Александра Шевченко. Соответствующая новость появилась на сайте «Укрзализныци». Однако в ней не отмечается, что женскими купе смогут воспользоваться транс-женщины и дети до 6 лет.

В то же время там подчеркивают, что для внедрения женских купе разрабатываются IT-решения и будут внесены соответствующие изменения в нормативные акты.

В 2020 году «Укрзализницу» уже спрашивали о возможности введения отдельных вагонов — для женщин, мужчин и семей.

Тогда в компании ответили, что не считают целесообразным такое разделение, учитывая ряд причин.

Так, например, при покупке билетов онлайн не всегда возможно определить пол человека.

«Существуют имена и фамилии, которые трудно идентифицировать по половому признаку: это могут быть иностранцы или так называемые двойные имена и т.д.», — объяснили в «Укрзализныце».

Кроме этого, в компании уверены, что такое нововведение может восприниматься как дискриминация пассажиров по полу.

«С правовой точки зрения мы не можем отказать пассажиру в покупке билета. Например, пассажиру-мужчине нужно ехать, а свободные места остались только в “женском” купе, мы не можем ему отказать», — подчеркнули в компании.

Однако рассказали, что некоторые филиалы «Укрзализныци» пытались в отдельных поездах разделить женщин и мужчин.

Например, в 2010 году раздельные купе для мужчин и женщин в 12 поездах ввела Львовская железная дорога, а впоследствии — Донецкая. Однако в «Укрзализныце» отметили, что услуга не имела спроса.

«Оставалось много свободных мест», — добавила компания-перевозчик.

Зарубежный опыт

Отдельные вагоны на железной дороге или в метро существуют во многих странах мира. Такая практика появилась по религиозно-культурным соображениям или для защиты женщин от сексуальных домогательств.

Так, специальные купе, предназначенные только для женщин, есть в некоторых поездах Словакии, Чехии, Австрии и Германии — в основном в ночных. В Чешской железной дороге объяснили, что ввели купе для женщин и детей, чтобы «усилить чувство покоя».

Отдельные вагоны на железной дороге для женщин также есть в Индии, Индонезии, Иране, Малайзии, Филиппинах и Японии.

В Японии первые женские вагоны появились еще в 1912 году, чтобы разделить в часы пик студентов и студенток. На двух японских магистралях отдельные вагоны для женщин и детей в утренних поездах просуществовали с 1947 по 1973 год.

Кроме того, в некоторых странах пошли дальше и разделили на «мужские» и женские вагоны в метро. Так, каждый поезд метро Дубая в Объединенных Арабских Эмиратах в часы пик имеет один вагон, предназначенный только для женщин и детей. Заходящих туда мужчин штрафуют.

В Каире, столице Египта, два средних вагона всегда зарезервированы для женщин, не желающих ездить вместе с мужчинами. Однако женщины могут свободно ездить в других вагонах.