«Опасный элемент» Марии Кюри и немецкая дорога в ад. Что смотреть в кинотеатрах в этот уик-энд

Этот уик-энд оказался бедным на премьеры — украинскому зрителю покажут лишь пять новых фильмов. И, как это ни странно, единственными достойными внимания стали не нынешние, а прошлогодние и даже позапрошлогодние — криминальная драма «Берлин Александерплац» (2020) и байопик «Опасный элемент» (2019).
«Берлин Александерплац»
Неровность этого фильма очень показательна для сегодняшнего дня. Перепады от самого высокого уровня художественного кино до приземленной социальной драмы криминального пошиба — это вынужденное раболепие современного кинематографа как жертвы политики и идеологии.
Под влиянием атмосферы, в которой ему пришлось расти, немецкий режиссер афганского происхождения Бурхан Курбани с самого начала своей карьеры снимал ленты о попытке одних людей вписаться в общество других. Главными проблемами, которые он освещал, были «закон суров, но это закон» (лат.)dura lex sed lex, иная культура и природа насилия. Сваливающее все в кучу и тенденциозное, это искусство вызывает всеобщее сопротивление, обозначенное как протест против расизма. «Берлин...» в этом смысле — вершина творчества и одновременно скандальности для Курбани.
История главного героя Фрэнсиса — беженца из Гвинеи-Бисау, чья девушка погибла во время преодоления водного отрезка пути между прошлой жизнью и будущей, — это история дороги в ад, вымощенной добрыми намерениями. Интересно, кстати, что Фрэнсиса играет актер из Бисау, Вилькет Бункуе.
«Он хотел быть хорошим, но его не поняли, — говорит закадровый голос духа умершей девушки Фрэнниса. — Он хотел быть порядочным, но ему не разрешили». Трехчасовой фильм, разделенный на пять частей, демонстрирует, как чистый лист человеческой души грубо и густо замазывают грязью, прекрасно играя с цветом, ведь у героя идеально черная кожа.
Случайно замеченный социопатом и наркодилером Райнхольдом (замечательная роль Альбрехта Шуха) Фрэнсис, не способный различить «цвета» морали, становится его другом и помощником, помогая совершать преступления и погружая в уголовную тьму свою белую душу. Эту игру красок и образов режиссер продолжает и в положительном направлении, сочетая героя-африканца с немкой, получая кофе с молоком. И это прекрасно не только для глаз, но и в содержательном смысле — мужчину спасает женщина, и это как идеально сформированная фигура «инь» и «ян».
К сожалению, «непросто убежать от дьявола, когда уже впустил его в свою душу», говорит один из боссов мафии. И Франц, темнокожий, сильный и бесстрашный, с измененным на немецкий манер именем, становится перевернутой «немецкой мечтой» — он все то хорошее, что может дать центральноевропейская страна, но за счет терпимости ко злу. Этот взлет и падение человека показаны в «Берлине...» эпически и потрясающе, не всегда понятно, порой наивно и потому неправдоподобно, но основательно, если фильм воспринимать как притчу, а не чистую реалистичную криминальную драму.
Третья экранизация великого модернистского романа Альфреда Дёблина, «Берлин Александерплац» в 2020-м сильно отличается от своих предшественников, 1931 и 1980 годов. Это осовремененная история, с современными коннотациями, проблематикой иммигрантов и распространения наркобизнеса. Но, несмотря на некоторые корявые детали, режиссер Бурхан Курбани совершил колоссальную работу по концептуальной адаптации материала. Если Дёблин играл со словом, придумывая текстуальные конструкции, Курбани играет с изображением и звуковым фоном — перед нами гений операторского воплощения и смелый пример безумного, странного и незабываемого саундтрека.
Немного морализаторский, но с правильными ценностями в основе, технически совершенный, несмотря на хронометраж, который трудно выдержать, этот фильм — лидер среди других новинок нынешнего уик-энда.
«Опасный элемент»
Несмотря на то, что это историческая драма, она необычно быстрая благодаря решению передать ритмикой стремительный характер и образ жизни польской ученой Марии Склодовской. Ведь она, идеально соотносясь с такой характеристикой, изобрела в научном и брачном партнерстве с французским ученым Пьером Кюри явление радиоактивности.
Иранский режиссер Марджан Сатрапи («Персеполис») удачно связывает ритм фильма не только с неугомонностью героини, но и с неудержимым характером элементов, открытых ею — полонием и радием. К тому же все это характеризует и время действия, конец ХIХ-го — начало XX века, период колоссальных преобразований, в частности развития феминизма, который благодаря работе Склодовской-Кюри, несомненно, получил дополнительный импульс.
Представляя свои изобретения перед научным советом напыщенных, словно индюки, ученых мужей Сорбонны, Мария говорит: «Мы фундаментально не понимали атом». И речь тут одновременно идет и о непонимании роли женщины в обществе. Конечно, Сатрапе чувствительно демонстрирует это непонимание, показывая, как в номинации на Нобелевскую премию имя Марии не было вписано — только Кюри. Но вскоре, уже после трагической смерти мужа, она получила еще одну премию Нобеля лично, только в этот раз за химию.
Название фильма в украинском прокате — «Опасный элемент» (в оригинале — Radioactive). И речь идет не только о химических элементах с опасными свойствами, но и о самой ученой и роли ее открытия, ведь после этого изменения произошли не просто в науке — во всем мире. И фильм эту двусмысленность демонстрирует через бомбардировку Хиросимы в 1945 году, продажу билетов на показательные взрывы атомной бомбы в Неваде в 1961-м и аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Так проводится параллель между научным открытием и его возможными последствиями, в частности — ужасами XX века, порожденными именно гением отдельных ученых.
Фильм не только рассказывает биографию ученой — он про разумного и экстраординарного человека в обществе, о влиянии этого человека на окружение и наоборот. Если появление женщины в научном мире вызывает положительные изменения, то адюльтер Марии с бывшим работником ее мужа, женатым ученым, создает резонанс ярко отрицательный. Он порождает не просто осуждение ее среди французов, а ксенофобские нападения на Склодовскую как на польку, со скандированиями под ее окнами: «Вали из Франции, грязная иммигрантка» и «Франция для французов».
Сценарий «Опасного элемента», насыщенный смысловыми пластами, написал мастер кино и сериальных произведений Джек Торн («Чужие грехи», «Сокровище нации»). Его экранизацию хорошо смотреть именно на большом экране, чтобы в полной мере ощутить дыхание эпохи в ее словах и предметах, декорациях и костюмах.
Неудивительно, что за воплощение сценария взялись компании сразу из пяти стран - Великобритании, Соединенных Штатов, Франции, Китая и Венгрии. Первая женщина-лауреат Нобелевской премии, первая женщина-профессор в Сорбонне, полька во Франции, источник скандалов с интимными письмами, спасительница сотен тысяч людей во время Первой мировой войны, коллега Эйнштейна и мать другого нобелевского лауреата, исследовательницы искусственной радиоактивности Ирен Жолио-Кюри.
Мария Склодовская была обречена на создание фильма о ней (уже восьмого!), Но на этот раз в фантастически совершенной форме.
Автор: Ярослав Пидгора-Гвяздовский