Осторожно, страна закрывается! Кто больше всего пострадает от нового локдауна и чем поможет государство

Не успели украинцы выучить словосочетание «карантин выходного дня», как власти начали вспоминать новое-старое слово «локдаун». Удивляться здесь особенно нечему, потому что ежедневные сводки Министерства здравоохранения не добавляют оптимизма — эпидемия идти на спад не планирует.

Чем новый жесткий карантин может отличаться от предыдущего, кто пострадает сильнее других и как поможет государство, разбиралось hromadske.

Семь локдаунов на неделе

Заявления чиновников о возможности нового локдауна ясности, мягко говоря, не добавляют.

Сначала премьер Денис Шмыгаль сказал о подготовке к «жесткому» карантину на новогодние праздники, но он «будет не точно». А глава правящей фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил об «интеллектуальном карантине».

Власть вроде бы точно собралась что-то предпринять, но пресс-секретарь президента Зеленского Юлия Мендель в итоге опровергла информацию, что пришли к какому-то решению. Уже 1 декабря секретарь Совета нацбезопасности и обороны Алексей Даниловкатегорично заявил в телеэфире: локдаун будет, решают только когда — уже в декабре или со 2 января. В том же эфире министр Кабмина Олег Немичнов сказал: вопрос о локдауне окончательно еще не утвердили.

Несмотря на это, логика власти понятна: с эпидемией большие проблемы, ресурс системы здравоохранения не бесконечен, а вот-вот уже наступят новогодние праздники, когда контакты между людьми только увеличиваются.

Раненного в драке с полицией протестующего задерживают на митинге протеста малого бизнеса против «карантина выходного дня», а также против дополнительных фискальных расходов, Киев, около здания Кабинета министров, 17 ноября 2020 годаAP/Efrem Lukatsky

Пережить карантин

Хотя окончательной информации о том, каким будет «жесткий» карантин, нет, каких-то откровений ждать не приходится. Как и всегда, закрывать собираются те отрасли, где предусмотрены контакты людей.

Столь же тотальным, как весной, этот карантин не будет хотя бы потому, что власть единодушно уверяет — транспорт будет работать. Министр инфраструктуры допускает лишь ограничение количества пассажиров, а глава Минздрава объясняет, что ограничивать работу общественного транспорта вообще нет смысла.

Поэтому главные ограничения будут касаться заведений развлекательной индустрии, питания, гостиничного бизнеса, розничной торговли, спортзалов.

Наиболее уязвимым из них является малый и микробизнес из сферы торговли и развлечений, говорит Дмитрий Боярчук, экономист CASE-Украина.

«Промышленность в этот период (в новогодние праздники, — ред.) как раз отдыхает, они ничего не производят. Для них локдаун не будете иметь каких-то последствий. Это “глухой” период экономической и налоговой активности», — объясняет он в комментарии hromadske.

Зарабатывают на новогодних праздниках в основном предприниматели из сферы развлечений, кафе, рестораны и тому подобные заведения.

«Они составляют незначительную часть экономики, поэтому, наверное, ими и жертвуют... У микробизнеса нет подушки безопасности, он работает “с сегодня на завтра” и, если теряется клиентура, теряет возможность к существованию», — говорит Боярчук.

В Союзе украинских предпринимателей (СУП) нам также сказали, что наиболее уязвимая категория — малый и средний бизнес — уже и так пострадала от карантина. Там отметили, что подсчитать потери предпринимателей очень сложно. Последнее исследование, которое проводил СУП в сентябре, показало, что каждый десятый малый бизнес — на грани закрытия.

Также в СУП считают новый локдаун тяжелым испытанием.

«У Украины нет запаса прочности, нет финансовой подушки безопасности. Поэтому мы не можем равняться на развитые страны. Как нет запаса прочности и у самого бизнеса», — отметили в союзе.

Вадим Грановский, владелец кафе Coffee in Action на Подоле, — один из представителей небольшого бизнеса, который, очевидно, пострадает от нового локдауна.

Сам он готов к потерям от карантина, потому соглашается, что это может быть инструментом снижения заболеваемости. Но в то же время подчеркивает: карантин должен быть «честным», то есть чтобы закрыли все опасные сферы деятельности.

«Сфера услуг — кафе и рестораны — считается опасной. Их фактически сделали козлами отпущения. Церкви, рынки, метро, маршрутки вносят большой вклад в распространение заболевания (но их не закрывают, — ред.)», — подчеркнул бизнесмен.

Монтаж новогодней елки на Софийской площади, Киев, 2 декабря 2020 года. В Киеве на Софийской площади начали устанавливать главную новогоднюю елку страны. Пока на месте будущей елки только металлический каркас. Затем начнут добавлять другие деталиУНИАН/Виктор Ковальчук

Ответственные за атмосферу праздника

Обычно новогодние праздники — время для заработка в сфере развлечений. Мы поговорили с соучредителем компании Concert.ua Дмитрием Феликсовым о креативной индустрии, прежде всего театрально-концертной.

По его словам, наибольший удар здесь был весной и летом, и уже тогда не все пережили карантин. Сейчас же «ситуация просто продолжает ухудшаться».

Феликсов подтверждает, что у развлекательной отрасли были планы на новогодние праздники, однако в нынешних условиях готовить проведение мероприятий фактически невозможно.

«Такие события готовятся за несколько месяцев, даже за полгода. Сейчас в этих условиях даже спланировать что-то невозможно. У креативной отрасли есть задержка во времени — чтобы что-то сделать, надо качественно спланировать, затем идут затратные подготовительные работы, а уже потом — сами мероприятия. Этого всего — неважно, введут локдаун или нет — уже не будет», — говорит он.

В целом, предприниматель видит логику в том, чтобы вообще закрыть отрасль, потому что сейчас государство «действует полумерами». Например, ввели карантин выходного дня (на момент разговора его еще не отменили), и считается, что отрасль может работать почти полноценно. А в таком случае «непонятно, что делать с людьми», то есть с работниками, объясняет он.

В качестве примера Феликсов приводит ситуацию в своей компании.

«Мы — компания, которая продает билеты. Введение локдауна на два дня сократило и без того невысокие продажи — процентов на 70-80. Поэтому, соответственно, у нас падает выручка, с прибылью вообще невесть что происходит. Но людей мы не можем “за свой счет” отправить или сократить, потому что это только суббота и воскресенье», — сказал предприниматель.

Однако новый локдаун переживут не все, уверен предприниматель. Рассуждает он немного даже по-философски.

«Введут этот локдаун (на новогодние праздники, — ред.), и бог с ним. Стадия отрицания и принятия уже пройдена. Конечно, переживут не все, уже не все пережили. Кто-то переквалифицировался, нашел подработку», — подытожил предприниматель.

Наклейка на двери с надписью «Наденьте маску, пожалуйста», Киев, 22 ноября 2020 годаУНИАН/Денис Прядко

Глобальное влияние

Несмотря на все это, в целом новый локдаун не должен значительно увеличить падение экономики по итогам 2020 года. Киевская школа экономики (KSE) в своем отчете прогнозирует минус 5,1% ВВП в этом году в случае сохранения нынешних ограничений, а если будет введен локдаун — 5,4%. Разница — всего лишь 0,3% (что, кстати, подкрепляет утверждение, что главные макроэкономические области в это время будут отдыхать).

«Это достаточно маленькие потери. Это значит, что наша экономика адаптировалась. Это не хорошо и не плохо, это факт. И это в три раза меньшие потери, чем были весной», — отметил во время презентации отчета президент KSE и бывший министр экономики Тимофей Милованов.

В KSE также считают, что жесткий карантин весной был экономически оправданным, потому что спас жизни более 10 тысяч человек.

Стоит добавить, что Министерство экономики Украины прогнозирует падение ВВП на 4,8%, а в случае локдауна — на 5,6% по итогам года.

Бизнес и люди приспосабливаются

В KSE объясняют — важным фактором является то, что рынок рабочей силы стал гораздо более гибким, то есть многие приспособились к дистанционной работе, сменили профиль и тому подобное. Поэтому эксперты школы не ожидают такого падения рынка рабочей силы, какое было весной.

Привыкнуть к плохому — тоже адаптироваться. Именно такой вывод можно сделать из слов Дмитрия Феликсова. Он привел один из примеров того, как работникам удалось приспособиться.

«В креативной отрасли не только артисты работают, есть технический, административный, управленческий персонал. Эти люди идут, укореняются в других отраслях и возвращаться уже не будут, скорее всего», — отметил соучредитель Concert.ua.

Вадим Грановский тоже рассказал, как к новым условиям приспосабливается его кафе. Он говорит, что адаптировать часть продукции начали еще весной (в первый карантин), поэтому к новому локдауну его бизнес готов.

«Создали онлайн-магазин, проработали эффективнее доставку, адаптировали ряд видов продукции под продажу навынос. Например, десерты в герметичных стеклянных банках, кофе холодного заваривания длительного хранения. Мы даже их отправляем клиентам почтой по всей стране», — рассказал Грановский.

Президент Владимир Зеленский проводит онлайн-видеоконференцию с представителями правительства из своего офисаПресс-служба президента Украины

А государство поможет?

Президент Зеленский внес в Раду законопроекты, которые должны помочь украинцам справиться с потерями во время карантина.

Единовременную материальную помощь, которую предлагает выдавать Зеленский, уже окрестили «Вовины 8 тысяч» (по аналогии с «Юлиной/Витиной тысячей»).

Претендовать на эту выплату смогут наемные работники, потерявшие часть дохода именно из-за карантина. Но только застрахованные, то есть те, кто трудоустроены официально и за кого платили единый социальный взнос (ЕСВ). Также 8 тысяч гривен смогут получить физические лица-предприниматели, которые потеряли часть дохода из-за введенных ограничений.

Но материальная помощь предусмотрена только ФЛП и работникам из тех сфер экономической деятельности, которые определит правительство. То есть власть сама решит, кто пострадал из-за карантина, а кто — нет.

Кроме этого, 8 тысяч смогут получить работодатели, если они сократили сотрудников или планируют сократить их рабочее время. В таком случае работодатели могут обратиться к государству за компенсацией работникам недополученного дохода. То есть эти деньги — работникам.

Также работодатели получат деньги на оплату ЕСВ за своих работников — им компенсируют единый соцвзнос за последние 10 месяцев. Однако и здесь помогут только заведениям из определенных правительством отраслей.

Другой законопроект президента предусматривает ряд налоговых послаблений, в основном для микробизнеса. Например, ФЛП освободят от уплаты ЕСВ до мая, но только тех, кто на I группе.

Третий вид помощи — предприниматели смогут не платить за аренду государственного или коммунального имущества, если их работу запретили из-за карантина.

Достаточно ли этого?

В Союзе украинских предпринимателей считают, что нет. В частности, непонятной называют норму об освобождении от ЕСВ только ФЛП I группы единого налога. Прежде всего это розничная торговля, а также производство и оказание услуг. Тогда как большинство предпринимателей, страдающих от карантина, — из других отраслей (туризм, развлекательная сфера, гостиницы, заведения общественного питания).

Сам Союз предлагает временно отменить единый соцвзнос и налог на доходы физических лиц, чтобы работодатели смогли сохранить рабочие места.

Дмитрий Феликсов из Concert.ua кратко называет такую помощь государства «смешной» и просто «пиаром».

Экономист Дмитрий Боярчук не столь категоричен и считает, что некоторым эта помощь действительно важна.

«Если предпринимателю, чтобы возобновить деятельность, надо выйти на рынок и продавать, то, наверное, эта компенсация поможет. Если это бизнес, который предполагает узнаваемость, клиентскую базу — кафе, развлекательные заведения — им надо “держать марку”, платить за помещение, освещение и т.п. Если они не могут пережить локдаун, команда разбегается, то 8 тысяч здесь не спасут», — говорит он.

Боярчук считает, что это лучше, чем ничего, но «есть вопросы», почему помогать решили только сейчас. Он напомнил, что идея «ковидного фонда» была в том, чтобы подготовиться ко второй волне пандемии, но в итоге большинство денег потратили на дороги.

«И бросать сейчас людям эти 8 тысяч... Конечно, лучше, чем ничего, но выглядит немного как издевательство», — резюмирует экономист.

Союз предпринимателей, к слову, также указывает на то, что правительство потеряло время, которое имело на подготовку ко второй волне и на внедрение мер по поддержке экономики.

Вадим Грановский поддержку со стороны государства видит в конструктивном диалоге с бизнесом. Чтобы власть уважала малый и средний бизнес, включая ФЛП, которых чиновники «терпеть не могут» и которые якобы «вообще не могут заплатить 8 тысяч гривен налогов».

«Надеюсь, что будет создана просто культура взаимодействия, когда решения будут принимать, в том числе, и с участием представителей этого бизнеса — ассоциаций или рабочих групп. Мне бы хотелось видеть в государстве партнера», — отметил он.

Однако вместе с пониманием необходимости помощи людям и бизнесу у власти, очевидно, есть и понимание бюджетных возможностей Украины (спойлер: очень ограниченных). О них мы уже рассказывали ранее.