От россии к россии. Три четверти века НАТО
4 апреля в штаб-квартире НАТО в Брюсселе торжественной церемонией отмечают 75-летие этой организации.
Североатлантический альянс — вожделенная внешнеполитическая цель Украины и страшилка для россиян. Министр иностранных дел Британии и бывший премьер Дэвид Кэмерон называет НАТО «одной из самых успешных организаций в истории» и убежден, что она становится все сильнее. В то же время предыдущий глава США и действующий кандидат в президенты Дональд Трамп угрожает вывести Америку из альянса и заявляет, что даже будет поощрять путина нападать на страны-союзники, которые якобы вкладывают недостаточно денег в организацию.
Этот военно-политический альянс был создан в самом начале Холодной войны Запада с коммунистическим блоком. Удивительным образом он сумел пережить и острые внутренние споры, и главного геополитического оппонента — СССР. В настоящее время НАТО стоит перед новыми угрозами: в частности, потенциальной войной альянса с россией и возможной агрессией Китая против Тайваня.
За три четверти столетия альянс постоянно менялся. Даже в кризисное время Холодной войны организация была готова к диалогу с СССР для поддержания стабильности в Европе. После разрядки и распада Советского Союза пришлось пройти через «кризис идентичности» и внешнюю критику: после, как казалось тогда, исчезновения российской угрозы многие считали НАТО Явления, понятия, взгляды, устаревшие и не соответствующие современностианахронизмом. Впрочем, альянс сохранили — и продолжили евроатлантическое сотрудничество в сфере безопасности.
К 75-й годовщине основания НАТО hromadske пересматривает ключевые события в истории альянса. Этот текст — не детальная хронология, а скорее размышление, как созданная в крайне специфических исторических обстоятельствах организация то и дело приспосабливалась к вызовам нового времени.
Зачем понадобилось НАТО?
В самом названии Североатлантического альянса заложено совпадение интересов государств с обеих сторон Атлантики. Европа того времени была без преувеличения опустошена 6 годами Второй мировой войны — до сих пор самой масштабной в истории человечества. Страны континента оставались крайне уязвимыми к внешнему влиянию — и после вхождения советских войск в Берлин источник этого влияния был очевиден.
В течение 1947-1948 годов просоветские режимы возникли во всех странах Центрально-Восточной Европы. Нежелание москвы уступать сферы влияния подтвердила и многомесячная блокада Западного Берлина со стороны СССР — немецкий город тогда После капитуляции нацистской Германии страны-победительницы СССР, США, Великобритания и Франция разделили зоны оккупации, продолжавшейся до 1949 года. Берлин, хоть и находившийся в советской зоне, был разделен между всеми пятью странамибыл разделен между государствами-победителями, хотя и находился посреди советской зоны оккупации.
В таких условиях для Европы единственным способом уберечься от потенциальной советской агрессии казалось сближение с США — страной, которая вышла из Второй мировой относительно невредимой и сохраняла значительные военные ресурсы. Способствовала этому и настроенность тогдашнего американского президента Гарри Трумэна — он был готов к новой геополитической стратегии и решил не возвращать Штаты к традиционной ранее для Вашингтона изоляционистской политике. В 1947 году Трумэн объявил свою внешнеполитическую доктрину, ключевая цель которой заключалась в недопущении распространения советского влияния — а это прежде всего предполагало активную роль США на Европейском континенте.
Повлияло и еще одно последствие Второй мировой — страх немецкого реваншизма, ведь именно он привел к власти нацистов после поражения в Первой мировой. Как мы знаем сейчас, этот страх сохранялся и много лет спустя. В этот раз западные союзники решили, наоборот, сблизиться с Германией: например, это послужило толчком к созданию формата экономического сотрудничества между Германией и ее историческим соперником Францией, а это, в свою очередь, привело к появлению Европейского Союза.
Поэтому НАТО является прежде всего следствием совпадения трех исторических обстоятельств: угрозы советской агрессии, отказа США от изоляционизма и опасения немецкого реваншизма. Именно их имел в виду первый генеральный секретарь Альянса лорд Гастингс Лайонел Исмей, говоря о цели возглавляемого им объединения: «Держать Советский Союз как можно дальше, американцев — при себе, а немцев — в повиновении».
4 апреля 1949 года в Вашингтоне был заключен так называемый Североатлантический договор. Тогда свои подписи под историческим документом поставили представители 12 государств: США, Канады, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Франции, Италии, Дании, Норвегии, Исландии и Португалии.
Отметим, что сам договор не содержал никаких указаний на то, что цель НАТО — защита от Советского Союза. Но он закрепил приверженность своих членов принципам «демократии, личной свободы и верховенства права» (чего в СССР, конечно же, не было) и предусмотрел механизмы военного и невоенного сотрудничества.
Вызовы Холодной войны и стратегия расширения
За первые 40 лет своего существования НАТО пополнилось только четырьмя новыми членами.
В 1952 году к Альянсу присоединились Греция и Турция — страны, поддержка которых со стороны США легла в основу уже упомянутой «доктрины Трумэна» о сдерживании коммунизма.
В 1955 году членом НАТО стала Федеративная республика Германия — современное немецкое государство, образованное в 1949 году на зонах послевоенной оккупации США, Великобритании и Франции. В 1990 году приняла в свой состав Немецкую демократическую республику, находившуюся под влиянием СССРЗападная Германия, которая на момент основания организации еще находилась в оккупации США, Великобритании и Франции, но вскоре восстановила независимость. Несмотря на определенную контринтуитивность, этот шаг был в интересах всех участников: Германия показала Европе, что не намерена развязывать еще одну войну, а США получили еще одного союзника для противостояния коммунистической угрозе.
В том же году СССР образует собственный военный союз — Кроме собственно СССР туда вошли Восточная Германия, Польша, Венгрия, Румыния, Чехословацкая республика, Болгария и АлбанияОрганизацию Варшавского договора, окончательно закрепляя разделение Европы на две сферы влияния.
В 1982 году членом НАТО стала Испания, как только там свергли многолетний авторитарный режим генерала Испанский диктатор, захвативший власть в результате гражданской войны в 1939 году и возглавлявший страну до своей смерти в 1975 годуФрансиско Франко и восстановили демократическое управление.
Это можно было бы назвать символическим примером «приверженности Альянса демократическим ценностям», если не вспоминать, что Португалия стала членом НАТО в 1949-м, когда сама еще была авторитарной страной. Но тогда этот факт перевесил стратегически важное для альянса расположение и поддержку США и Британии во Второй мировой войне.
Холодная война принесла и другие вызовы НАТО. К примеру, первоначально у организации не было никакого механизма собственно военного сотрудничества. Это изменилось после вспышки войны на Корейском полуострове: государства-участники договорились о создании штаба Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (известного по английской аббревиатуре SHAPE), а также разработали долгосрочный план обороны и провели первые масштабные военные учения.
Отношения между союзниками не всегда были безоблачными, что не раз подвергало угрозе всю дальнейшую судьбу альянса. Между тем можно вспомнить инспирированный Британией и Францией Кратковременный (октябрь-ноябрь 1956 года) вооруженный конфликт между Британией, Францией и Израилем, с одной стороны, и Египтом — с другой. Причиной стало решение новых египетских властей забрать у Британии контроль над Суэцким каналом, соединяющим Средиземное и Красное моряСуэцкий кризис 1956 года, которому положила конец категорическая позиция США, а также постоянное напряжение между Грецией и Турцией — особенно после того, как последняя оккупировала северную часть острова Кипр и образовала там Так называемая Турецкая Республика Северного Кипра — признанное только Турцией самопровозглашенное государство на аннексированной в результате турецкого вторжения территории Республики Кипр со столицей в оккупированной части Никосиимарионеточное государство.
Однако наиболее выразительной иллюстрацией разногласий в НАТО стала позиция французского президента Шарля де Голля. Он скептически относился к усилению американского влияния в Европе и параллельно хотел воспользоваться новосозданным альянсом для утверждения глобальной роли Парижа. А значит, предлагал создать общие ядерные силы и открыть членство в организации для всех стран мира, а не только Европе и Северной Америке.
В конце концов на фоне этих споров Франция более чем на 40 лет вышла из военной структуры НАТО, заставив альянс передислоцировать свою штаб-квартиру из Парижа в Брюссель, где она находится и сейчас.
Кризис после распада СССР
На альянс влияло и изменение в отношениях американского и советского блоков. В 1950-х годах НАТО готовилось в случае агрессии Советского Союза нанести массированные ядерные удары по СССР. Затем пыталось найти общий язык с соцлагерем, что в конце концов проложило путь к так называемому Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе и принятию Этот акт, к которому присоединился, в частности, и Советский Союз, впервые утвердил принцип нерушимости государственных границ на Европейском континенте. Это существенно способствовало снижению уровня напряженности, хотя и фактически закрепило разделение Европы на два лагеряважного для европейской безопасности Хельсинкского заключительного акта в 1975 году.
Вторжение СССР в Афганистан, напротив, побудило НАТО поиграть мышцами и развернуть в Европе баллистические ракеты средней дальности Pershing II, способные нести ядерный заряд. Спустя считанные годы советский и американский лидеры Михаил Горбачев и Рональд Рейган договорились о ликвидации ракет средней и малой дальности.
А дальше один из вражеских блоков постепенно развалился, положив конец Холодной войне — и, наконец, самому Советскому Союзу. По иронии судьбы, ликвидация СССР произошла менее чем через два месяца после публикации НАТО обновленной Стратегической концепции — ключевого политического документа, который одобряют лидеры государств-членов альянса. Он задает тон деятельности НАТО на последующие годы.
После 1991 года перед Североатлантическим альянсом встанет вопрос: «Что дальше?» Сдерживание советской угрозы уже не было актуально; немецкий реваншизм, похоже, окончательно похоронили после воссоединения ФРГ и ее интеграции в единое европейское экономическое пространство. Казалось, в американском военном присутствии на континенте нужды тоже не было.
Конечно, трансатлантическое сотрудничество, выстроенное за десятки лет Холодной войны, ценилось, и все чаще задавали вопрос, следует ли продолжать существование именно военно-политического блока.
Ответ на этот вопрос дали дальнейшие события. Государства Центрально-Восточной Европы, только что лишившиеся навязанного им коммунистического господства, прежде всего Польша, Венгрия и Чехия, стремились как можно быстрее вступить в НАТО, чтобы обезопасить себя от возможной агрессии россии. Не для всех ожидаемо, но администрация американского президента Билла Клинтона поддержала этот призыв и инициировала — вопреки настроениям остальных членов альянса — его расширение на восток.
Три упомянутые страны вступили в НАТО в 1999 году, а пять лет спустя Альянс пополнился семью новыми членами: Румынией, Словакией, Болгарией, Словенией и странами Балтии — Литвой, Эстонией и Латвией.
Кровавые конфликты 1990-х годов, порожденные распадом Государство, существовавшее с 1918 по 1992 год на Балканском полуострове в Южной и Центральной Европе. После Второй мировой войны у власти в нем были коммунисты под руководством диктатора Иосифа Броза ТитоЮгославии, и Речь идет о теракте 11 сентября 2001 года, когда исламистская организация «Аль-Каида» провела ряд атак на американские города, среди которых самая известная — наведение самолетов на небоскребы-близнецы в Нью-Йоркетеррористическая атака в США в 2001 году показали, что евроатлантическая безопасность снова нуждается в действиях и ресурсах. Следствием этого стали военные операции НАТО в Боснии и Косово, а также первое и последнее в истории использование известной 5-й статьи Североатлантического договора после терактов в Штатах.
Параллельно НАТО расширяло сотрудничество и с другими странами. Еще в 1991-м оно создало политический механизм сотрудничества с партнерами — Совет североатлантического сотрудничества, переименованный позже в Совет евроатлантического партнерства. В 1994-м возникает следующий этап — программа военно-политического сотрудничества «Партнерство ради мира» (ПРМ).
В 1997-м альянс даже заключает с россией — к тому времени уже участницей ПРМ — отдельный Основополагающий акт о принципах сотрудничества. А в 2002-м создает Совет россия — НАТО как отдельную структуру сотрудничества. Это были времена, когда на Западе питали в разы больше иллюзий о договороспособности москвы — несмотря на откровенные нарушения ею международного права в Грузии, Молдове и, наконец, в Украине.
В настоящее время НАТО считает Основополагающий акт недействительным, а Совет россия — НАТО перестал функционировать.
Современные вызовы
По очередной иронии судьбы новый толчок НАТО дал российский имперский реваншизм. Уже в 2014 году американское издание The Daily Beast неиронично спрашивало, действительно ли «путин спас НАТО».
Для тех, кому российской аннексии Крыма и вторжения на восток Украины не хватило, напряженность и игра мышцами со стороны москвы в конце 2021 года окончательно должны были развеять любые сомнения по поводу истинных намерений россии. Если дерзкие требования к НАТО типа отвести технику на «границы 1997 года» еще можно было как-то списать на «дипломатические уколы» — то игнорировать самый большой со времен Второй мировой войны вооруженный конфликт в Европе уже никто не мог.
Возможно, если бы не полномасштабное российское вторжение в Украину, НАТО бы и дальше ослабевало. Ведь трансатлантическое сотрудничество потерпело удар еще во время президентства Дональда Трампа, а выход американских войск из Афганистана стал словно свидетельством растерянности альянса в те времена. Эти события французский президент Эмманюэль Макрон описывал как «смерть мозга».
Реакция НАТО на нашу большую войну была, возможно, недостаточно быстрой, но ее значение трудно переоценить.
В последней Стратегической концепции НАТО, принятой на саммите в Мадриде летом 2022-го, россию прямо назвали главным врагом альянса и таким образом приравняли ее действия к терроризму. К тому же государства-члены обязались тратить на оборону не менее 2% своего ВВП — 20 из них до конца года обещания сдержали.
Особенно усиливается восточный фланг НАТО, наиболее уязвимый к агрессии россии. В частности, государства-союзники помогают техникой и готовы размещать военных на базах недалеко от границы с рф. Постепенно наращивают и оборонное производство, кризис которого разоблачила потребность обеспечивать Украину, параллельно пополняя собственные запасы. Пока прямого столкновения не происходит, НАТО противостоит неконвенциональной российской агрессии — дезинформации, кибератакам, шпионажу и т.д.
А главное: российское влияние не помешало присоединению к организации Черногории в 2017-м и Северной Македонии в 2020-м. А уже после полномасштабного вторжения невозможное ранее решение о вступлении в НАТО приняли и традиционно нейтральные Финляндия и Швеция, для которых географически близкая россия несет стратегическую опасность.
Свое 75-летие НАТО встречает в кризисном режиме: помощь Украине нужна здесь и сейчас, а Соединенные Штаты — ее самый большой донор — не могут справиться с внутриполитическими дрязгами. Во многих странах альянса все чаще говорят о возможном нападении россии и на них в перспективе нескольких лет. Между тем необходимость принимать решения всеобщим голосованием блокирует многие сопроводительные инициативы, среди которых даже избрание нового генсека. С большим страхом учитывают и возможность возвращения в Белый дом Дональда Трампа, который уже пригрозил не защищать страны с низкими затратами на оборону.
Несмотря на это, Североатлантический альянс и его «пятая статья» остаются лучшей на Европейском континенте гарантией безопасности и сдерживания потенциальной агрессии. Поэтому вполне понятно, почему Украина стремится — и должна — стать членом НАТО.