Оторваться от Земли. Когда люди будут жить на Луне?
«Колонизация людьми других планет уже не является научной фантастикой. Она может стать научным фактом», — несколько лет назад сказал выдающийся британский физик Стивен Хокинг. И подчеркнул, что в будущем нас ждет или освоение космического пространства, или гибель. Пространство за пределами Земли — это возможный ключ к решению проблем перенаселения, сокращения ресурсов и изменения климатических условий.
Сейчас пристальное внимание ученых приковано к Луне. Последние исследования показывают, что там есть ресурсы для поселения людей. А страны (и даже бизнесмены) уже активно приобщаются к изучению спутника Земли — вспомним хотя бы последний индийский проект «Чандраян-2».
Насколько же близка перспектива колонизации Луны? И чего в ней больше — политики, денег или права?
От научной фантастики к научной реальности
Прошлый век стал периодом активной разработки космических технологий. Прежде всего — из-за «холодной войны» между США и СССР, которая привела к гонке вооружений и технологической конкуренции.
Началом исследования Луны можно считать запуск советского спутника «Луна-1» в январе 1959 года. В том же году СССР удалось доставить на Луну свой космический аппарат, а уже в 1961-м советский космонавт Юрий Гагарин совершил полет вокруг Земли. Только тогда США активно включаются в «космическую гонку». И это было решением прежде всего политическим, а не исследовательским.
Тизель Муйр-Хармони, куратор истории космических исследований Смитсоновского музея, объясняет: первые успехи СССР в космосе создали впечатление, что капитализм может быть неэффективной экономической моделью. Это ударило по глобальной репутации США.
Поэтому Джон Кеннеди ставит задачу: отправить человека на Луну к концу десятилетия. Этой цели в 1969 году достигла знаменитая миссия «Аполлон-11».
Но уже через несколько лет США (а впоследствии — и СССР) свернули свои космические программы по исследованию Луны. Это привело к появлению конспирологических теорий: якобы на самом деле американцы никогда не ступали на лунную поверхность. Но они не учитывают ряда важных факторов.
Во-первых, усилия США по высадке человека на Луну стоили — с поправкой на инфляцию — астрономические $288 млрд, которые, как считали критики, лучше было бы использовать для улучшения жизни в США.
Во-вторых, космические программы США фактически достигли своей цели: были сделаны фото почти всей поверхности Луны, собранны ценные пробы лунного грунта и, наконец, на Луне побывал человек.
«Если коротко, то убедительной научной причины возвращаться на Луну [после высадки туда человека] не было. И сейчас, наверное, тоже нет», — утверждает эксперт по исследованию космоса Джон Логсдон.
В конце концов, финансирование Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США определяет Конгресс. И после 1969 года там просто не утверждали таких больших бюджетов на космические исследования. Неудачу потерпела и попытка Джорджа Буша-старшего возобновить программу «Аполлон» в 1989 году. А после завершения «холодной войны» в «космической гонке» вообще отпала необходимость.
«Нельзя недооценивать отличные от современности геополитические условия, время "холодной войны", когда завоевание умов и сердец считалось существенным для национальной безопасности и международной репутации», — добавляет Муйр-Хармони.
Политика с лунным привкусом
После 1976 году на Луну долгое время не был посажен ни один космический аппарат. Были только дистанционные исследования, которые подтвердили существование льда в нескольких кратерах. А еще — запущены несколько окололуннух спутников, в частности Японией и Индией.
Но в последние годы спутником Земли снова заинтересовались. Активнее всех — Китай.
В декабре 2013 года, впервые за 37 лет, КНР посадила на лунную поверхность свой аппарат «Юта». А в начале 2019-го Национальное космическое агентство Китая сообщило об успехе миссии «Чангье-4» — первой в мире посадку на обратную сторону Луны (ту, которая не видна с поверхности Земли).
Официальные лица Китая заявляют, что уже в следующем десятилетии их страна высадит людей на Луну. «В течение десяти-двадцати лет мы точно станем свидетелями высадки китайских астронавтов на Луну», — утверждает и Кристоф Бейшль из Лондонского института космической политики и права. А до 2030-х годов Китай планирует построить собственную базу на южном полюсе спутника Земли.
К негласной «лунной гонке» подключились и другие страны. Весной 2019 года запуск своего аппарата «Берешит» осуществила частная компания из Израиля, хотя и неудачно: он разбился при посадке. А в июле стартовала новая космическая миссия Индии «Чандраян-2», которая призвана доставить на лунную поверхность луноход «Викрам» (но связь с ним была потеряна).
Не стоит забывать и о Дональде Трампе, который еще с 2017 года говорит об очередной посадке американских астронавтов на Луну. Новая миссия НАСА «Артемида» должна повторить успех «Аполлона» уже до 2024 года. Хотя из-за оппозиции Конгресса трудно говорить о конкретных перспективах США в этом направлении.
Присоединилась к остальным космическим державам и Россия: в ноябре 2018 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин раскрыл планы РФ развернуть собственную лунную базу в течение 20 лет. Непосредственная работа, впрочем, предусмотрена не ранее 2025 года.
Почему Луна?
Что же так тянет космические державы мира возвращаться на Луну? Прежде всего — ресурсы, объясняет hromadske эксперт по астрополитике аналитического центра «Ad Astra» Дмитрий Борзенко.
Так, на спутнике Земли есть большие запасы изотопа гелия-3, термоядерный синтез которого может дать гораздо больше энергии, чем уран или плутон, которые используются в ядерной энергетике сейчас. А медленное вращение Луны вокруг оси позволит развернуть там солнечные батареи, которые могут работать непрерывно. Лунный грунт, в свою очередь, может стать источником кислорода и некоторых химических соединений, в частности оксидов титана и железа.
«Именно ресурсы стали движущей силой, которая заставляет великие державы создавать концепции оккупации Луны. Если мы послушаем выступления, посвященные космосу, [президента США] Дональда Трампа, [премьер-министра Индии] Нарендры Моди или [главы Китая] Си Цзиньпина, то увидим, что ключевая роль отводится именно вопросу Луны», — отмечает Дмитрий Борзенко.
Близкое расположение Луны делает его к тому же удобной площадкой для отработки космических технологий. Расходы на транспортировку и связь будут значительно меньше, чем, например, в случае Марса (сравните: три дня и более шести месяцев полета). И коммуникация между Землей и Луной будет быстрее.
В конце концов, это еще и элемент борьбы за сферы влияния между великими державами — прежде всего США и Китаем. Неслучайно в 2018 году Дональд Трамп заявил о планах создать Космические силы США, командование которых было сформировано в августе этого года.
Интересно, что о Луне как наиболее вероятном месте жизни землян после их родной планеты заговорили и бизнесмены.
Глава «Amazon» Джефф Безос, в собственности которого находится и космическая компания «Blue Origin», не так давно заявил: «Само выживание человечества зависит от колонизации космоса, начиная с Луны». Для Илона Маска, основателя «Tesla» и космической компании «SpaceX», Луна является трамплином для амбициозной мечты — колонизации Марса.
Если жить, то как?
«Несмотря на то, что стратегии колонизации Луны остаются в основном на бумаге, страны и частные структуры уже делают первые шаги. Это говорит о "ренессансе" идей колонизации небесного тела», — отмечает Дмитрий Борзенко.
Вопрос в том, как создать комфортные для проживания человека условия, а именно — возможность дышать (атмосферу с кислородом), защиту от солнечной радиации и низких температур и приспособление к слабой силе тяжести, которая в шесть раз меньше земной.
Наиболее реалистичную концепцию лунного поселения — «лунную деревню» — в 2015 году предложило Европейское космическое агентство (ЕКА) во главе с Иоганном-Дитрихом Вернером.
«Понятно, что в будущем люди будут участвовать в командных полетах в Солнечной системе, поэтому «лунная деревня» может также выступать идеальным трамплином и испытательной площадкой для этой цели», — написал Вернер в своем блоге.
Идею ЕКА подхватила Ассоциация лунной деревни (АЛД), созданная в 2017 году неправительственная организация, объединяющая около 220 человек из почти четырех десятков стран мира.
Будущая «лунная деревня» будет располагаться, скорее всего, на южном полюсе Луны: там есть районы, куда всегда падает солнечный свет, это решит вопрос о поиске источников энергии. В приоритете АЛД — кратер Шеклтон, поскольку его дно защищено от солнечного света. Это позволит хранить там уязвимые к воздействию Солнца ресурсы, например — лед, а значит — обеспечивать будущую лунную колонию по крайней мере питьевой водой и кислородом.
Построить «лунную деревню» планируют в несколько этапов. Сначала спусковые аппараты доставят на поверхность Луны надувные модули высотой где-то в четыре этажа — там «луняне» будут жить и работать. Перед высадкой людей на Луну роботы построят вокруг каждого модуля защитную оболочку, которая убережет жителей от солнечной радиации, перепадов температур и метеоритных дождей. Для перемещения между различными модулями оболочки между собой соединят специальными каналами.
АЛД делает ставку на то, что к их проекту присоединятся космические державы — прежде всего США и Китай. «Лунную деревню» они предлагают рассматривать не как собственно поселение, а как видение будущего сотрудничества человечества в космосе.
Право (или бесправие) в космосе
Хотя «лунная деревня» и декларируется как инициатива партнерства, вопрос конкуренции государств в космосе остается фактически неурегулированным.
«Основной каркас международного космического права создавался в условиях американо-советской космической гонки, когда о космическом потенциал Индии или Китая не говорилось, а о частных космических компаниях вообще никто не слышал», — говорит Дмитрий Борзенко.
Документов, регулирующих вопросы освоения космоса и Луны в частности, не так и много. Базовый Договор об открытом космосе 1967 года провозглашает его «достоянием всего человечества», запрещает размещать там оружие массового уничтожения и фактически сводит любую деятельность государств в космосе к научно-исследовательской.
В свою очередь, Соглашение о деятельности государств на Луне и других космических телах от 1979 года дополнительно запретило расширение государствами собственных территорий за счет Луны или, например, астероидов. Но ни США, ни Россия, ни Китай не являются его участниками. Индия же подписала Соглашение, но не ратифицировала его.
«Договор о космическом пространстве и Соглашение о Луне не содержат также определенных положений по добыче полезных ископаемых на небесных телах за пределами Земли. Причина заключается в решительном противодействии крупных космических держав любому запрету добывающей деятельности на Луне и других телах в будущем», — добавляет эксперт.
Более того, ни одно из положений международного космического права не определяет статус и юрисдикцию космических поселений. Поэтому в случае, если на Луне таки появится колония, по меньшей мере встанет вопрос: чьим законам она будет подчиняться?
Договоренность между государствами, которые владеют Международной космической станцией, может дать ответ: согласно ей, люди и имущество в космосе является частью национального законодательства. Впрочем вопрос юридического статуса космических поселений до сих пор остается не более чем предметом исследований.
Но уже скоро ситуация должна измениться. «Если учесть, что Луна может скоро стать ареной для борьбы за ресурсы, статус космического пространства как "достояния всего человечества" просто не соответствует действительности», — заключает Дмитрий Борзенко.
В вопросе колонизации Луны переплелись геополитические интересы космических держав, потребность в поиске новых источников ресурсов и «серые зоны» международного права. А там, где царит подобная неопределенность, рано или поздно может начаться конфронтация. И не факт, что «лунные войны» не будут ощутимы здесь, на Земле.
Автор: Олег Павлюк