Первые несистемные: как три журналиста пошли в парламент и чему учит их опыт
В 2014-м Мустафа Найем, Светлана Залищук и Сергей Лещенко олицетворяли запрос общества на новые лица. Тогда журналистов-расследователей и активистов хотели видеть в своих списках чуть ли не все партии проевропейского спектра. В конце концов, тройка выбрала Блок Петра Порошенко. Пять лет в парламенте Найем, Залищук и Лещенко отстаивали антикоррупционную повестку дня и пытались объединить вокруг нее народных депутатов, внепарламентские партии и даже кандидатов в президенты.
Но за эти пять лет тройка несистемных депутатов так и не нашла «свою» политическую силу, и теперь планирует баллотироваться в Верховную Раду как самовыдвиженцы по мажоритарным округам. Об опыте первых несистемных постмайданных политиков в Верховной Раде в материале Громадского.
Знакомство
«Я трижды пытался объединить "молодых политиков". Трижды!», — в столовой Верховной Рады Мустафа Найем эмоционально реагирует на вопросы Громадского почему за пять лет он и его коллеги не смогли найти свою партию и не пытались создать собственную политсилу. 28 февраля, за день до первого тура президентских выборов, Найем вместе с Лещенко и Залищук вышли из фракции БПП. Фактически же «тройка» перешла в оппозицию к большинству коллег по фракции еще в 2015-м.
Найем вспоминает, что накануне парламентских выборов 2014 года он предлагал общественным деятелям, активистам и журналистам, которые тогда планировали баллотироваться, объединиться в новую партию. «Тогда мы решили, что у такой партии нет шансов пройти в Раду, ведь тогда тоже были досрочные выборы, поэтому времени на раскрутку у нас не было», — говорит Найем. В конце концов представители общественности оказались в списках чуть ли не каждой партии с проевропейской повесткой дня. Алексей Рябчин и Алена Шкрум стали депутатами от «Батькивщины», журналист и активист Егор Соболев — от «Самопомощи», как и активистка Анна Гопко, журналистка Виктория Сюмар стала депутатом от «Народного фронта», а глава центра противодействия коррупции Виталий Шабунин баллотировался в Раду по списку «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, но в парламент не попал. «Если бы мы зашли в парламент хотя бы небольшой фракцией — это была бы совсем другая история, а так в БПП мы оказались фактически одни», — говорит Залищук.
Первые два года работы в парламенте Найем, Залищук и Лещенко провели в фарватере Петра Порошенко. Найема избрали заместителем главы фракции БПП, но он сконцентрировался на не фракционной работе, а на реформе Национальной полиции и войне на Донбассе. Залищук вошла в парламентский комитет по иностранным делам. Лещенко продолжил разоблачать коррупцию, в частности Игоря Коломойского, который до весны 2015-го возглавлял Днепропетровскую ОГА, и народного депутата от «Народного фронта» Николая Мартыненко.
В 2015-м Найем, Залищук и Лещенко еще раз попытались объединить «молодых политиков», на этот раз — внутри парламента. В феврале 2015 года они создали межфракционное объединение «Еврооптимисты». В него вошло 27 народных избранников. Это столько же, сколько в то время насчитывала фракция «Самопомощь» — четвертая по численности в Раде. Депутаты из фракций БПП, «Народного фронта», «Самопомощи» и «Батькивщины», которые вошли в объединение, декларировали воплощение европейских реформ и выполнение положений коалиционного соглашения. Но в итоге объединение не вышло за пределы совместного продвижения в Верховной Раде антикоррупционных законов.
Почему оно не переросло в партию? «Ну как вы представляете, чтобы например, депутат от "Батькивщины" сообщил, что стал членом другой партии? Это нереально», — рассказывает Александр Черненко, один из «еврооптимистов», нардеп от БПП, а до этого глава Комитета избирателей Украины.
Клей для новых политиков
До начала 2016-го тройка депутатов все больше стала критиковать Петра Порошенко и его окружение. В частности, обвинила в причастности к коррупции в энергетике Игоря Кононенко — первый заместитель главы фракции БПП. Постепенно они начали сближаться с другим членом команды Порошенко, который тоже все больше становился оппозиционным к президенту — главой Одесской ОГА Михеилом Саакашвили. Он также воевал с Коломойским, а еще — с правительством Арсения Яценюка и генеральным прокурором Виктором Шокиным. Найем, Залищук и Лещенко помогали Саакашвили с организацией так называемых региональных «антикоррупционных форумов». «Тогда Саакашвили, можно сказать, был определенным клеем, который мог бы объединить новых прогрессивных политиков», — вспоминает Залищук.
В 2016-м Найем, Залищук и Лещенко вошли в партию «Демократический альянс». На ее базе должны были создать платформу для «объединения центристских и право-центристских политических сил». Найем вспоминает, что в первую очередь речь шла о привлечении к этой платформе Саакашвили — в то время его сторонники создавали партию «Волна», которую он должен был впоследствии возглавить.
Практически сразу после этого вокруг Лещенко и Залищук разгорелись «квартирные скандалы» — активисты и блогеры, связанные с руководителями фракций БПП и «Народного фронта» требовали от депутатов объяснить на какие средства каждый из них приобрел себе жилье.
Саакашвили отказался присоединиться к инициативе «Демальянса». «Стало понятно, что проект "платформы" потерпел неудачу», — Найем рассказывает, почему в ноябре 2016 года он, Залищук и Лещенко ушли из руководящих должностей «Демальянса», а затем вышли из партии. Сопредседатель «Демократического альянса» Василий Гацко не захотел анализировать историю сотрудничества с тройкой депутатов. Ранее, в интервью изданию Главком Гацко рассказал, что не видит в Залищук, Найеме и Лещенко больших перспектив.
В 2017-м Найем и его коллеги вышли на улицы. Вместе с общественными активистами и представителями нескольких оппозиционных партий в том числе и правого спектра они организовали акцию в поддержку «большой политической реформы». На площади перед парламентом митингующие требовали, чтобы Верховная Рада приняла новую редакцию избирательного кодекса, закон об антикоррупционном суде и ликвидировали депутатскую неприкосновенность. Впоследствии доминирующую роль на площади перед Радой занял Михеил Саакашвили. Под его влиянием митингующие изменили требования на роспуск парламента и импичмент президенту. Парламент частично выполнил требования, но большинство организаторов акции в итоге ее покинули.
Пути «еврооптимистов» и Саакашвили разошлись. Бывший президент Грузии сосредоточился на уличных акциях протеста и поставил цель добиться импичмента Петра Порошенко. Зато тройка депутатов переключилась на защиту НАБУ и САП, которые в то время воевали со старыми правоохранительными органами.
За год общественные активисты пытались повторить акцию, но попытка оказалась неудачной. Протестовать под Раду пришло несколько десятков человек. «Проблема наших либеральных политиков и активистов в том, что они очень любят говорить, но не выходят на протесты. В отличие от националистов, которые действуют организованно», — говорит Найем.
Ставки на Зеленского и Вакарчука
С приближением президентских выборов «еврооптимисты» начали присматриваться к певцу Святославу Вакарчуку. Тот поехал учиться в Стэнфорд, где якобы должен был принять для себя решение, о дальнейшей политической карьере. За год певец-активист вернулся, но с решением идти на выборы затягивал. Баллотироваться в президенты он так и не решился. Поэтому Найем, Залищук и Лещенко должны были решить, кого из кандидатов они будут поддерживать.
Лещенко поддержал другого несистемного политика Владимира Зеленского и с января 2019 года начал консультировать кандидата и его штаб. Залищук стала советником другого кандидата — Анатолия Гриценко. Лидера «Гражданской позиции» она консультировала по международным вопросам. Найем призвал Гриценко, Вакарчука и лидера «Самопомощи» Андрея Садового объединить усилия и определить среди себя единого кандидата. В конце концов он не поддержал ни одного из участников гонки. Ближе к презентации партии Вакарчука «Голос» коммуникация с «еврооптимистами» стала выглядеть все более странно.
По словам одного из участников межфракционного объединения, он просто перестал коммуницировать и отвечать на сообщения. А во время одного из эфиров «Свободы слова на ICTV» Вакарчук обратился к гостям студии:
«Моя задача чтобы во власть пришли профессиональные, порядочные, патриотического люди [...] и у меня есть такая идея, я считаю, что она правильная, если выборы не будут проходить по новой системе, чтобы в нашем списке были совсем новые лица [...] Поэтому я буду предлагать партии принять такое решение, чтобы у нас в списке не было действующих народных депутатов». В студии среди гостей при этом находилась только Светлана Залищук.
Также по нашей информации, еще до презентации партии «Голос», Мустафа Найем вел длительные переговоры с депутатом Киевсовета Сергеем Гусовским и первым заместителем министра экономического развития и торговли Украины Максимом Нефедовым о присоединении к их новому политическому проекту «Люди важны». Переговоры были на финальной стадии, но в конце не привели ни к чему. По нашим данным Сергей Гусовский вел переговоры с Командой Зе, а 4 июня записал видеообращение, в котором сообщил, что движение «Люди важны» приостанавливает деятельность, а сам он не будет баллотироваться в парламент.
Опять одни
В 2014 году Найем, Залищук и Лещенко могли присоедениться почти ко всем основным политсила. В 2019-м, накануне парламентской кампании, ни одна из политических партий, у которых есть шанс преодолеть 5% барьер, не предложила им место в списке.
Вакарчук со своей партией «Голос» решил не брать к себе никого, кто уже был народным депутатом. «Слуга народа» Владимира Зеленского до сих пор не поддержала Сергея Лещенко, который попал в очередной скандал — адвокат Дональда Трампа Рудольф Джулиани обвиняет Лещенко в сотрудничестве с оппонентами Трампа с демократической партией.
В 2016-м в интервью Сергей Лещенко сравнил себя и коллег с гумусом, который перегнил для того, чтобы выросло что-то новое. «Иначе реальность у нас была бы хуже», — сказал тогда он. В 2019-м Найем, Залищук и Лещенко планируют снова идти на выборы. Тройка политиков, которые выступали за реформу избирательного законодательства и отмену мажоритарных округов предварительно решили идти именно по мажоритарке. Найем и Лещенко рассматривают вариант баллотироваться по округам в Киеве, Залищук будет баллотироваться в родном Жашкове.
«Все пять лет мы боролись с коррупционерами. Теперь же получается, что нас хотят засунуть в один ящик с людьми, против которых мы боролись. С тем самым Розенблатом. Но мы собираемся доказать, что в новом парламенте понадобятся опытные бойцы, которые прошли испытания», — объясняет Залищук.