«Писали, что я красивая, но рынок не готов». Как украинская модель покоряла подиумы на колесном кресле
Иногда фронтовики говорят, что лучше погибнуть, чем жить с инвалидностью. Первая в мире профессиональная модель на колесном кресле и первая в Украине фотомодель с инвалидностью Александра Кутас никогда бы с ними не согласилась.
Для нее жизнь с инвалидностью — это победа над смертью. Во время родов врачи из-за халатности повредили девочке позвоночник.
Ее родителей предупреждали, что дети с такой травмой не доживают до года, до трех до десяти. Ошиблись. Саше 30. Она покорила подиумы в Украине, Великобритании и Индии. Получила высшее образование и финансовую независимость. Создала семью и стала мамой.
Такая, как все, и даже лучше
Детская дискотека в курортном городе, Саша тоже на площадке — танцует, сидя в коляске. Тогда впервые ее смутили взгляды взрослых.
«Они так на тебя смотрят, потому что ты здесь самая лучшая», — объяснила мама.
По образованию физик, экономист и юрист, женщина была педагогом от Бога: она смогла убедить дочь, что та такая же, как другие, а в некоторых аспектах — еще лучше. Требования перед дочерью предъявляла соответствующие. К примеру, отдала девочку в общеобразовательную школу Днепра — ту, которую окончила сама.
Учителя пошли навстречу — Саша до сих пор им всем очень благодарна. Мама купила для нее отдельную парту, дедушка на руках выносил с креслом на второй этаж, где был кабинет. А когда в старших классах уроки должны были проходить в разных аудиториях, Саше и одноклассникам разрешили оставаться в едином кабинете ради ее удобства.
После школы девушка поступила на стационар в университет.
«Я мечтала стать психологом. Учебный корпус без лифта и пандусов. Руководство университета подстерегало, когда я сдамся и сама откажусь от стационарного обучения. Но я не сдалась», — вспоминает Саша.
Утром в учебный корпус ее подвозил кто-то из членов семьи и по лестнице вместе с креслом поднимал в аудиторию — иногда на 4-й этаж. А после занятий Саша и ее сокурсницы просили кого-то из ребят-студентов, чтобы снесли девушку вниз, где ее ждал водитель. И так все четыре года бакалавриата.
Свой красный диплом Саша получила в 2014 году. Бойцам, к которым начала приезжать в госпиталь как волонтер, девушка не говорила, что является профессиональным психологом, чтобы не насторожить. Просто разговаривала, готовила для них вкусности.
Саша была единственным ребенком в колесном кресле в школе, единственным в университете. На улицах Днепра она не видела людей, передвигавшихся на креслах, инфраструктура города не была приспособлена к их нуждам. Поэтому в 2014 году ее поразил травмированный боец, который не мог съехать креслом во двор госпиталя, чтобы покурить, потому что не было пандуса.
«Я не знала другой жизни, кроме кресла. Просить помощи у других для меня было привычной необходимостью. А этому бойцу нужно привыкать к зависимости от других людей. Я увидела такую боль в его глазах, что до сих пор их помню.
Поняла, что ему гораздо труднее, чем мне, потому что он помнил себя свободным в движениях. Тогда впервые подумала, что война усугубит проблему доступности для многих людей.
Я подала в горсовет Днепра проект по обустройству пешеходных переходов в центре города, ведь высоченные бордюры не поддаются человеку в колесном кресле. Меня похвалили, наградили, а бордюры никто так и не срезал», — рассказывает женщина.
Тогда Саша впервые поняла, что здоровые люди еще не готовы делить городское и жизненное пространство с людьми в креслах.
«Стань первой»
За столиком в кафе школьницу Сашу увидела начинающий фотограф. Предложила фотосессию. Снимки получились чудесные, Саша выложила их в соцсети. Знакомые писали в комментариях, что девушка похожа на фотомодель.
Саша искала в интернете хоть какую-то информацию о фотомоделях в колесном кресле. Не нашла.
«Стань первой такой моделью», — сказала мама. И посоветовала дочери собрать портфолио, чтобы послать его в модельные агентства.
«Мне даже пришел один ответ. Писали, что я хорошая и фотогеничная. Но модельный рынок не готов к модели в колесном кресле», — вспоминает женщина.
Затем последовало видео в интернете о том, как в США человек в кресле принял участие в благотворительном показе мод. Этот показ Саше не понравился: она сделала бы интереснее.
В 2015 году Саша приехала в Киев — волонтерить на «Украинской неделе моды». Дизайнерам, которых считала инновационными, девушка предлагала сотрудничество, говорила, что из-за войны в стране вырастет количество людей с инвалидностью, что нужно менять отношение общества к ним.
«Один из тех дизайнеров сказал, что модели с инвалидностью — это просто хайп, а хайповать он не хочет. И никогда люди с инвалидностью не станут частью мира моды. Я подумала, что он не готов к моему проекту, и нужно искать другого дизайнера».
Вместо дизайнера Саша нашла тогда фотографа Андрея Саримсакова, который предложил ей фотосессию. Затем он устроил в Киеве фотовыставку «Разорви свои цепи» — о том, что нужно ломать стереотипы в восприятии людей с инвалидностью. За участие в проекте Саша получила свой первый гонорар в качестве фотомодели.
«Выставка прошла в июле, фото с нее я выложила в инстаграмм. Там их увидела американская журналистка, она сделала со мной интервью. В сентябре оно вышло в британской газете Daily Mail. После этого информация об украинской фотомодели на колесном кресле появилась в газетах почти двух десятков стран», — рассказывает женщина.
А в следующем году ведущий украинский дизайнер Федор Возианов привлек Сашу к своему новому показу.
«Я была единственной моделью с инвалидностью на этом показе. Четверо мужчин-моделей выносили меня на высоком троне, другие модели использовали как подиум разделение моего невероятного платья.
Концепция показа была такова: люди должны увидеть эффектное шоу, профессиональную модель в одежде, и осознать, что инвалидность не является препятствием для участия в этом шоу.
Фото с показа опубликовали более чем в 60 странах мира. Меня стали приглашать на интервью в зарубежные СМИ. Они просто вынуждены были писать об украинской инновационности в фэшн-индустрии. Это был украинский прорыв».
Материалы этого показа и свои интервью Саша направила более чем в 400 модельных агентств мира. Откликнулось одно — из Индии. В 2017 году Саша заключила с ним контракт. Но впоследствии выяснилось, что индийские бренды не готовы к тому, чтобы их рекламировал человек с инвалидностью. Саша вернулась в Киев.
Работала в пиар-агентстве и однажды по работе посетила Лондон. Как же инфраструктура этого города подстроена под нужды людей с инвалидностью! Так просто перейти улицу, пользоваться метро.
Чтобы переехать в британскую столицу, Саша подала свой проект в инкубатор стартапов в Лондоне — и его отобрали для реализации. Речь шла о разработке приложения для телефона, которое должно определять для людей с инвалидностью оптимальный маршрут передвижения по городу.
Тогда, в 2018 году, когда Саша переехала в Лондон, все ее имущество помещалось в небольшом рюкзаке. Денег маловато, жилье дорогое, сначала ночевала у знакомых, потом отдавала 80% стипендии за гостиницу.
Но в 2019 году в Лондоне открылось агентство, готовое сотрудничать с моделями с инвалидностью, и все изменилось. Саша подписывает контракт.
«Общение со мной — честь для мужчин»
На свое первое свидание Саша пошла лет в 9: знакомый мальчик пригласил в кино. Повзрослев, у нее никогда не было проблем с мужчинами. Со здоровыми мужчинами, ведь в кругу ее общения просто не было ребят с инвалидностью.
«Даже на ум никогда не приходило, что моя инвалидность является препятствием для любви. Считала, что я молодая, красивая и успешная девушка, сама на себя зарабатываю. Что я интересная личность, и общаться со мной — честь для любого мужчины», — убеждена Саша.
Ей было около 18, когда врачи сказали, что она не сможет иметь детей.
«Я не заморачивалась тогда этим вердиктом. Сексом заниматься я ведь могла. А дети… Какие дети, я еще почти ребенок».
Когда Стивен, канадец китайского происхождения, который учился в Британии, предложил Саше брак, они даже обсуждали возможность суррогатного материнства.
Его родители не скрывали неприязни к Саше. Но Стивен хотел, чтобы его женой стала именно она.
«Он взрослый мужчина и сделал свой выбор. На свадьбу его родители не приехали. Но когда я забеременела, наши отношения с ними изменились. А после рождения дочери они стали вполне приемлемыми. Тем более что родители Стивена живут в другой стране», — делится женщина.
Саша забеременела естественным способом и не имела никаких осложнений во время вынашивания ребенка. Единственная проблема — из-за инвалидности женщина не могла ощущать движения плода и иногда паниковала. Занимался ею врач, специализирующийся на помощи роженицам с травмой позвоночника. Кесарево сечение — и на свет появилась здоровая девочка, которой вскоре исполнится четыре года.
«Мы назвали ее Софией, потому что это красивое интернациональное имя. Да и о своей беременности я узнала в Стамбуле, как раз после экскурсии в Айя-Софию», — вспоминает Саша.
Она считает, что в любой семье, а особенно в той, где у супругов есть инвалидность, важно понять, что ты можешь и чего не можешь делать, согласовать зоны ответственности.
«Думаю, супруги должны быть креативными в вопросе распределения обязанностей, следя за равноправием друг друга. И каждый должен быть финансово независимым», — утверждает Саша.
Война задает новые векторы
Когда началась полномасштабная война, Саша ушла из модельного бизнеса.
«Мои мечты, желания полностью изменились. Я хотела быть полезна своей стране. Не представляла, как можно улыбаться, рекламировать духи, когда в Украине людей убивают российские ракеты. А вдруг другая модель или фотограф будут из россии? От одной мысли об этом мне становилось некомфортно».
Сейчас она работает в британской благотворительной организации, которая, среди прочего, выделяет гранты для благотворительных фондов, поддерживающих украинских беженцев в Европе и людей в Украине, получивших инвалидность, лишившихся жилья.
В прошлом году женщина приняла участие в программе лидерства Фонда Барака Обамы. По этой программе из Украины учились тогда только два человека — народный депутат Санченко и… Саша.
«Это было шесть месяцев мастер-классов, тренингов, встреч с экс-премьер-министрами разных стран. Я имела честь общаться с президентом Обамой, рассказать, что существующая украинская инфраструктура делает жизнь наших ветеранов с инвалидностью очень сложной, что Украина нуждается в помощи, чтобы реализовать принцип инклюзии», — рассказывает Саша.
После войны у креативных людей с инвалидностью будет много работы: нужно будет налаживать жизнь в Украине и делать доступной инфраструктуру в отстроенных городах. А колесное кресло для них просто средство передвижения, а не запрет на жизнь и креативность.