Планшеты, роботы и антистресс-гаджеты: как изменились игрушки за последние 10 лет

Хорошая игрушка вдохновляет, привлекает, радует и учит вашего ребенка новому. Некоторые из них становятся культурными явлениями, дают начало трендам и порождают тысячи новых вариаций. hromadske рассмотрело, как изменились игрушки за последние 10 лет, как на них повлияла диджитализация и какова польза от электронных гаджетов.

Десять самых популярных игрушек 2010-х

Издание Insider совместно с Национальным музеем игры в Нью-Йорке, который считается единственным в мире, полностью посвященным играм, составило список самых популярных игрушек. Он охватывает промежуток с 1960-х до 2010-х — каждому году, начиная с 1965-го, посвящена определенная игрушка. Перечень игрушек авторы выбирали с учетом симпатий покупателей. А также проанализировали, как конкретная игрушка передает дух эпохи и рассказывает о том, чем тогда жили люди.

Так, например, в 1966-м году стала популярной только что запущенная линейка Suzy Homemaker — кухонные мини-плиты, холодильнички, стиральные машинки и тому подобное. Стереотипно они предназначались для женщин — с точки зрения эпохи это иллюстрирует гендерное устройство того периода. Марка стала своеобразным феноменом, который закрепился и в языке. Сегодня термин Suzy Homemaker употребляется как ироническое сравнение в отношении женщин, которые любят (или вынуждены) стирать-убирать-готовить.

А после 1977-го, года выхода «Звездных войн», стали популярными кукольные фигуры героев — мир игрушек отреагировал на знаковое событие в поп-культуре. По мере того как развивались технологии, игрушки тоже видоизменялись — появлялись трансформеры, возникли видеоигры.

Впрочем, нельзя сказать, что диджитализация вытеснила все другие виды игрушек. Кроме прогрессивных технологических игрушек, детям — и взрослым тоже — хочется привычных тактильных ощущений, иного, физического, взаимодействия. Ассортимент игрушек, безусловно, изменился под влиянием технологий. Но в то же время показал: игрушки должны активировать различные виды восприятия: например, прикосновение. Развивать авторскую фантазию, создавая собственные игры с игрушечными героями.

Вот основные тенденции предпочтений детей за последние 10 лет:

  • В 2011 году компания LeapFrog разработала планшет специально для детей. Устройство с сенсорным экраном загружало обучающие игры и программы с помощью специальных картриджей. Оно было довольно крепким, поэтому его покупали дошкольникам.
  • В 2012 году между собой конкурировали игровые консоли: Wii от Nintendo, X-Box 360 и PlayStation 3.
  • В 2013-м малыши мечтали о роботизированном щенке Tekno. Управлять псом можно было со смарт-устройств и планшетов. Щенок отвечал на основные команды и мог делать сальто назад.
  • В 2014 году массово покупали все, что связано с «Ледяным сердцем»: куклы Эльзы, Анны, плюшевого Олафа и даже замки из мультфильма.
  • В 2015-м популярной стала подвижная игрушка BB-8, которая впервые появилась в фильме «Звездные войны: Пробуждение силы». Роботом управляли с помощью программы. А еще он реагировал на голосовые команды и издавал звуки.
  • В 2016-м популярными были игрушки Hatchimals — роботизированные животные, которые вылуплялись из яиц.
  • С 2017 года дети начали увлекаться куклами LOL Surprise! и спиннерами.
  • В следующем году появились надевающиеся на палец игрушки Fingerlings.
  • В 2019-м дети выбирали роботизированного ежа High-Tech Hedgehog, которого нужно было собрать самостоятельно.
  • В 2020-м году игрушкой года снова стали куклы LOL Surprise!

Купить эти игрушки можно в интернет-магазине Panama.

KidiZoom Creator Cam от VTech на Ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Цифровая камера поставляется с зеленым экраном и анимированными фонами, что позволяет детям отправляться в открытый космос, преследовать тираннозавра или заставлять вещи исчезатьAP/Kathy Willens

Диджитализация игр: есть ли опасность и какова польза

Влияние технологий на общество сложно не заметить. Сейчас трудно точно спрогнозировать, какими последствиями это обернется для следующего поколения. Но некоторые тенденции заметны уже сейчас. Технологии формируют способ, как дети и подростки играют, думают и проживают жизнь.

Дети нередко предпочитают скорее телефон или планшет, чем спорт, особенно когда становятся подростками. Регулярно раздаются предостережения, что дети становятся излишне агрессивными, играя в виртуальные игры. Действительно ли это так?

Связь между видеоиграми и детской агрессивностью все же есть, но нужно разобраться в нюансах. Исследователи из Американской психологической ассоциации провели более ста исследований за восемь лет, чтобы проследить взаимосвязь. Выяснилось, что видеоигры, где есть элементы насилия, все же уменьшают чувствительность к агрессии, могут заглушать эмпатию, провоцируют агрессивные мысли.

Но психологи предостерегают: для широких выводов данных недостаточно. Хотя связь существует, игры сами по себе не вызывают увеличения агрессии, а является дополнительным фактором риска. Чтобы минимизировать риски, производители должным маркировать продукцию и еще на этапе написания сценария прослеживать, чтобы в игре было меньше жестоких сцен.

Интерактивные игрушки не нужны ребенку до года — они отвлекают от социальной коммуникации, которая является определяющей в этом периоде жизни. Малыш должен понимать выражения лица, фразы и их тональность, жестикуляцию — так он считывает мир. Электронные же аксессуары в этом возрасте тормозят развитие речи, коммуникацию между родителями и ребенком, уменьшают двигательную активность.

Но по мере того, как дети подрастают и социализируются, гаджеты и диджитал-инструменты могут стать им помощниками, особенно в обучении. Специальные приложения для обучения на смартфонах и планшетах — понятны и привычны для школьников, они могут лучше привлечь ребенка к обучению.

Интерактивные тесты, представление информации через видео, мультфильмы, генераторы практических задач, онлайн-викторины, виртуальные туры — все это развивает ребенка и мотивирует его к учебе.

Родителям есть смысл участвовать в играх и сочетать различные виды игрушек и активностей: подвижные, логические и электронные. То есть, если выбирать такие интерактивные игры и игрушки, которые сочетают и учебный, и развлекательный компоненты, и побуждают детей к добрым поступкам на примере виртуальных героев, можно надеяться на отличный результат для развития личности ребенка.

Друзья из LEGO Миа и Даниэль в новом Доме на дереве, установленном на стенде LEGO на Североамериканской международной ярмарке игрушек в Нью-ЙоркеAP/Jason DeCrow

Чем играют дети сейчас и какое влияние на это оказывают соцсети

Кроме диджитализации на игрушки повлияла еще и пандемия. Во время локдауна семьи научились проводить время вместе, а игра стала обычным занятием дня не только для детей, но и для взрослых. Игры уже давно стали средством бегства от реальности для взрослых, а еще они предлагают как бы вернуться в детство. Поэтому сейчас популярны конструкторы и пазлы, с которыми можно играть в любом возрасте.

Благодаря развитию YouTube и TikTok среди детской аудитории новый всплеск популярности получили плееры, музыкальные инструменты и звуковые игрушки. Еще один тренд 2021 года — предметы, помогающие справиться со стрессом, снять нервную и эмоциональную нагрузку.

Сюда можно отнести популярные сейчас игрушки «симпл-димпл», «сквиш» и «поп-ит». Они бывают разных форм, цветов и размеров, позволяют нажимать на резиновые пузырьки, внешне похожие на формочки для льда. При нажатии раздается специфический звук, как будто что-то трескается. Сделанные из силикона, эти игрушки довольно крепкие.

Такие игрушки служат владельцам еще и способом раскрутить себя как блогеров. Речь идет не только о нажатии на пузырьки для уменьшения стресса, но и о создании своей аудитории в TikTok. Есть ряд интерактивных игр специально для этой соцсети: игра в кости, крестики-нолики, даже гадание. Можно развлекаться с игральным кубиком: участники бросают его по очереди и должны надавить на столько пузырьков, сколько показал кубик. Проигрывает тот, кому не хватило пузырьков для последнего хода.

Движения, которые владельцы игрушки делают во время надавливания, помогают или сосредоточиться, или отвлечься — в зависимости от цели. Также они уменьшают тревожность. Впрочем, стоит помнить, что это не панацея: игра не устранит истинные причины стресса.

Партнерский материал опубликован на правах рекламы