«Побочка не так страшна, как риск заразиться». Что рассказывают люди, которые уже вакцинировались от коронавируса

Когда вакцина от коронавируса появится в Украине, пока сказать сложно. В Минздраве уже сомневаются в эффективности китайской SinoVac, которую планировали закупить в ближайшее время. Российский «Спутник V» с сомнительной репутацией покупать не планируют, а Pfizer/BioNTech или Moderna, которыми сейчас прививают в США и Европе, для нас пока слишком дорогие. Зато есть время взвесить все за и против.

Стоит ли вакцинироваться от COVID-19 уже сейчас или лучше подождать, когда будут эффективные вакцины? Прививка — это больно? И обязательно ли будут побочные реакции? Мы пообщались с четырьмя украинцами, проживающих за рубежом, об их опыте вакцинации от коронавируса. А еще с двумя россиянами — о прививках тем самым «Спутником V».

Григорий ЛапшинHryhoriy Lapshyn/Facebook

Григорий Лапшин, заведующий секцией трансплантационной хирургии в клинике университета Любека, Германия. Делал прививки вакциной Pfizer/BioNTech

Всех сотрудников нашей клиники разделили на четыре категории. Первая — это люди, которые работают в приемном отделении или реанимации, где есть наибольший риск заразиться COVID-19. Вторая категория — это те, кто работает с людьми после трансплантации и пациентами с иммунодефицитом. Затем идут все остальные. Моя жена работает, например, в исследовательской лаборатории — она в четвертой категории и будет вакцинироваться в последнюю очередь.

Процесс вакцинации начался у нас 29 декабря. Я был одним из первых вакцинированных, так как работаю и в приемном отделении и с трансплантационными больными — чтобы не быть переносчиком инфекции и самому не заболеть. Скажем, на днях мне пришлось оперировать 73-летнюю женщину, у которой был COVID-19.

Меня вакцинировал мой шеф. Я получил письмо, где была ссылка, и там пошагово объясняли, что и как нужно заполнить, какие документы подписать, куда явиться, в какое время. Все продолжалось 5-6 минут. Процедура совершенно безболезненная, никаких побочных реакций у меня не было. Следующая прививка — через три недели. Через семь дней после второй прививки наступает почти полный иммунитет от COVID-19 — около 95%.

Сейчас в Германии вакцинация сейчас необязательна, и вакцины пока на всех не хватает. На днях зарегистрировали еще и вторую вакцину. Теперь, кроме американо-немецкой Pfizer/BioNTech, доступна американская Moderna. Она сохраняется при -20°С, а BioNTech/Pfizer надо хранить при -78°С. Это довольно трудно, и не все могут себе это позволить. Правда, Moderna дороже: одна доза стоит где-то 19 евро, тогда как Pfizer/BioNTech — 12. Но, конечно, для населения эти вакцины бесплатны.

Мое решение вакцинироваться было очевидным. Я понимал: для меня профит от вакцинации значительно больше, чем риск каких-то побочных эффектов. Я сам очень доволен, и у всех моих знакомых не было никаких побочных эффектов. Я часто вижу пациентов — даже довольно молодых или среднего возраста, которые лежат в реанимации на искусственной вентиляции легких. Я вижу, как умирают пациенты пожилого возраста. И это можно и нужно профилактировать. Тем более, что вакцина безопасна и достаточно эффективна.

Татьяна Скрипец, онколог-гематолог в онкологическом институте в Бари, Италия. Делала прививку вакциной Pfizer/BioNTech

В Италии вакцинация сейчас добровольная: кто хочет, тот делает. Это все организовано Министерством здравоохранения, в каждом регионе есть его представительство. Есть разделение на четыре волны вакцинации: первая — это медики и люди старше 80 лет. Вторая волна — люди старше 60 и те, кто имеет высокий риск инфицирования, определенные хронические заболевания. Третья и четвертая — люди молодого возраста, представители других профессий.

В конце декабря мы получили ссылку на регистрацию, там мы должны были указать, где именно работаем, чем занимаемся, в каком департаменте. Наш институт, и все клиники Италии получили определенное количество вакцины, и каждый регион, каждый госпиталь, каждая клиника уже в своем порядке начали вакцинацию врачей, медсестер и другого медицинского персонала. У нас это началось с прошлого понедельника. У администрации госпиталя есть перечень персонала, и там определяют: вот это отделение приходит на вакцинацию сегодня в столько-то, завтра — другое отделение. Невозможно сделать прививку всему персоналу за один день, если в госпитале более тысячи сотрудников.

Скажу сразу, у нас почти все вакцинировались. Те, кто не делал прививки, имел на это уважительные причины: не было никаких замечаний вроде того, что эта вакцина невалидна, что это какой-то эксперимент и т.д. В Италии, если статистически сравнивать с другими европейскими странами, более развито движение «антивакцинаторов». Впрочем, вакцину все очень ждут. Конечно, людям без медицинского образования это не так легко воспринять и понять, поэтому стоит рассказать «на пальцах», почему вакцинироваться — это важно.

29 января я получу вторую дозу вакцины. Во всех исследованиях и в инструкции написано, что более вероятно проявление побочных действий как раз после второй дозы. Но побочное действие может быть даже от парацетамола или ибупрофена. Я регулярно вакцинируюсь против гриппа, и у меня были побочные реакции, например, в виде головной боли, иногда дискомфорта в области укола, иногда была повышенная температура до 38,5 — но это не было чем-то страшным, это нормальная реакция нашего организма.

Даже если ты вакцинировался, все равно нужно придерживаться простых правил: маска, гигиена и социальное дистанцирование — уже доказано, что это работает. К сожалению, ни одна вакцина не может на 100% гарантировать, что ты не заболеешь. Можешь не заболеть, можешь быть бессимптомным пациентом, но ты можешь заразить другого человека.

Валерия Найт, стоматолог в штате Нью-Джерси, США. Делала прививку вакциной Moderna

Пока это не обязательно, но я уже хочу быть вакцинированной и иметь возможность путешествовать. Также я общаюсь со многими людьми, в том числе с пациентами пожилого возраста, и не хочу быть угрозой для них. Я не считаю вакцину опасной — потому решилась.

Наш менеджер следил за вакцинацией в Нью-Йорке через сайт Стоматологической ассоциации штата Нью-Йорк. На этом сайте писали, где и когда могут вакцинироваться стоматологи и медработники в Нью-Йорке. И как только вакцина стала доступной в нашем регионе, нам прислали ссылку на электронную почту, по которой мы зарегистрировались. Также надо было переслать письмо с нашей работы — подтверждение, что мы работаем с пациентами — и ответить на несколько вопросов о состоянии здоровья: есть ли симптомы COVID-19, есть ли аллергические реакции, были ли вакцинации от чего-то другого в течение месяца, беременны ли вы или собираетесь забеременеть, путешествовали ли в какие-то опасные места в последнее время.

Перед вакцинацией нам присылали письмо-памятку, где были какие-то общие вещи — например, что у вас могут быть аллергические реакции. Сегодня у меня был пациент, который сам развозит вакцину по домам престарелых. Он говорит, что там уже вакцинировались 20 тысяч человек, из них примерно у 40 были какие-то побочные реакции, но это было разве что легкое покраснение плеча. Самое тяжелое последствие — человеку стало трудно дышать. Но это человек, у которого много сопутствующих аллергий. Ему дали кислород — и все было хорошо.

Мы сделали первую вакцинацию, и нам тут же назначили день, когда надо делать вторую прививку — это через три недели. Я жду, когда сделаю вторую прививку, пройдет некоторое время и уже смогу кричать: «Я могу вас обнять, со мной все окей!» Но уже сейчас я бы сказала, что чувствую себя немного привилегированной, ведь вакцинировалась одной из первых и теперь меньше подвергаюсь опасности.

Конечно, на фейсбуке можно найти все, что хочешь, любые теории заговора, но все мои друзья, которые работают в медицинских учреждениях, доверяют прививкам и вакцинируются. Тех, кто отказался, у нас только трое: один из них говорит, что пока подождет, посмотрит: если вакцина эффективна, сделает прививку тоже. У нас демократический штат, поэтому конспирология распространена меньше.

Галина Шенкарюк, ухаживает за 97-летней женщиной в Тель-Авиве, Израиль. Делала прививку вакциной Pfizer/BioNTech

Я работаю по трудовому договору на 5 лет: здесь я уже прожила три года, полтора из которых не была дома — не могла выехать из-за карантина. Для меня было важным сделать вакцинацию: тогда мне не придется отсиживаться две недели в гостинице на карантине, да еще и оплачивать его за свой счет, вернувшись после отпуска из Украины.

Премьер-министр Израиля Бенджамин Нетаньяху получает второй укол вакцины против COVID-19 от Pfizer/BioNTech в Медицинском центре Шеба в Рамат-Гане, Израиль, 9 января 2021 годаAP/Miriam Elster

23 декабря сам Нетаньяху (премьер-министр Израиля, — ред.) сделал прививку — и все люди стали вакцинироваться. Прежде всего те, кому за 60. В Израиле очень доверяют этой вакцине. Для каждого заказывают очередь по телефону — без этого ты не имеешь права пойти. У каждого есть своя медицинская карточка: она похожа на наши ID-паспорт. Именно ее просматривают врачи, прежде чем согласовать вакцинацию. Но мне очередь занимать не пришлось: я здесь привязана к своей бабушке. Идет она — автоматически и я с ней.

В пункте вакцинации нас обслуживали медбратья, вакцина уже была набрана. Вызывают по имени — меня и мою бабушку одновременно, но в разные кабинки. Уточняют, есть ли аллергии, не болели ли коронавирусом, нет ли рака. Все очень быстро: я пришла и ушла с улыбкой. Вторая прививка будет через три недели, очередь занимать тоже надо по телефону — сразу же после первого укола. Иногда, правда, вам звонят или пишут смс — и зовут вакцинироваться: очевидно, откупоривают емкости с вакциной, и ее надо срочно использовать.

Нечего бояться — спокойно можете так всем и говорить. Мне тоже из дома звонила дочь, говорила: «Мама, может тебе не делать?» А я говорю: «Почему? Израильтяне очень умные люди: если они делают, значит, нечего бояться». Конечно же, мы не знаем, что будет дальше, но как говорится, прививка не повредит.

Дмитрий КузнецовКоманда Бойко/Facebook

Дмитрий Кузнецов, программист в Москве, Россия. Далал прививку вакциной «Спутник V»

Я программист, работаю в крупной компании, и я просто решил сделать прививку, потому что регулярно общаюсь со своей пожилой мамой, и не хотел бы представлять для нее опасность. На самом деле, в России сейчас достаточно широкий спектр профессий, которые люди могут должны вакцинироваться. На днях мои коллеги получили письма о том, что сотрудники IT-компаний, туристической отрасли и еще некоторые могут сделать прививку.

В Москве это все довольно просто. Здесь вообще медицинские услуги устроены таким образом, что нужно делать предварительную запись через портал государственных услуг. Я открыл приложение, увидел, что на следующий день есть доступные слоты для записи на вакцинацию, записался и пришел в определенное время. Мне измерили температуру и давление, терапевт задал несколько вопросов о моем самочувствии — и я пошел прививаться.

На месте оказалось, что живая очередь здесь тоже есть. Вакцина «Спутник V» двухкомпонентная, второй компонент колят через три недели. Если первым компонентом мне очень быстро сделали укол, то второго мне пришлось подождать минут 10. Медики размораживают вакцину — пять доз в одной емкости — и пытаются сразу набрать пять человек, чтобы его использовать сразу в течение двух часов.

После первого компонента все было нормально, я чувствовал разве что слабость. Потом вспомнил, что меня предупреждали: какие-то побочные реакции могут быть в течение трех дней. Эти три дня я работал из дома. А вот после второго компонента на второй день у меня поднялась температура до 38,5, был высокий пульс. Весь день я пил парацетамол, но температура не спадала. Я то засыпал, то просыпался. Но в конце концов на следующий день утром проснулся, и все уже было нормально.

После вакцинации я сдал специфический анализ на количество антител в частной клинике — и он показал довольно большое их количество. Результат достаточно хороший.

Конечно, меня тревожил тот момент, что вакцина не до конца изучена, и риски, связаны как раз с этим аспектом. Но и болезнь вообще новая, ее последствия до конца не ясны, и я подумал, что лучше привиться, чем иметь риск заболеть. Мама пока не спешит вакцинироваться: она знает о побочных эффектах, которые испытывал я. Если так будет и у нее, ей будет труднее. Поэтому она ждет: в России тоже должна появиться новая вакцина. Есть информация про «Спутник-лайт», но пока непонятно, когда он должен быть. А может, появится Pfizer/BioNTech. Для пожилых людей, думаю, лучше подождать и привиться вакциной с менее выраженными побочными реакциями.

Наталия ЗуеваНаталия Зуева/Facebook

Наталия Зуева, сотрудница благотворительного фонда помощи хосписам в России. Делала прививку вакциной «Спутник V»

Я москвичка, но с начала пандемии мы с мужем живем в деревне во Владимирской области, почти ни с кем не общаемся. Несколько наших соседей переболели. Здесь вообще рядом с деревней есть городок, где расположен большой ковидный госпиталь, и понятно, что ситуация сложная.

Вакцинацию в Москве анонсировали уже давно. Вакцины сначала были только для врачей, потом для работников культуры. Тогда мой муж получил сообщение о том, что хорошо бы привиться. А потом было распоряжение-рекомендация работникам социальной сферы и благотворительных фондов: в эту категорию попала и я. Взяла справку, что я действительно работаю в фонде — хотя и напрямую не контактирую с пациентами, а работаю больше с их родственниками и преимущественно по телефону. Мы записались в поликлинику по месту жительства через электронную систему. Это как обычная запись к врачу.

Приехали заранее, все спланировали, оставили ключи соседям, чтобы они могли зайти, если нам будет плохо и потребуется помощь. Все было немного дольше, чем я ожидала: думала, мы проведем там полчаса, но получилось где-то два. Праздничные дни, поликлиника большая и практически пустая. А на втором этаже ряд кабинетов выделены под зону вакцинации. Но людей в очереди больше, чем мы думали. Они приходят, заполняют анкету в регистратуре, ждут вызова к врачу. Затем врач смотрит анкету, измеряет температуру, давление, расспрашивает о самочувствии.

После этого выходишь в коридор и ждешь, пока медсестра пригласит пять человек на вакцинацию. Сам процесс — буквально полторы минуты, только обнажить плечо и получить инъекцию. После этого надо выйти и посидеть в отдельной комнате — если вдруг начнется анафилактический шок или аллергическая реакция — чтобы врачи могли помочь. Потом тебе выписывают бумажку, что сделан первый укол, и отпускают.

Мы немного прошлись пешком, потом я села за руль — и мы поехали домой. Поскольку мы ехали из Москвы в деревню, то сама дорога заняла у нас несколько часов. Дальше — обычная жизнь с обычной домашней активностью. Единственное, я заметила, что похолодало и я не могу согреться. И это ощущение нарастало до вечера. Какая-то общая усталость, слабость, холодные руки, холодный нос. Около полуночи у меня начали реально стучать зубы. Хотелось много пить: постоянно пила воду, бегала в туалет и не могла заснуть.

Это был не сон, а какое-то забытье, когда каждые 40 минут просыпаешься. Около 4 утра я заметила, что у меня высокая температура. Измерила — действительно, 38. В таком состоянии я как-то дотянула время до утра, на рассвете приняла ибупрофен, который у нас был заготовлен. И снова уснула, уже глубже. А проснулась — состояние, как после классической температуры. Она снизилась только около двух дня, и сразу появился аппетит, вернулись все нормальные реакции. После этого чувствовала лишь небольшую усталость в мышцах.

Если бы у меня была возможность еще подождать и удостовериться в качестве вакцины, я бы так и сделала. Но в связи с моими семейным обстоятельствами, а у меня старенький папа, я не могу себе позволить такую роскошь — еще несколько месяцев жить в полной изоляции и полагаться на случай. Мне хотелось обезопасить не только себя, но и всю семью. Я все-таки работаю на горячей линии, и часто слышу, как переносят болезнь у хронически больные, ослабленные, пожилые люди. Это может развиваться незаметно, а потом приводит к фатальным последствиям. Кроме того, конечно, я читала, смотрела, слушала мнения специалистов: говорят разное, но для меня главным аргументом было то, что отсутствие вакцинации может привести к тяжелым последствиям. Возможны побочки, но они не так страшны.