Почему история Зои Мельник — о нас с вами

На этой неделе социальные сети облетела история Зои Мельник — одесской полицейской, которая не побоялась открыто рассказать о проблемах в патрульной полиции. Погоня за показателями, неоплачиваемая сверхурочная работа, нехватка оборудования — все болезни «старой» полиции перекочевали в «новую».

Об этом говорилось еще в 2017 году, и, к сожалению, ситуация с тех пор существенно не изменилась. Без сомнения, это был смелый поступок — любой полицейский знает, что в случае открытой критики сложившейся системы его не ждет ничего хорошего.

И реакция не заставила себя ждать — на девушку обрушился шквал обвинений, оскорблений и даже угроз — от руководства полиции, ботов в социальных сетях и «прикормленных» лидеров общественного мнения.

На этом можно было бы и закончить — в нашей стране борьба против системы редко завершается в пользу человека — силы слишком неравны, результат зачастую предрешен, система останется неизменной, и рано или поздно все успокоится. Но в действительности эта история больше, чем может показаться на первый взгляд, и есть несколько важнейших тем, которые история Зои затрагивает.

Во-первых, эта история про всех нас, потому что соблюдение прав человека полицейскими неразрывно связано с соблюдением прав самих полицейских. Нельзя быть настолько наивным, чтобы ожидать, что ваши права будут приоритетом для сотрудника полиции, который годами работает сверхурочно без дополнительной оплаты, которого унижает руководство, которому приходится решать проблемы материального обеспечения за свой счет.

Более того, полицейский часто вынужден игнорировать реальные проблемы населения ради показателей — сегодня это нарушение правил агитации, завтра — операция «Мигрант», послезавтра — «Оружие — взрывчатка» и, конечно, протоколы по Управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянениястатье 130 КОАП Украины.

Во-вторых, история этой смелой девушки — это не попытка решить ее личные проблемы, это голос десятков тысяч других сотрудников полиции, не имеющих доступных и эффективных способов отстоять свои права или пожаловаться на действия руководства, отказаться выполнять незаконные приказы, рассказать о нарушениях коллег, требовать улучшения условий труда, выступить против дискриминации и преследований.

Формальный профсоюз — фикция, неформальный — слишком мал и участие в нем не одобряется. Обращение в суд бесперспективно. Фактически, система остается столь глухой к своим работникам, что повлиять на ситуацию сегодня они могут, только попросив поддержки и помощи у общества и тем самым подставив себя под удар.

Также эта история — прекрасная иллюстрация того, что полиция (как и милиция до нее) живет по правилам закрытого клуба. В этих правилах говорится о том, что твои заслуги — пойманные преступники и спасенные жизни, профессионализм, знания, стремление — стоят не так уж и много — важно, чтобы ты следовал неформальному курсу; демонстрировал лояльность системе и руководителям; подчинялся требованиям командира, даже если они вредят реальной работе.

Как и в закрытом клубе, ты можешь рассказывать о внутренних проблемах, критиковать систему, а также жаловаться — но делай это в узком кругу. Никогда не делай этого публично — тебе этого не простят, потому что ты «вынес сор из избы».

Забавно, что многие не видят в этом определенного противоречия, ведь высокие чины полиции часто жалуются, что люди «не хотят знать их проблем», «не хотят понимать особенностей работы», «не хотят помогать», и в результате «не доверяют».

Однако любой честный разговор о проблемах полиции, исходящий не от руководства, воспринимается как предательство, и тот, кто его начал, внезапно маргинализуется.

Еще один важный аспект этой истории — она ​​является отличной иллюстрацией того, что приходится терпеть женщинам-полицейским — постоянное обесценивание сделанного ими, пренебрежительное отношение; игнорирование аспектов личной жизни, связанных с детьми, а также публичная дискриминация через высказывания сомнений в профессиональной пригодности женщин для службы в полиции.

Кстати, в МВД Украины создана УАПП — Украинская ассоциация представительниц правоохранительных органов — где их публичная позиция?

Именно поэтому мы должны поддержать Зою Мельник — ее поход не должен остаться личной борьбой человека против системы — хотим мы того или нет, она борется и за нас тоже.

Погоня за показатели, закрытость, отток кадров и неукомплектованность подразделений полиции, коррупция, дискриминация женщин-полицейских, недовольство работой — все это делает полицию менее эффективной, приводит к нарушениям прав человека и игнорированию реальных проблем безопасности.

Все это отражается на нас с вами каждый день и поэтому права полицейских — это наши права, борьбу за них нужно поддерживать всем.

И последнее, тоже важное, что показывает эта история — руководители, которые не знают, как правильно реагировать на критику, получать обратную связь, слышать своих подчиненных и бороться за них, как за членов своей команды, — это вчерашний день. Даже если они знают, как обеспечить необходимые показатели.