«Похороны воинов имеют значение не только для их семей». Что следует знать об украинских традициях прощания с погибшими

Смерть и память об умерших были важными для украинцев с давних времен. Вокруг них формировались традиции, которые хоть и менялись со временем, однако все же передавали из поколения в поколение нечто, что их объединяет.
Каковы эти традиции сейчас, как прошлые переплетаются с современными? Рассказываем совместно с Анастасией Кривенко — кандидатом исторических наук, этнологом, старшим научным сотрудником Института народоведения НАН Украины; священником Тарасом Варваруком, который осуществляет захоронение военных в Ровненской области; и Владиславом Дутчаком (Доцентом) — историком, участником российско-украинской войны, сержантом полка «Азов».
В нашей культуре существует страх перед мертвыми, а также уважение к покойникам и забота о них
В основе похоронно-поминальных обрядов украинцев — представление о душе, ее бессмертном существовании и о способности мертвых влиять на живых, объясняет Анастасия Кривенко. Поэтому в нашей культуре существует страх перед мертвыми, а также уважение к покойникам и забота об их теле и душе.
Народные обычаи предусматривали несколько этапов похоронно-поминальной обрядности:
- предпохоронные;
- похоронные;
- поминальные.
К первым, например, относятся приготовление одежды, изготовление гроба, произнесение завещания перед семьей. Обязательным элементом была также исповедь перед смертью. Когда человек покидал этот мир, его могли кропить святой водой или давали попить воды, зажигали освященную свечу, чтобы облегчить агонию. О смерти в общине оповещали церковные колокола.
По словам Анастасии Кривенко, издавна считалось, что у человека есть три важные задачи — родиться, жениться и умереть. Отсюда происхождение традиции хоронить неженатых людей, сочетая свадебные обычаи с погребальными. Умерших наряжали в свадебную одежду, изготавливали обручальные кольца и пекли каравай, который раздавали на похоронах.
Когда гроб выносили из дома, его опускали трижды к порогу — это символизировало прощание с семьей. После была церемония во дворе и в церкви.
Дорога в храм и на кладбище также была своеобразным ритуалом. Шла процессия, которая останавливалась возле придорожных крестов или на перекрестках. Это, согласно верованиям древних украинцев, символизировало прощание покойного с этим миром.
Обязательным элементом процессии были причитания — для этого специально нанимали женщин. Они выражали сожаление родных и сожаление умершего, который прощается с родными.
После похорон происходили поминки, где обычно раздавали милостыню, пели псалмы и вспоминали умершего человека. Поминки организовывали на 9-й и 40-й день после похорон. Люди верили, что именно в течение этого времени душа может еще находиться на земле перед тем, как покинуть этот мир.
Как переплетены традиции прошлого и настоящего во время захоронений Героев
Когда погибают воины, традиционные этапы похоронной обрядности нарушаются. В частности, поэтому украинцы считали, что души воинов требуют особенно сильных молитв и почитания.
Издавна было важно быть похороненными в могиле — чтобы обязательно был гроб, чтобы собрались ближайшие родственники и друзья, чтобы звучал церковный звон и тому подобное.
Также в украинской народной традиции было поверье, что на поле боя вырастают маки. Люди верили, что эти цветы появляются на местах пролитой крови. Там, где были боевые действия или где находили останки погибших воинов, ставили кресты и отправляли молебны.
«Смерть на поле боя за свое государство и когда-то, и сейчас является проявлением величайшего подвига. Воинам всегда оказывали огромный почет. Обряды их захоронения и сейчас, и раньше — наполнены символическими действиями, которые призваны компенсировать нарушение устоявшихся традиций, связанных со смертью человека», — говорит Анастасия Кривенко.
В 2021 году в Украине утвердили новый военный церемониал захоронения. За основу взяли украинский исторический опыт — УНР, казаков и казацкой старшины — и опыт зарубежный. Современный церемониал опирается и на давние традиции, и на требования настоящего времени.
В частности, остались такие древние элементы как церковный колокольный звон, торжественная процессия к месту захоронения, поминки. Из нового — на могилах часто оставляют военные шевроны.
Когда хоронят военных, люди становятся на колени перед процессией. Эта традиция восходит еще к казацким временам. Тогда во время похорон казаки становились на левое колено и поднимали сабли в знак уважения к людям, которые отдали свою жизнь за волю Украины.
Атрибутами современных похорон военных стали национальный флаг Украины (перед захоронением его разворачивают и держат над гробом под звуки гимна Украины, а затем передают близким родственникам погибшего или погибшей), флаг воинской части, красно-черный флаг, красная китайка — ткань, в которую по казацкому обычаю заворачивали тело умершего.
По словам этнолога, впервые после казацкой эпохи красную китайку использовали на похоронах Тараса Шевченко, затем — Василия Стуса. В 2022 году с этим же атрибутом похоронили Юрия Коваленко (Сокар) и Андрея Жованика (Татарин), которые погибли в бою под Соледаром в августе 2022 года.
В некоторых регионах на крест на могиле завязывают полотенце. Раньше, когда на могилах еще не ставили крестов, а сажали деревья, рушник обозначал место захоронения. Сейчас их используют как дань традиции. Также у могил военных часто есть флагштоки с флагами.
Еще один атрибут современных похорон военного или военной — портрет, который несут впереди похоронной процессии или прикрепляют к лобовому стеклу автомобиля в похоронном кортеже.
В гроб кладут личные вещи: шевроны, награды. Один из атрибутов для холостой молодежи — кольцо. Например, кольцо положили в гроб, когда хоронили в 2014 году Героя Украины Богдана Здебского. Он погиб в 23 года и был неженатым.
«Похороны воинов имеют значение не только для их семей, но и для целого общества»
По словам экспертов, важна консолидация общества, ведь похороны военных стали публичными мероприятиями.
«Похороны военных имеют значение не только для их семей, но и для целого общества. Ведь так, в частности, формируется новая историческая память. За последние годы сделано много, чтобы сохранить память о погибших.
Кроме нового церемониала, в 2021 году приняли также План мероприятий увековечения памяти защитников Украины. Он предусматривает, например, сбор свидетельств участников войны, артефактов, проведение музейных экспедиций и выставок, создание мест захоронений, мемориальных таблиц, памятников, переименование улиц», – рассказывает Анастасия Кривенко.
Важно и то, что павших на войне хоронят на отдельном пространстве. Это имеет значение не только с точки зрения сохранения памяти, но и для родных погибших.
«Часто можно даже наблюдать, как рядом похоронены собратья и их родственники, ухаживая за могилами, общаются между собой, делятся переживаниями. Во Львове на Марсовом поле каждую последнюю субботу месяца проходят заупокойные молебны. Такие мероприятия способствуют облегчению переживания потери и консолидации общества», — добавляет Кривенко
Священник Тарас Варварук из Ровенской области также считает, что похороны павших военных объединяют общину: «У нас небольшой бывший райцентр, едва 5 тысяч населения наберется, а на похороны воина собралось более 6 тысяч. Могилы военных самые посещаемые».
Тарас Варварук рассказывает, что на похоронах военных больше священников, чем на других.
«Украинцы издавна считали: чем больше людей будет молиться, тем легче будет душе», — объясняет Анастасия Кривенко.
По ее словам, традиция хоронить героев с участием большего количества духовенства утвердилась с начала полномасштабной войны. А после событий Революции Достоинства распространилась традиция отпевания погибших на площадях городов.
«Это наша корпоративная культура — признак принадлежности к подразделению». Традиции полка «Азов»
Свои отдельные ритуалы прощания с погибшими воинами и их чествования имеет полк «Азов».
«Как и наши предки, мы считаем, что те, кто отдал жизнь за свой род и Родину, не уходят в небытие, а остаются жить вечно в мире нематериальном, рядом со своими потомками», — говорит сержант полка «Азов», историк Владислав Дутчак (Доцент).
Для почтения памяти погибших «азовцев» существует традиция проводить мистерию. Впервые такое действо состоялось осенью 2015 года.
«Специально для проведения церемонии в 2015 году в селе Урзуф (Донецкая область) насыпали курган. На его вершине установили три больших меча. Эта композиция символизирует доблесть воинов, погибших в бою. Их мечи — навсегда в земле, которую они защищали ценой своей жизни. Мистерия происходит ночью, обычно во время осеннего равноденствия. Тогда вспоминают всех собратьев, которые отдали жизнь в борьбе за будущее украинской нации», — рассказывает Доцент.
После обращения командира полк хором читает «Молитву Украинского Националиста». Далее хорунжий поименно называет погибших воинов. Бойцы держат щиты, где указаны позывные погибших.
После зачитывания имен каждый поднимает соответствующий и зажигает факел. Хорунжий вспоминает, при каких обстоятельствах погибший отдал свою жизнь, а боец со щитом провозглашает: «Помним!». Строй отвечает: «Отомстим!».
«В это время небо прорезают сальвы (залпы — ред.), прожекторы рассекают тьму, полыхают чаши и факелы — они символизируют победу света над мраком, памяти над небытием», — так Дутчак описывает мистерии, которые проводили «азовцы».
Сейчас из-за боевых действий и отсутствия постоянного места пребывания полка традиционный ритуал чествования упростили. Однако что бы ни было, азовцы обязательно прощаются с погибшим побратимом.
Флаги приспускают. На плацу выстраиваются гарнизон, факельная команда, командиры, хорунжие и побратимы погибшего бойца, которые будут произносить речи. У каждого — четкое месторасположение.
Гроб с телом достают из катафалка. Хорунжий или командир приказывает начать прощание. Бойцы несут гроб, а впереди — развернутый флаг полка. Тогда произносят речь о павшем и молятся. Бойцы по одному подходят к гробу, чтобы попрощаться. Завершают церемонию прощания родственники. После гроб помещают в катафалк.
До начала полномасштабного вторжения обязательной церемонией также были поминальные мероприятия на годовщину гибели бойцов. Их проводили в гарнизонах полка.
Владислав Дутчак объясняет: традиции прощания с воинами являются неотъемлемым элементом боевой культуры, тем, что вместе с другими ритуалами создает самобытную атмосферу подразделения.
«Это наша корпоративная культура — признак принадлежности к подразделению», — говорит Доцент.
Текст подготовлен платформой памяти «Мемориал», рассказывающей истории убитых россией гражданских и погибших украинских военных. Чтобы сообщить данные о потерях Украины, заполняйте формы: для погибших военных и гражданских жертв.
Автор: Яна Ильков