Поражение Эрдогана? Чего ждать Украине от первой за 20 лет победы оппозиции на местных выборах в Турции

Самое большое поражение партии Эрдогана и самая большая победа турецкой оппозиции за последние 20 лет — таковы итоги местных выборов, состоявшихся 31 марта этого года. Да, это еще не парламентские выборы и тем более не президентские — власть Реджепа Тайипа Эрдогана все еще крепка, но его авторитарная система неожиданно для многих пошатнулась впервые за длительное время. Какие ключевые города «потерял» Эрдоган, кто и почему победил в регионах и чего теперь ждать Украине — в материале hromadske.

Какие партии получили власть на местах?

Хотя о власти Эрдогана говорят как о неизменной, а в 2017-м с его подачи Турция превратилась в До 2017 года по конституции Турция была парламентской республикой, в которой длительное время руководящую роль исполнял премьер-министр — эту должность в 2003-2014 годах занимал Реджеп Эрдоган.президентскую республику, в последние годы оппозиция все же становилась крепче — в 2023-м на президентских выборах даже потребовался второй тур. Эрдоган тогда победил, но лидер турецкой оппозиции Кемаль Киличдароглу сумел набрать 44,95% голосов и утверждал, что в процесс подсчета вмешивалась власть.

Самые слабые места действующей власти — крупные города, среди которых столица Анкара, Измир и Стамбул, самый большой город Европы. После предыдущих местных выборов 2019 года в этих мегаполисах уже были оппозиционные в отношении Эрдогана мэры. Нынешние выборы не только утвердили эти позиции, но и принесли сюрпризы: в частности, «Партия справедливости и развития» потеряла целый ряд традиционно консервативных городов, которые перешли под контроль оппозиционной «Республиканской народной партии».

РНП — политсила, созданная первым президентом страны Мустафой Кемалем Ататюрком, которого считают «отцом-основателем» современной светской Турции. В отличие от Эрдогана, который все сильнее исламизирует страну и выстраивает жесткую вертикаль, РНП поддерживает демократию и выступает за разделение церкви и государства. «Республиканцы» на этих выборах сохранили кресла мэров в уже упомянутых Анкаре, Измире и Стамбуле, а также победили в двух других крупных городах — Бурсе и Адане. Именно РНП заняла первое место на выборах и получила контроль над 51 из 81 провинции страны.

Поскольку это муниципальные выборы, важно именно местное большинство в конкретных муниципалитетах, городах или провинциях. Впрочем, для всеобщего понимания приведем и официальные результаты выборов в процентном соотношении по всей стране:

  • «Республиканская народная партия» — 37,76%;
  • «Партия справедливости и развития» (политсила Эрдогана) — 35,48%;
  • «Партия нового благоденствия» (религиозного направления) — 6,19%;
  • «Народная партия равенства и демократии» (прокурдская) — 5,79%;
  • «Партия националистического действия» (ультраправая) — 4,98%;
  • другие партии — 9,85%.

Поражение правящей партии

Хотя выборы в местные органы власти не изменят центральную власть Эрдогана и его политический курс, для президента эти выборы знаменуют конец 20-летнего доминирования его партии.

Известный турецкий эксперт Левент Гультекин в своем видеоблоге назвал несколько причин «исторического поражения» правящей политсилы.

«Во многих городах, которые традиционно голосуют за партию Эрдогана, они значительно потеряли голоса. Никто не ожидал таких итогов. Избиратель просто наказал власть за ухудшение социального положения: повышение налогов, высокую инфляцию и снижение покупательной способности», — объяснил эксперт.

Гультекин считает, что по итогам таких результатов Эрдоган потерял свое политическое преимущество в целом. С ним не соглашается Шебнем Гюмющу — доцент кафедры политологии Университет в американском ВермонтеМиддлберийского колледжа. Она уверена, что рейтинг самого президента не пострадает от провала его партии.

«Избиратели думают, что их проблемы больше не слышны на местном уровне, но они не обвиняют в этом президента. Вместо этого предпочитают дистанцироваться от его партии», — подытожила она в интервью турецкой службе BBC.

Одними из главных причин поражения правящей политсилы Гюмющу называет слабые кадры на местах и коррупцию в рядах партийных организаций.

Успех оппозиции

Незадолго перед местными выборами «Республиканская народная партия» сменила руководителя. Предыдущий глава «республиканцев», 76-летний Кемаль Киличдароглу, был тем самым соперником Эрдогана на президентской гонке в 2023-м, но после поражения отошел на второй план. Партию возглавил 49-летний Озгюр Озель. Хотя выборы и муниципальные, в соцсетях потрясающую победу в большинстве провинций связывают именно с изменением лидера, которые стал символом омоложения политсилы.

Однако успех оппозиционной партии связан не только с ним. В политсиле Ататюрка осознали, что для победы на выборах ей придется не только лелеять голоса прогрессивных демократов, но и зайти на электоральное поле президента страны — бороться за голоса консервативных турок.

Ярче всего это делает мэр Стамбула — Экрем Имамоглу, которые демонстрирует свое толерантное отношение к религии. Есть кадры, как он молится в мечети или читает по-арабски строки Корана. А еще Имамоглу рассказывал в медиа о своей матери, которая на семейных фотографиях стоит с мусульманским платком на голове.

Турецкий политолог Ибрагим Услу в интервью DW объяснил, что не все 37% проголосовавших за «республиканцев» избирателей поддерживают их идеи — секретом успеха парадоксально стали именно правые избиратели, которые не станут социал-демократами за один день.

«Консерваторы, исламисты и националисты голосовали за РНП. Она стала силой, которая может получить голоса от любого политического течения», — отметил он, говоря о победе Имамоглу в Стамбуле.

Директор исследовательской организации PanoramaTR Осман Серт соглашается, что «Республиканская народная партия» показала высокий результат именно потому, что отошла от строгого светского акцента.

«Эта победа является результатом трансформации партии. Если она сможет продолжить этот процесс, то для Турции может открыться новая эра», — оптимистично заявил он в интервью оппозиционному телеканалу KRT TV.

Поддержка Палестины

Если победителем выборов 31 марта стала партия Ататюрка, то их тревожным открытием — происламская «Партия нового благоденствия».

Политсилу считали маргинальной и не ожидали от нее больших свершений, потому что сам Эрдоган недавно мастерски заигрывал с мусульманским электоратом. Впрочем, ПНБ выстроила свою избирательную кампанию именно на критике власти, обвиняя ее в «недостаточной религиозности».

Мехмет Алтиноз, ультраконсервативный кандидат от ПНБ в мэры Стамбула, сетуя на распространенность наркотиков, заявил о влиянии на это сериалов и телевидения. И добавил, что «сильной страна станет только с крепкой семьей».

Помогла и критика правящей партии из-за ее слабой, как считают в ПНБ, поддержки палестинцев. Турецкий политолог Мурат Каран в комментарии DW отметил, что кресла мэров двух городов происламистская политсила получила именно благодаря чувствительности турок к войне в Газе, о которой партийцы говорили на протяжении всей избирательной кампании.

ПНБ фактически обвинила власть в лицемерии: с одной стороны, официальная Анкара выступает против действий Израиля в Газе, а с другой — не прекращает торговлю. На митингах против Эрдогана люди приносили даже плакаты с требованием прекратить торговлю с Израилем.

«Не только люди с происламскими взглядами, но и граждане других слоев общества, которые были недовольны ситуацией в Газе, задавали им вопросы об этом», — отметил Мурат Каран.

Потенциальный союзник Украины

Хотя проблема Газы не имеет отношения к работе местных органов власти, оппозиционная происламская партия успешно использовала эту чувствительную для многих турок тему в своей кампании.

В то же время война россии против Украины такого интереса у рядового гражданина Турции не вызывает. Хотя турецкая оппозиция не обращала внимания на Украину во время местных выборов, у победителей — «Республиканской народной партии» — более прозападные взгляды, чем у администрации Эрдогана. Впрочем, о влиянии на потенциальную поддержку в войне против россии говорить рано.

В перспективе главным противником Эрдогана уже на общенациональных выборах может стать Экрем Имамоглу — фигура, способная объединить и умеренных мусульман, и прогрессивных демократов. 24 февраля 2022 года Имамоглу осудил вторжение россии в Украину, а позже, во время визита в Польшу, встретился с украинскими беженцами. Тогда он пообщался с украинкой из города Коростышев Житомирской области и пожелал скорейшего завершения войны и мира.

Узнаваемость Имамоглу уже давно пересекла границы Стамбула. Даже лидер «республиканцев» — Озгюр Озель — менее популярен и публично объявлял, что у него нет президентских амбиций. В интервью турецким медиа он поделился, что Экрем Имамоглу или Мансур Яваш — оппозиционный мэр Анкары — уже являются «форвардами» политсилы, и «настанет день, когда один из наших друзей станет кандидатом в президенты».

С большой вероятностью, на следующих выборах главы государства мы увидим именно Имамоглу, который уже дважды одержал победу в 15-миллионном мегаполисе. В заключение хочется осторожно вспомнить слова самого Эрдогана: «Кто потеряет Стамбул, потеряет и Турцию».

Автор: Асиф Алиев