«Порошенко дал добро, чтобы Луценко предоставлял информацию Джулиани» — что показал в Конгрессе дипломат Джордж Кент

«Бывший премьер-министр и еще три украинских министра дали мне понять, что Порошенко одобрил то, чтобы Луценко предоставлял информацию Джулиани. Он (Порошенко — ред.) не осознавал, что проигрывает выборы, но вся страна это понимала»,— это фрагмент показаний, которые Конгрессу США дал Джордж Кент, заместитель помощника госсекретаря США. Он свидетельствовал в рамках расследования об импичменте президента Дональда Трампа.

Кент — один из лучших знатоков Украины среди американских дипломатов. Он работал в посольстве США в Киеве после Оранжевой революции. С 2014-го по 2015-й был старшим координатором антикоррупционного европейского бюро в Госдепе, а с 2015-го по 2018-й — заместителем главы миссии в Украине. В январе 2018-го Кент вернулся в США и продолжил заниматься Украиной в Государственном департаменте.

Во время закрытого выступления в Конгрессе он подробно вспоминал многочисленных украинских чиновников, политиков, активистов — от дела «бриллиантовых прокуроров», до не расследования убийства Кати Ганздюк. Но главное — Кент рассказывает, какую роль украинские политики и правоохранители сыграли в начале истории, которая может закончиться отставкой президента США.

Алкоголь и конспирология

Больше всего от Кента досталось экс-генпрокурору Украины Юрию Луценко. По словам дипломата, тот еще с мая 2018-го начал летать в США на встречу с адвокатом Трампа Руди Джулиани. Их кооперация в конце концов вылилась в массивную информационную кампанию, которая началась весной 2019-го из интервью Луценко изданию The Hill и велась сразу по четырем направлениям:

  • против посла США в Украине Мари Йованович. Из-за распространения месседжа, что она отказалась выделить финансовую помощь Генпрокуратуре Украины и создала «список неприкасаемых» — людей, по которым Генпрокуратура не должна была возбуждать уголовные дела;
  • против директора НАБУ Артема Сытника. Якобы тот причастен к обнародованию в 2016 году «черной бухгалтерии» «Партии регионов». И как следствие — утверждение о том, что украинцы вмешивались в прошлую президентскую кампанию в США;
  • против Джо Байдена бывшего вице-президента США, вероятного конкурента Трампа на выборах президента 2020-го и его сына Хантера. Из-за обвинений Байдена в коррупции и защиты интересов украинской компании Burisma;
  • против антикоррупционных общественных организаций Украины. По обвинению их в отстаивании интересов американского миллиардера Джорджа Сороса.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко во время заседания Верховной Рады, Киев, 24 мая 2017 годаКосарев Александр/УНИАН

Отвечая на вопрос о мотивах, которые преследовал Луценко, Кент вспомнил свой разговор с первым заместителем главы НАБУ Гизо Углава, который состоялся в посольстве США в преддверии публикации интервью Луценко. Углава рассказал, что перед визитом в посольство разговаривал с «полностью пьяным» генпрокурором:

Он (Углава — ред.) пришел в посольство и рассказал, как накануне разговаривал с полностью пьяным Луценко. Луценко был злой. Он сказал, что за две недели до того дал интервью американскому журналисту, где обвинил посольство в работе против него, что это было его мотивацией (дать интервью — ред.), и посольство поддерживало Демократическую партию и не поддерживало партию Трампа. То есть те линии атаки, которые затем вышли в статьях, Луценко рассказал правоохранителю (Углаве — ред.).

История с паспортами

Дипломат считает, что Луценко хотел отомстить за то, что посольство США поддерживает антикоррупционные институты в Украине. В частности — НАБУ, отставки руководителя которого Луценко добивался осенью 2018-го.

Дипломат вспомнил, как Луценко в то время разоблачил агента НАБУ под прикрытием. Тот расследовал дело о коррупции в Государственной миграционной службе. Речь шла о нелегальной продаже украинских паспортов. Тогда Луценко попытался добиться, чтобы парламент уволил с должности Сытника.

До рассмотрения этого вопроса дело не дошло — ночью накануне голосования послы стран «большой семерки» встретились с высшим руководством страны и, среди прочего, сообщили, что изменение антикоррупционного законодательства и увольнение Сытника могут стоить Украине безвизового режима с ЕС.

Кент подтвердил, что НАБУ расследовало коррупцию в сфере выдачи паспортов по рекомендации США, ведь американцы не исключали, что благодаря украинскому паспорту в Америку могут попробовать попасть террористы. Эта же проблема беспокоила и европейцев.

Мы были очень обозлены и расстроены, потому что это (незаконная выдача паспортов — ред.) угрожало нашей (США — ред.) безопасности, и это также чревато безвизовому режиму Украины с Европейским Союзом.

Кент отметил, что после этой истории он в разговоре с президентом Порошенко поднимал вопрос об увольнении Луценко.

В конце концов американцы и европейцы тогда же отстояли НАБУ и Сытника, а сам Луценко «на публику» помирился с директором НАБУ, но эту историю не забыл и через несколько месяцев, как рассказал Кент, попытался в сотрудничестве с Джулиани устранить посла Мари Йованович из Киева.

Слева направо: руководитель САП Назар Холодницкий, директор НАБУ Артем Сытник и генеральный прокурор Украины Юрий Луценко на заседании Верховной Рады в Киеве, 5 июля 2016 годаГонтар Владимир/УНИАН

Заявления Луценко, а также его предшественника Виктора Шокина, о «черной бухгалтерии» и их версия того, почему Джо Байден в свое время требовал уволить Шокина, имели последствия — Трамп просил уже нового президента Украины Владимира Зеленского «расследовать дело Байдена» и якобы вмешательство Украины в выборы президента США в 2016 году. Именно информация об этом требовании Трампа, без выполнения которого президент США не соглашался предоставить Украине помощь в сфере обороны, которая в конце концов и привела к нынешним слушаниям в Конгрессе дела об его импичменте.

Как и посол Мари Йованович, Кент показал, что информацию об общении Луценко и Джулиани и их намерениях узнал, в том числе, от министра внутренних дел Арсена Авакова. Тот рассказал дипломату об этом во время личной встречи.

Из показаний Кента следует, что США и при Обаме, и при Трампе были недовольны не только работой генерального прокурора, но и некоторыми другими силовиками и депутатами.

В частности, дипломат называет заместителя Луценко, главного антикоррупционного прокурора Назара Холодницкого, самым слабым из трех кандидатов на эту должность. После чего подробно рассказывает, что лично встречался с Холодницким после того, как в посольстве США узнали о так называемых «пленках из аквариума» — записи переговоров из кабинета Холодницкого.

Его вызвали в посольство США, где Кент, по его словам, лично посоветовал Холодницкому добровольно уйти с должности. Мол, в таком случае, из-за молодого возраста, это не сломает Холодницкому карьеру, однако правительство США больше не сможет сотрудничать с ним. Если он останется, то с ним так же не будут работать.

Он поднялся, вышел и еще до того, как покинул здание посольства, написал в Twitter, что никогда с этим не смирится. Таким образом, мы прекратили сотрудничество с ним, как только получили доказательства, что он заставляет свидетеля давать ложные показания и сопротивляется правосудию.

С разрешения Порошенко

Кент уверен, что Луценко сотрудничал с Джулиани по согласию Петра Порошенко. Дипломат ссылается на разговоры с бывшим премьер-министром (редакция направила запрос Арсению Яценюку с вопросом, общался ли он с Кентом на эту тему) и тремя министрами, фамилий и имен которых не называет. По словам дипломата, они говорили ему, что Луценко действует по согласию Порошенко.

Несколько украинцев тогда рассказали мне, что Луценко пытался добиться, чтобы президент Трамп одобрил переизбрание Порошенко. Это было в марте накануне выборов. Этого не произошло. В любом случае, это бы не помогло, потому что Зеленский победил при поддержке 73% избирателей.
Президент Украины Петр Порошенко (справа) поздравляет нового генерального прокурора Украины Юрия Луценко в день его утверждения на должности в Раде, Киев, 12 мая 2016 годаEPA/ROMAN PILIPEY

В качестве еще одного доказательства того, что информационная кампания против посла США и американского посольства в общем проходила по согласию Порошенко, Кент вспомнил, что в Украине нужные Луценко и Джулиани тезисы разгоняли так называемые «порохоботы». Дипломат дает определение этому явлению: «Тролли в интернете, особенно в Facebook, которые действовали для поддержки тогдашнего президента Порошенко и против его оппонентов».

Hromadske обратилось в пресс-службу Петра Порошенко с просьбой прокомментировать свидетельство Джорджа Кента. На момент публикации ответ не поступил. Редакция готова опубликовать комментарий пятого президента, если он пришлет свою позицию.

Почему Байден потребовал увольнения Шокина

Больше всего американские конгрессмены расспрашивали Кента о том, почему в 2015-м Джо Байден, в то время вице-президент США, требовал от Порошенко уволить Виктора Шокина — предшественника Луценко в Генпрокуратуре. Напомним, по словам самого Байдена, в декабре 2015 года во время визита в Киев он сказал Порошенко, что не подпишет предоставление США Украине $1 млрд финансовой помощи от международных финансовых организаций, если тот не уволит Шокина.

«Я посмотрел на них и сказал: я уезжаю через 6 часов, и если вашего генпрокурора не уволят до тех пор, вы не получите денег. Сукин сын! И его уволили. И поставили того, кто в то время подходил», — вспоминал Байден в 2017-м.

Конгрессменов интересовало, связаны ли такие действия Байдена с тем, что в то время его сын Хантер входил в состав совета директоров компании Burisma. Эта компания принадлежит Николаю Злочевскому — министру экологии времен Виктора Януковича. После Революции Достоинства Злочевский выехал из Украины. Генпрокуратура в разное время сообщала, что Burisma фигурирует в нескольких уголовных производствах.

В ответ на многочисленные вопросы конгрессменов Кент показал, что Байден сам настаивал на расследовании деятельности Злочевского и Burisma, в то же время подчиненные Шокину не удосужились расследовать ни одного дела о коррупции, в том числе и этого.

Бывший вице-президент США Джо Байден выступает с речью в Верховной Раде Украины, Киев, 8 декабря 2015 годаEPA/SERGEY DOLZHENKO

Кент объяснил, почему Байден, Госдеп и посольство США в 2015-м обращали пристальное внимание именно на реформу прокуратуры. По его словам, в 2015 году Петр Порошенко лично попросил американцев помочь провести реформу прокуратуры.

По словам Кента, Порошенко в то время был доволен началом реформы Министерства внутренних дел, в частности, запуском новой патрульной полиции. В ее создании в качестве консультантов и инструкторов участвовали американские правоохранители. Тогда еще не было создано НАБУ, поэтому американцы решили сосредоточиться на создании подразделения внутри Генпрокуратуры, которое бы занималось расследованиями дел о коррупционных преступлениях. Виктор Шокин назначил курировать это направление двух своих заместителей — Давида Сакварелидзе и Владислав Каськива.

Однако когда их подчиненные начали работать над первым делом, они получили сопротивление со стороны Шокина. Кент подробно описал перипетии дела так называемых «бриллиантовых прокуроров» — Владимира Шапакина и Александра Корнийца. Он отметил, что расследованию дела о взяточничестве двух сотрудников прокуратуры пытался помешать лично Шокин: один из них в прошлом был его личным водителем.

Судебное заседание по делу так называемых «бриллиантовых прокуроров» — Владимира Шапакина (в центре) и Александра Корнийца (справа) в Голосеевском суде Киева, 10 марта 2016 годаМусиенко Владислав/УНИАН

Кент утверждает, что именно он, вместе с Фионой Хилл (старшим директором Совета национальной безопасности США по делам Евразии и России), обратился к вице-президенту Джо Байдену, чтобы он поднял вопрос увольнения Шокина, потому что тот блокирует реформу прокуратуры, на которую США выделяют финансирование.

Что касается угрозы Байдена не предоставлять гарантий финансовой помощи США Украине, если Шокин не будут уволен, Кент считает, что ее авторами были тогдашний посол США в Украине Джеффри Пайетт и Виктория Нуланд, помощница госсекретаря по делам Европы и Евразии в 2013-2016 годах.

Я так понимаю, что в разговорах, которые тогда почти ежедневно проходили между послом Пайеттом и Викторией Нуланд, речь шла о том, чтобы подбросить вице-президенту идею подтолкнуть Порошенко к увольнению Шокина.

Кент также рассказал, что зимой 2015 года он поднял вопрос о пребывании сына вице-президента Байдена, Хантера в совете директоров Burisma, потому что это могло быть конфликтом интересов. Именно в это время другой сын Байдена, Бо был в критическом состоянии (он умер от рака мозга в мае 2015 года), поэтому в Белом доме ответили, что поднимать еще один личный вопрос крайне сложно.

Кент уверяет: оснований считать, что Байден действовал в интересах своего сына, требуя увольнения Шокина, нет.

Пятый президент Украины Петр Порошенко (слева), бывший генпрокурор Виктор Шокин (в центре) с экс-заместителем генпрокурора Давидом Сакварелидзе, Киев, 5 сентября 2015 годаПалинчак Михаил/POOL/УНІАН

Новые лица

В целом, Кент дополняет хронологию событий. Он не раз был в Украине и занимался, в частности, приведением в порядок дел в посольстве в Киеве после отзыва Йованович и поиском нового главы миссии — Тейлора.

Скажем, Кент вспоминает, что посол Сондленд зимой и весной 2019-го, хотя и не был уполномочен Госдепом, начал лично общаться с экс-президентом Порошенко. После победы Зеленского он и Джулиани коммуницировали с командой нового президента Владимира Зеленского.

В мае 2019-го Кент встречался с Иваном Бакановым, который возглавлял партию «Слуга народа» и еще не был главой СБУ. Баканов просил у него совета — говорил, что встречался с человеком по имени Фруман и «еще одним, имя которого забыл», впоследствии переслал визитки Игоря Фрумана и Льва Парнаса (так называемых «поверенных Джулиани») и переспросил, стоит ли ему контактировать с ними. На что дипломат пояснил, что Баканов может контактировать с кем хочет, но не стоит давать какие-то обещания, поскольку президенту Зеленскому лучше воздержаться от контактов с частными лицами.

Кент предупреждал американских дипломатов, что им не стоит коммуницировать с Руди Джулиани. В частности, предостерегал от этого специального представителя по Донбассу Курта Волкера. Кент отмечал, что Джулиани сознательно и системно распространяет сомнительные истории, например, в отношении американских дипломатов. В ответ Волкер отметил: через Джулиани можно повлиять на президента США.

Самое важное, что по свидетельству Джорджа Кента, помощник президента Зеленского Андрей Ермак по сути признает, что Белый дом оказывал давление на украинскую власть и требовал открыть политически мотивированное расследование против оппонентов Трампа.

В частности, Кент передает слова временного поверенного Тейлора, который присутствовал на встрече Ермака и спецпосланника Курта Волкера 14 сентября 2019 года. Тогда Волкер заметил, что «неразумно начинать расследование против экс-президента Порошенко». На это Ермак ответил: «Что? Вы имеете в виду расследование подобное тому, которое вы заставляете нас провести против Байдена и Клинтон?» Волкер не ответил. В этой же беседе спецпосланник Волкер сказал Ермаку: «Важно, чтобы президент Зеленский объявил то, о чем мы говорили», а посол Тейлор сказал: «Не делайте этого».