Последний успешный авиапрорыв на «Азовсталь». Кто его совершил

После того как в марте 2022-го россияне окружили Мариуполь, единственным способом доставить защитникам «Азовстали» лекарства, еду и оружие стали вертолеты. Армейской авиации дали задачу доставить на завод груз, а оттуда вывезти раненых. Первые разы украинские летчики успешно выполнили задание, но с каждым последующим россияне более тщательно «встречали» украинских пилотов. Когда Александру Шемету, летчику 12-й отдельной бригады армейской авиации, сообщили, что в следующий раз в Мариуполь летит он, один экипаж уже не вернулся с задания. Но подполковник Шемет все равно полетел.

«Варианта, что 90% все вернутся, никогда не было»

Григорий Сытник, заместитель командира 12-й отдельной бригады армейской авиации, присоединился к операции, когда украинские летчики отправлялись в первый полет на «Азовсталь», — 21 марта. С тех пор он участвовал в координации всех последующих полетов.

«Была необходимость спасать людей с “Азовстали”: вывозить раненых, которым там невозможно оказать помощь, а туда было необходимо доставить лекарства и боеприпасы для борьбы с бронированной техникой, которая входила в Мариуполь. Какой-либо другой возможности доставить, кроме вертолетов, не было. Управление армейской авиации определяло бригады, которые будут выделять экипажи, ребята прибывали ко мне, и мы уже с ними отрабатывали вопросы, как будет выполняться задача», — рассказывает Григорий Сытник.

Военные 12-й бригады выполняли второй и шестой полеты. Летчик Александр Шемет с еще одним летчиком должен был совершать шестой полет. россияне их ждали: тогда им уже было известно о дерзкой операции украинской авиации.

«Первый раз был неожиданным и для самих москалей. Ребята взлетали — молодцы. Чем больше мы совершали туда рейсов, (тем больше, — ред.) они в противодействие этому наращивали свои средства, чтобы не допустить прорыва наших вертолетов. Перед моим вылетом один наш вертолет уже повредили, а один сбили, и, соответственно, мы думали, как выполнить этот рейс безопаснее для себя», — рассказывает Шемет.

Первый украинский вертолет россияне сбили 31 марта у самого Мариуполя. По словам Григория Сытника, это был пятый экипаж, пытавшийся прорваться на «Азовсталь». В этом вылете, в отличие от всех остальных, участвовали четыре вертолета Ми-8 и один Ми-24. Остальные полеты выполняли два экипажа. россияне сбили один из Ми-8, который перевозил раненых.

«Шансы на выполнение задания были сразу небольшие. Какого-либо варианта, что 90% все вернутся, никогда не было, но с каждым разом это было сложнее, потому что противник ожидал, усиливал противовоздушную оборону, скопление войск, в самом Мариуполе было продвижение войск к “Азовстали” и расстояние до площадки (в порту — ред.) каждый раз уменьшалось. Но тогда какого-то либо другого способа никто не видел», — рассказывает Сытник.

Из-за больших рисков командование армейской авиации договорилось, что каждый из летчиков выполняет всего один полет. Григорий Сытник говорит, что успех операции зависел не столько от навыков и умений пилотов, сколько от удачи.

«Летчики понимали, что они рискуют, но вместе с ними шли ребята, которых везли на “Азовсталь”, которые не собирались возвращаться и собирались там воевать. Люди понимали, что там, на “Азовстали”, находятся раненые, у которых, если их перевезут, есть шанс выжить, но если останутся еще на день, две, неделю, у них не будет таких шансов. Они рисковали своей жизнью, понимая, что чьи-то спасают», — говорит Сытник.

«Вертолет бросало, как игрушку»

Чтобы операция была успешной, каждый раз выбирали другие маршруты и время. Шестой полет решили выполнять ночью. Когда летчик Александр Шемет узнал, что будет лететь со своим экипажем, то в первую очередь стал искать мотивацию. Думал о защитниках «Азовстали», ожидающих хоть какой-то связи с большой землей, а сделать это можно было только с помощью вертолетов. Мысли о том, что с ним может случиться, если что-то пойдет не так, военный отбрасывал.

«Как говорят, немного крыша начинала ехать, и поэтому я не думал. Я просил Бога, чтобы все было хорошо», — вспоминает Шемет.

Полет был назначен на 5 апреля. До Мариуполя оба экипажа добрались успешно. На «Азовстали» выгрузили груз, а на борт взяли раненых. В вертолете Шемета разместили восьмерых тяжелораненых.

В полете Шемет повернул голову и увидел, что в Азовское море вышел российский корабль. Он предполагает, что судно с моря подошло ближе к берегу, когда они на «Азовстали» загружали раненых. россияне стали обстреливать вертолеты с корабля, Шемет — маневрировать.

«Вертолет бросало взрывной волной, как игрушку», — рассказывает военный.

Несмотря на обстрел, экипаж Шемета все же вернулся, а вот второй экипаж с ранеными на борту не долетел до линии столкновения семь километров. Вероятно, вертолет сбили, официально — они пропали без вести. На помощь второму экипажу вылетел спасательный борт. Его россияне тоже сбили.

«Свобода дается дорого», — говорит Шемет. Именно это — когда побратимы не возвращаются с задания — он называет самым сложным в работе летчика.

«Вот как будто ты с ним недавно выполнял полеты, а вот ты уже его хоронишь», — говорит летчик.

За эту задачу Александр Шемет, штурман-летчик Александр Ляшенко и бортовой техник Андрей Шоган получили звание Героя Украины.

Как выяснится позже, это был последний успешный авиапрорыв на «Азовсталь». Больше украинские летчики долететь до «Азовстали» не смогут. В ночь на 17 мая начнется эвакуация украинских военных с «Азовстали».