Правительственный кризис в Италии: удастся ли Сальвини стать премьером?

Странный политический кризис в Италии стал реальностью: вечером 20 августа премьер—министр Джузеппе Конте подал в отставку. Коалиционное правительство партий «Лига» и «Движение 5 звезд» во главе с независимым лидером продержалось чуть больше года. Его отставка открывает путь к нескольким сценариям — в частности, к появлению правительства во главе с ультраправым «другом России» Маттео Сальвини.
«Странный тандем»
Итальянский «странный тандем» — правительственная коалиция популистского движения «5 Звезд» и ультраправой «Лиги» — родился 15 месяцев назад. Прежде казалось, что у антисистемных «5-звездных» и традиционалистов «лигистов» не было вообще ничего общего.
До выборов в марте 2018 года они поливали друг друга грязью, а также клялись, что никогда не станут править вместе. Но выборы, на которых «Движение 5 звезд» получило 32% голосов, а «Лига» почти 18% — все изменили.
Две политические силы заключили так называемый «правительственный контракт», где прописали пункты, по которым они смогли договориться. Компромиссом было и решение поставить во главе правительства беспартийного политика Джузеппе Конте, в то время как лидеры «Лиги» Маттео Сальвини и «Движения 5 звезд» Луиджи Ди Майо получили должности вице-премьеров и министра внутренних дел и труда соответственно.
Однако доверия внутри коалиции не было с самого начала — и, в конце концов, это вылилось в крах правительства. Сальвини и Ди Майо ссорились в течение 15 месяцев по поводу налогов, использования медицинского каннабиса, отношений с Францией, будущей скоростной магистрали Киев-Лиссабон...
Тенденция была четкой: «Лига» откровенно «перетягивала одеяло» на себя, пока не «отъела» у «5 Звезд» практически половину электората. В опросах «Лига» росла, а рейтинги «Движения 5 звезд» неуклонно падали: грубая риторика Сальвини нравилась гражданам больше, чем нечеткие идеи Луиджи Ди Майо.
В мае этого года на выборах в Европарламент партия Сальвини почти вдвое опередила своих партнеров, получив 34% голосов против 17% у «Движения 5 звезд». То есть, за год ситуация с поддержкой этих политических сил стала диаметрально противоположной. Похоже, что после этого Сальвини решил, что развалив правительство, он сможет одержать победу на досрочных выборах и, как следствие, осуществить свою мечту — сесть в кресло премьер-министра. Поэтому крайне правый политик пошел ва-банк, объявив 8 августа о недоверии главе коалиционного правительства Джузеппе Конте.
Однако Сальвини, отмечают аналитики, забыл, что опрос и реальная квота в парламенте — это разные вещи. В парламенте у его партии все те же 17%. А его должности — министр внутренних дел и вице-премьер — отнюдь не позволяют ему единолично решать вопрос о времени и судьбе досрочных выборов. И выстроенная система сдержек и противовесов ему все это напомнила. Лидер «Лиги» попытался пойти на мировую. Сначала затянул кризис, не отозвав министров-«лигистов». Поэтому пытался вновь договориться с партнерами по коалиции, пошел на уступки по спорным политическим вопросам, в итоге даже отозвал недоверие премьеру Конте.
Однако сам Конте, выступая 20 августа в парламенте, объявил о своей отставке. В своем выступлении он обвинил Сальвини в искусственно созданном кризисе: «вы поставили собственные и партийные интересы выше общественных», «вам не хватает уважения к правилам и институциональной культуры», «вы созываете людей на площади в свою поддержку, забывая, что кризисы следует разрешать в парламенте, а не на площадях». И — «вы должны были сделать доклад парламенту по поводу скандала с российским следом».
Именно этот скандал в конце концов заставил Конте, который прежде поддерживал почти все идеи правительственной коалиции, дистанцироваться от Сальвини. Согласно подробно задокументированным журналистским расследованием Espresso и Buzzfeed, люди, близкие к Сальвини, вели секретные переговоры в Москве о возможностях финансирования предвыборной кампании «Лиги». После красноречивой атаки в адрес Сальвини Конте заявил: «Правительство на этом заканчивается. Я подаю в отставку».
Правительственный кризис разворачивается на фоне экономических вызовов. Италию ждет болезненное для граждан повышения с 1 января 2020 года НДС до 25%, необходимость принимать бюджет и финансировать щедрые соцпрограммы, введены «пятизвездочно-лигистским» правительством. Кто бы ни возглавил Италию, эти насущные проблемы придется решать. Резкое углубление экономического кризиса в Италии может повлечь за собой проблемы и в других странах ЕС.
Какие есть варианты развития событий?
Теперь, после отставки премьер-министра, судьба Италии находится в руках президента Серджо Маттареллы, известного своей умеренностью и преданностью демократическим ценностям. 21 августа он начинает консультации о возможности формирования нового правительства с главными политическими силами — оппозиционной левоцентристской «Демократической партией», «Движением 5 звезд» и «Лигой».
Если новое правительство будет сформировано — на базе «старой» коалиции или благодаря образованию новой — то досрочных выборов удастся избежать. Но кто его будет формировать? На эту минуту аналитики считают наиболее вероятным сценарием коалицию «Демпартии» и «Движения 5 звезд». Но на этот счет существует немало сомнений.
Во-первых, «Демпартия», несмотря на свои почти 23% поддержки в опросах, имеет серьезные внутренние проблемы. Внутри этой политической силы давно уже существует два полюса и два лидера — бывший премьер Маттео Ренци и его оппонент Никола Дзингаретти. Эти два политика имеют настолько разные взгляды, что им становится все сложнее уживаться в рамках одной партии. Некоторые эксперты прогнозируют, что Маттео Ренци вскоре выведет из «Демпартии» своих сторонников и создаст собственную политсилу. Во-вторых, как руководители «Движения 5 звезд», так и лидеры демократов неоднократно заявляли, что править вместе они никогда не будут. Гипотеза о правительстве «Демпартия — 5 Звезд» возникала и после выборов 2018 года и была сразу же похоронена как недееспособная. Изменилось ли что-то в их мировоззрении настолько, чтобы все же сформировать правительство вместе? Только один пример мировоззренческих разногласий: если «Демпартия» всегда отстаивала санкции против России, то «5 звезд» годами заявляют, что санкции надо отменить, а с Россией как со «стратегическим партнером» — дружить. То есть, в случае появления такого правительства было бы очень сложно предсказать его политику — внешнюю и не только.
Вторым по вероятности сценарием журналисты называют досрочные выборы осенью. Неизвестно, дойдет ли электорат Сальвини до участков, и как на него повлиял сальвиниевский «выстрел себе в ногу» в виде нынешнего кризиса. К тому же, напоминают политологи, люди склонны голосовать на европейских выборах иначе, чем на национальных. Соответственно, совсем не факт, что Сальвини действительно получил бы осенью нынешние 37%. Но если этот сценарий сбудется, то Италию вероятно ждет ультраправое правительство, а это не очень хорошая новость для Украины.
Гораздо менее вероятными сценариями являются другие варианты коалиции, примирение «Лиги» и «5 Звезд» с заменой нескольких министров или выборы весной 2020 года.
Играет сегодня время на стороне Сальвини или против него — неизвестно. Это будет зависеть в том числе и от того, как будет развиваться расследование итальянского правосудия в отношении вероятного незаконного финансирования его партии Россией. Ясно одно — у странного кризиса будет интересное развитие.
автор: Ирина Кащей