Президент Зеленский провел пресс-конференцию в столичном метро. Что сказал?

Президент Владимир Зеленский провел пресс—конференцию для украинских и иностранных СМИ на одной из центральных станций киевского метро. Собрали для вас главное.

Зеленский — за дипломатический путь завершения войны

Я хочу остановить войну и ее окончить. Есть дипломатический путь, есть путь военный. Любой здоровый человек всегда выбирает дипломатический путь, потому что знает: даже если это сложно, это может остановить потерю тысяч, десятков тысяч, а с такими соседями — сотни тысяч, а может даже миллионы жертв. Этого не хочется. И любой лидер, хотел бы он этого лично или не хотел, не имеет права субъективно отменять дипломатический путь.

О встрече с путиным

Я настаивал с самого начала на переговорах с лидером рф, потому что считаю, что любые форматы встреч через посредников и передача информации через дружественные страны не дадут желаемого результата. Я считаю, что эту войну может остановить тот, кто ее начал.

* * *

Я должен встречаться с президентом, если мы планируем дипломатическим путем решить этот вопрос.

* * *

Что я сказал бы путину? Мои вопросы касаются исключительно вопросов территориальной целостности. Как дальше будет жить наш украинский Донбасс, как дальше будет жить Крым. В какой точке мы можем договориться — и можем ли вообще.

О встрече с Генсеком ООН

Мне кажется, что мы сделали много шагов, чтобы его позиция по поддержке Украины изменилась и укрепилась. У меня было несколько личных встреч с ним, и я довольно твердо говорил ему, что невозможно иметь баланс в отношениях между Украиной и россией. Мы ждем стопроцентной поддержки от Генсека ООН. Потому что правда на нашей стороне, и война у нас.

Снабжение оружием

Нас точно не интересует мнение рф по поводу поставки оружия в Украину. Хотя они с начала войны нам также эти поставки делали. Вы помните, как с начала полномасштабного вторжения они покидают танки. Мы им благодарны за такие поставки.

* * *

Мы хотим больше, чем нам дают. Но не можем отказываться во время войны от мощнейшей военной помощи, именно она идет из США и Великобритании. США являются лидерами в мире, поэтому задают темп переговоров и помощи. Именно они в большинстве случаев влияют на то, может ли нам предоставить оружие то или иное европейское государство.

* * *

Я не рассматриваю вариант, при котором наши партнеры не передадут нам обещанное оружие. У них нет альтернативы. Мы не дадим им этой возможности. У нас нет других шансов отвоевать свою землю.

* * *

К нам сейчас нельзя приезжать с пустыми руками. Мы не ожидаем презентов или тортиков, мы ждем оружия. Мы не страна для трагических селфи — приезжайте к нам, но с помощью, которую мы просим.

О подготовке псевдореферендума в Херсонской области

Если будут уничтожены наши люди в Мариуполе, если будет псевдореферендум в Херсоне, то Украина выйдет из любых переговорных процессов. Но наши люди, которые находятся на временно оккупированных территориях, должны знать и не помогать оккупантам.

О возвращении посла Грузии

Я не понимаю позиции лидеров Грузии. То, на что они идут, этого не стоит, по моему мнению. Невведение этих санкций, эти копейки...

* * *

Несмотря на количество километров, мы более близкие соседи, чем с россией. Мы определенно не хотим никаких конфликтов с Грузией и уверены, что их не будет.

* * *

Мы обязательно вернем посла в дружескую Грузию, как только будем ощущать поддержку Украины со стороны ее лидеров.

Готова ли Украина быть как Израиль?

Это не вопрос, готова или нет. Большинство объединившихся украинцев не просто готовы — у нас нет выхода, мы уже стали таким государством. Мы должны знать, что нам придется защищать нашу землю. Это не значит, что мы будем воевать. Я считаю, что наоборот: когда мы победим, то будем государством с мощнейшей армией. Что касается гарантий безопасности, я считаю, что мы станем одной из самых крепких стран в Европе. Не потому, что мы особенные. А потому, что у нас нет другого выхода.

О запросах от рф

Мы получили ультиматум, потому что это не о переговорах, не о диалоге. Затем риторика начала меняться именно из-за нашего объединенного народа. Уже через несколько дней мы увидели по месседжам, что из ультиматума начали исчезать те или иные пункты. Затем начались переговоры. Было подготовлено коммюнике в Турции, на которое рф сначала положительно реагировала, но затем они получили критику внутри государства.

* * *

Самые актуальные вопросы — это гарантии безопасности и нейтральность, судьба Донбасса и Крыма. Я считаю, что больше вопросов нет. Все остальное — это политические понты.

Поддержка США

24 апреля в Украину приезжает министр обороны США и госсекретарь США Энтони Блинкен. Ждем, когда безопасность позволит и президенту США приехать и поддержать украинский народ.

Рассматривают ли власти военную деблокаду Мариуполя?

У нас есть полное моральное право на военную разблокировку наших городов. И очень надеемся, что мы можем это сделать. Готовы ли мы сейчас — нет. На сегодняшний день мы не готовы. Ребята, которые защищают эту часть Мариуполя, лидеры, командиры прекрасно это понимают.

Визит Зеленского в Варшаву

Я уже 60 дней слышу вопрос, не хочу ли я куда-то поехать. Не имею права. И, честно говоря, не хочу. Польшу можно только поблагодарить — это безопасные и дружеские соседи для Украины. Верю, что это надолго и всерьез.

* * *

Я всегда с радостью приезжал по приглашению президента Анджея Дуды. Я всегда чувствую что-то близкое к нашему народу. Я считаю, что именно поэтому такое дружеское отношение поляков к украинцам.

* * *

У нас тесные отношения с Дудой. С точки зрения вооружения он всегда нам помогал. Есть один незакрытый гештальт с самолетами. Он остался, но по сравнению с тем, что Польша сделала для нас, это ничто.

О НАТО

Я считаю, что большая ошибка в том, что НАТО за все эти годы не удосужилось принять Украину в Альянс. Сейчас все видят, что мы только укрепили бы их. Это была бы высокая вероятность неначала войны со стороны рф.

О встрече делегаций Украины и рф в Турции

7 ракет сегодня прилетели в Одессу, две мы сбили. 8 человек умерли, ребенок трех месяцев скончался. Война началась, когда ему был месяц. Что это вообще происходит? Отбросы вонючие, как их еще назвать. Нет других слов.

Поэтому предметные встречи нужны. Желания греться под солнцем с этими подонками нет. Но говорить надо, цепляться за любую возможность, чтобы больше таких детей не было.

О Папе Римском

В разные моменты жизни он поддерживает Украину, осуждает российскую агрессию. Мы с ним встречались. Я ему рассказал историю о Маркиве. Он помогал, как мог, и мы вернули нашего военного.

Сейчас я очень хотел, чтобы он приехал, поддержал наших людей на востоке, попытался разблокировать гуманитарный коридор в Мариуполь. С такой просьбой мы обращались к нему. Есть те или иные сигналы. Рано говорить об этом, но мы ожидаем его.

О Нацсовете восстановления Украины

Только что создан. Есть список входящих в него чиновников, есть представители Офиса президента, список будет обновляться.

Сама программа восстановления Украины начата нами. Я в деталях рассказал о ней в ЕС. Ее полностью поддерживают Урсула фон дер Ляйен, Шарль Мишель.

Кроме того, мы начали двусторонние переговоры по поводу переговоров с лидерами других стран: Великобританией, Швецией, Испанией. Это отдельное лидерство определенных государств в отдельных регионах. Вопрос не только в финансах, но и в патронате. Это подразумевает и своих специалистов. Нас интересуют художники, архитекторы, которые приедут помогать. Великобритания готова к патронату Киевской области, Швеция — Николаевской области.

О «рашизме»

Украинцы не сдаются, мы точно не сдадимся. Мы это доказали каждым днем, который проживаем в бою с рф. То, что они сделали с детьми — это даже не проявление, это и есть нацизм.

Исторически их [российских оккупантов] государство будет иметь в книгах слово, которое никто не придумывал, но его повторяют уже и в Украине, и в Европе — рашизм. Слово новое, а поступки те же, что были 80 лет назад. Рашизм — понятие, которое будет в исторических книгах, в условных Википедиях, останется на уроках. За партами маленькие детишки во всем мире будут отвечать учителям, когда этот рашизм начался, на какой земле, и кто победил в борьбе за свободу против этого страшного явления.

* * *

Я не верю, что эти люди будут останавливаться. Если мы их будем останавливать, то и переговоры будут. Невозможно силой и бесчеловечностью победить наше государство. Что они с ним потом будут делать? Все их ненавидят.

* * *

Я не понимаю, зачем. Еще один коридор, еще одна страна. Забрали они «Приднестровье», Абхазию, Донбасс. Там что, Гонконг или Дубай? Какая там цивилизация? Кто там счастлив?

* * *

Человек, желающий знать правду, найдет ее... Они должны принять, что виноваты, их власть, которую они избрали. Нельзя сказать: «Я не при чем». Можно сказать: «Мы виноваты». Это очень много, это и есть смелость человека. Несмотря на то, что тебе бросают в спину — слова или камни. Не нужно этого бояться. Это желание людей. Когда их люди захотят знать правду, а значит выйти из этой компьютерной игры, снять эти 3D-очки, вернуться в реальность, в цивилизованный мир. Он прекрасен.

О ядерном оружии

Я не считаю, что адекватный человек может использовать ядерное оружие. Если руководство рф не потеряет связь с реальностью, они не будут использовать ядерное оружие. Может ли это быть со стороны россии — может. Верю ли я в это — в это верить не хочется. Если бы у нас было ядерное оружие, мы бы никогда его не использовали. Любого руководителя нашего государства, подумавшего об этом, снесло бы наше общество.

Единственное, что несправедливо: люди, которые глубоко в душе способны сделать такие бесчеловечные шаги, думают, что и другие могут такое сделать. Будь у нас ядерное оружие, риски начала войны со стороны рф были бы минимизированы.