Работа по-черному: почему украинцы нелегально работают в Польше

В конце июня Польшу и Украину всколыхнула история Василия Чорнея — 35-летний мужчина родом из Снятина потерял сознание во время работы в столярной мастерской в Великопольском воеводстве. Поскольку мужчина был трудоустроен нелегально, то владелица лесопилки, вместо того, чтобы вызвать скорую помощь, совместно с другим рабочим завезла Василия в лес. По дороге украинец умер, тело нашли только через несколько дней. Сиротами остались трое несовершеннолетних детей.
Эта трагедия вернула в польские СМИ дискуссию, как местные работодатели относятся к иностранным работникам и насколько часто предлагают им работу без оформления необходимых документов.
В польских дискуссиях о миграции часто звучит тезис, что в стране работает более миллиона украинцев, и половина из них — нелегально. В прошлом году граждане Украины получили в Польше более 250 тыс. разрешений на работу, которые разрешают легально работать в стране даже до 3 лет, и еще более миллиона деклараций о намерении трудоустроить иностранца, с которыми работать можно до 6 месяцев в течение года. Так откуда же берется половина «нелегалов»?
Что говорит закон?
Граждане стран — не членов ЕС, которые желают работать на территории Евросоюза, должны иметь документы, которые позволяют им легально пересечь границу и находиться в выбранной стране, а также получить разрешение на работу.
Польша в 1990-е и в начале 2000-х боролась с безработицей, поэтому всячески ограничивала трудоустройства иностранцев. После вступления в ЕС в 2004 году, когда почти миллион поляков выехали в Великобританию и Ирландию, польский аграрный сектор столкнулся с проблемой — некому собирать урожай.
Бизнес настоял, чтобы в 2007 году правительство ввело процедуру облегченного трудоустройства для граждан пяти стран Восточного партнерства — Беларуси, Армении, Грузии, Молдовы и Украины, а также для России. Так появились легендарные «освядчене» (от польского oświadczenie — декларация) — декларации о намерении трудоустроить иностранца. В отличие от классического разрешения на работу, получение которого требует согласия местных властей, «освядчене» является заявлением работодателя, который просто регистрируется в управлении труда и действует до 6 месяцев.
Уже в первый год было зарегистрировано более 200 тыс. «освядчень», а в рекордном 2017-м — даже 2 млн, среди них 95% для граждан Украины. При этом «освядчене» сроком до 90 дней может показаться даже тем, кто приехал в рамках безвизового режима.
В идеале все выглядит несложно: польский работодатель через посредников находит работника в Украине, регистрирует для него упомянутое «освядчене», то приезжает по биометрическим паспортом или открывает визу, после приезда подписывает трудовой договор, и если возникает желание дальше сотрудничать с той же фирмой — подает бумаги на разрешение на работу и проживание.
Однако на практике трудности возникают на каждом шагу.
Не только труд без разрешения
Во-первых, польские работодатели охотно предоставляют приглашение, но трудовые договоры подписывают с меньшей охотой. Если до подписания соглашения все-таки доходит, то не факт, что на тех же условиях, которые фигурировали в приглашении.
Вместо полноценного трудового договора, от которого отсчитываются взносы в Фонд социального страхования и медицинская страховка, предлагаются краткосрочные гражданско-правовые сделки. Есть и более коварная схема — договор подписывается, однако не оглашается до соцстраха.
Во-вторых, бюрократия. Допустим, работодатель добросовестный, хочет постоянно сотрудничать с украинскими мигрантоми — а здесь полугодовые очереди на оформление разрешения на работу и почти годовые — на вид на жительство.
Если срок предварительного разрешения истек, а новый еще не получен — в большинстве случаев иностранцу легально работать нельзя.
В-третьих, работа без оформления трудовых отношений иногда инициируют сами украинские работники. Те, кто приехал на несколько месяцев и получает почасовую плату, заинтересованы работать 10-12 часов в день 6-7 дней в неделю, что противоречит Кодексу труда.
К тому же, налоги и отчисления с польского трудового договора составляют около 35%, и для многих это слишком дорогая страховка от проверок, которых может и не быть.
В-четвертых, неудобной является конструкция польского права — разрешение на работу выдается на конкретную должность в конкретной фирме.
Итак, каждое изменение работодателя, даже если он только что получил комплект свеженьких документов, требует начать все процедуры сначала. А это опять полгода-год ожидания, которые украинцы предпочитают провести, работая «по-черному».
Популярной также является практика, когда украинец оформляет бумаги у одного работодателя, а затем переходит к другому, или одновременно работает в нескольких, но уже нелегально.
Итак, современный «нелегал» в Польше — это уже не женщина среднего возраста, которая приехала по короткой туристической визе, а потом несколько лет подряд заботится о пожилых людях или убирает, не имея вообще никаких разрешений на работу. Так, было в 90-х.
Сейчас это 20-30-летний мужчина, который получил визу или прибыл в рамках безвиза. Он работает в области строительства или общественного питания, однако не в той фирме, которая прислала приглашение, а в 2-3 других. Вероятно, что этот работник все-таки начал процедуру легализации труда и пребывания, но, как правило, так и не дождался ее финала.
Попытки контроля
Трудно определить, какого процента украинских работников в Польше касается описанная практика. Исследование Всемирной организации миграции в 2017 году показало, что 20% украинцев работали без каких-либо соглашений, 22% были жертвами эксплуатации и махинаций.
В 2018 году эксперты из профсоюзов говорили о 40% «нелегалов», экономисты — о 50% .
Когда в прошлом году группа EWL спросила украинских мигрантов об опыте нелегальной работы, утвердительный ответ дали почти 26%. При этом 42% категорически отвергали такую возможность, а 23% рискнули бы, если бы это дало шанс больше заработать.
Нынешнее исследование «Украинцы на польском рынке труда — опыт, вызовы, перспективы» выявило, что уже 30% работали «по-черному», а количество тех, кто готов работать без бумаг, выросло до 38%. Одновременно, каждый второй украинец в Польше ни в коем случае не работал бы нелегально.
В июне 2019-го взносы в Фонд социального страхования Польши платили, а следовательно, работали по полноценным трудовым соглашениям, 644 тыс. иностранцев, среди которых 470 тыс. — граждане Украины. Это в 6 раз больше, чем в 2014-м, однако до сих пор этого мало по сравнению с общим объемам украинской миграции — ее постоянную долю на польском рынке труда Нацбанк оценивает в 800-900 тысяч.
Доктор Марта Киндлер из Варшавского университета отмечает, что в польском обществе нет культуры осуждения нелегального труда — люди воспринимают его не как преступление, а как другой способ «справиться с собой». Зато мигранты начинают понимать, почему важно работать легально:
«Эти изменения связаны с тем, что мигранты понимают — миграция не временное явление в их жизни, а также с изменениями характера миграции из Украины в Польшу. Все чаще мигранты работают в сфере услуг и крупных фирмах, где работа "по-черному" не является популярной практикой, возрастает роль агентств посредничества труда, все больше людей хочет остаться в Польше дольше, а продолжительная легализация невозможна без официального контракта».
Легальность трудоустройства иностранцев контролируют польская Пограничная служба и Государственная инспекция труда. Пограничники могут вести проверку домашних хозяйств, фирм и физических лиц, которые трудоустраивают мигрантов, тогда как инспекция — тех предприятий, где рабочими подписаны трудовые договора.
Так, в 2017 году Государственная инспекция труда провела 7,2 тыс. проверок легальности трудоустройства почти 46 тыс. иностранцев, среди них 86% — граждане Украины. Более 4 тыс. работали без разрешения на работу, 1,7 тыс. на другой должности, чем указано в разрешении, у 800 человек было разрешение, но не было подписанного соглашения.
Чаще всего подобные случаи замечали в малых фирмах, у которых было в штате менее 9 работников в отраслях промышленной переработки, агентствах охраны, клининговых компаниях, строительстве.
Наказания для нарушителей законодательства предусмотрены суровые: работодателю, который нелегально трудоустраивает иностранцев, грозит штраф от 3 до 30 тыс. злотых (около 700-7 тыс. евро), работник же заплатит от 1 тыс. злотых (229 евро) штрафа, а в некоторых случаях его могут депортировать и внести в список лиц, чье пребывание нежелательно на территории Польши и Шенгенской зоны.
Кто виноват и что делать
Польские чиновники проблему признают и вписывают необходимость усиления контроля за легальностью трудоустройства ко всем миграционным стратегиям.
Так, последний проект миграционной политики, обнародованный в июне, сосредоточивается на распространении компетенций контрольных органов и расширении их штата.
Однако этот путь представляется малоперспективным: вряд ли пограничники и трудовые инспекторы проконтролируют даже 10% иностранных работников, к тому же суровость наказания может склонить работодателей не столько к легальному трудоустройству, сколько к более тщательному сокрытию нелегальных сотрудников.
В итоге — трагедии, подобные смерти Василия Чорнея.
Как подтверждает исследование варшавского фонда «Наш выбор», украинцы готовы работать нелегально, пока им исправно выплачивают зарплату. Поэтому наряду с контролем должна идти просветительская кампания — чем грозит работа без соглашения, медицинской страховки.
Тем более, что нелегальная работа не только угрожает финансовой стабильности, жизни и здоровью — она изолирует от остального общества, — убеждает Марта Киндлер:
«Украинские мигранты поддерживают связь преимущественно с лицами с аналогичным социально-экономическим и юридическим статусом пребывания. На практике это означает, что украинец, который работает нелегально, вероятно, имеет окружение, которое тоже работает нелегально. А поскольку изменение труда происходит часто благодаря информации от знакомых — следующая вакансия тоже будет без официального соглашения. Так возникает "негативный общественный капитал" — люди замыкаются в социальном окружении, которое ведет их к маргинализации».
В 2018 году Государственная инспекция труда начала информационную кампанию «Работай легально», в рамках которой раздает справочные материалы и консультирует мигрантам украинском языке.
Однако эта инициатива, как и деятельность неправительственных организаций, направленные преимущественно на жителей крупных городов. Остальные мигрантов остается без помощи и информации. Для них дополнительных мероприятий в новой польской стратегии миграционной политики не предусмотрено.
автор: Елена Бабакова