россия дала маху. Что произошло в Польше и как будет действовать НАТО

Вечером 15 ноября польские СМИ начали сообщать о взрыве трактора в поселке Пшеводув Люблинского воеводства, менее чем в десяти километрах от границы с Украиной.

Их внимание привлек не только сам взрыв в неприметном населенном пункте и сообщение о двух погибших, но и то, что на место происшествия не пускали журналистов. А полиция перекрыла дороги в полукилометре от взрыва.

Что действительно произошло в польском поселке и какой может быть реакция НАТО — в материале hromadske.

Загадка Пшеводува

Официальная информация изначально была такова: произошел взрыв трактора, заехавшего на весы в районе зерносушилки. Однако местные жители рассказывали несколько иное.

«Я должен был идти за коровами, а надо мной пролетели две ракеты. Я опасался за свой дом. Услышал страшный шум. Пошел за коровами — коровы испугались, убежали в хлев. Снаряды пролетали высоко над домом. Если бы они были низко, меня могло бы убить и разрушить дом. Я думал, что в нашем доме начинается война, аж мороз по коже. Взрыва не было, просто свист, такой шум»,рассказал «Радио Люблин» житель Пшеводува Станислав Иванейко.

«Сначала раздался громкий свист, потом все рвануло. Рядом валялись осколки от этого снаряда. Соседи говорили, что была еще одна ракета, но она якобы упала где-то в поле», — рассказывает изданию lublin112 местная жительница.

Когда премьер-министр Матеуш Моравецкий созвал правительственный В его задачи входит обеспечение координации подготовки, деятельности и оперативного принятия решений по вопросам национальной безопасности и обороны, а также подготовка предложений правительству или премьер-министру по этим вопросам.Комитет по национальной безопасности и обороне, а в СМИ начали писать о присутствии военных на месте взрыва в Пшеводуве, версия о ракете стала еще более правдоподобной.

Лишь после полуночи президент Польши Анджей Дуда окончательно подтвердил: да, на территорию Польши упала ракета (хотя раньше речь шла о двух). Похоже, российского производства. Но кто именно ее запустил, говорить пока рано.

«Британская провокация»

Возможно, нам действительно неизвестно, кто запускал ракету (или ракеты) по Польше. Но известное время, когда она упала, около 15:40 (16:40 по Киеву), когда в Украине продолжалась воздушная тревога, а россия осуществляла самый массированный ракетный обстрел энергетической инфраструктуры. Попало и по соседней с Пшеводувом Львовской области, где начались перебои со светом.

Следовательно, теоретически это могли быть и россия, и Украина.

российские медиа начали распространять фото якобы с места падения ракеты, утверждая, что упал снаряд советской зенитно-ракетной системы С-300, стоящей на вооружении ПВО Вооруженных сил. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба отрицает это и призвал не распространять российскую пропаганду.

Вторая версия — речь идет о крылатой ракете Х-101, которыми россияне регулярно обстреливают Украину. В ее пользу аргументов пока больше. Хотя минобороны россии, конечно же, официально открестилось от обвинений, заявив, что обломки не имеют никакого отношения к российским средствам поражения.

В американской разведке неофициально подтвердили, что российские ракеты входили в воздушное пространство Польши (хотя официальный Вашингтон гораздо осторожнее в заявлениях). В конце концов, польский МИД в своем заявлении о вызове посла россии Сергея Андреева прямо написал, что в Пшеводуве упала ракета российского производства.

Может возникнуть вопрос, как ракету могла не заметить польская система противовоздушной обороны. В россии, конечно, напомнили, что Польша интегрирует в свою систему ПВО ведущие американские комплексы Patriot, и заговорили о «польской» или «британской» провокации. Заявления Симоньян о «польском Белгороде» здесь даже упоминать не будем.

Но стоит учесть, что ракета упала не очень далеко от границы Польши с Украиной; кроме того, по неофициальным данным, ее сбили ВСУ, а в Пшеводуве упали только обломки.

Почему российская ракета оказалась там, где оказалась, другой вопрос. В украинском фейсбуке распространилась версия, что россия хотела ударить по Добротворской ТЭС в Львовской области, однако расположена она относительно далеко от границы с Польшей — в нескольких десятках километров. Журналисты lublin112 предполагают, что удар мог быть направлен на город Белз, где расположена железнодорожная станция, а это уже фактически вплотную к польско-украинской границе.

От четвертой до пятой статьи договора НАТО

В ответ на падение российской ракеты в Пшеводуве польские власти объявили о переводе основных силовых ведомств — от пограничников до спецслужб и сил воздушной обороны — в состояние повышенной боевой готовности. А польские премьер и президент упомянули об анализе возможного задействования статьи 4 Североатлантического договора.

Стоит процитировать эту статью полностью, потому что она не получила такого широкого обсуждения, как «пятая статья» о коллективной обороне.

«Стороны будут осуществлять совместные консультации всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон будут поставлены под угрозу».

Фактически это механизм консультаций в рамках НАТО, применение которого обусловлено обоснованной обеспокоенностью государства-члена о своей безопасности. Случай Польши более чем соответствует четвертой статье. Но что же дают такие консультации?

Практика применения статьи 4 Североатлантического договора невелика — всего семь раз. («Пятую статью», к слову, применили только один раз — после терактов 11 сентября 2001 года в США). Как отмечают в самом НАТО, как только это происходит, «вопрос обсуждается и потенциально может привести к определенному совместному решению или действиям от имени Альянса», а членов Альянса «поощряют реагировать на ситуацию, которую страна-член доводит до их сведения».

Чаще всего «четвертую статью» Договора о НАТО задействовала Турция. В 2003 году Анкара созвала консультации по поводу вооруженного конфликта в соседнем Ираке. В ответ Североатлантический союз согласовал пакет оборонных мероприятий и провел многомесячную операцию «Демонстративное сдерживание» (Display Resolve), в рамках которой развернул у турецко-иранской границы ЗРК Patriot.

В 2012 году после двух задействований Турцией 4-й статьи НАТО начала операцию «Активная заграждение» (Active Fence) с развертыванием тех же Patriot (операция, кстати, продолжается до сих пор). А в 2015-м Турция использовала консультации, чтобы проинформировать Альянс о действиях, предпринимаемых после серии терактов.

Еще два показательных случая применения 4-й статьи Североатлантического договора тесно связаны с войной рф против Украины. В марте 2014 года Польша созвала консультации о росте напряженности в соседней стране (тогда еще не произошла аннексия Крыма). И в феврале 2022 года Польша совместно с восемью другими государствами (такое коллективное обращение, кстати, случилось впервые) уже потребовала обсудить полномасштабное российское вторжение.

В обоих этих случаях НАТО не принимала решения о проведении какой-либо военной операции. Речь шла прежде всего о консультациях и дальнейшем наблюдении за событиями. Хотя в 2022-м это дополнилось усилением обороны восточноевропейских стран Альянса.

Уже известно, что статья 4 будет задействована и сейчас — в среду, 16 ноября, состоятся консультации в рамках Североатлантического совета, в которую входят послы стран-членов НАТО. Прогнозировать его решение — дело неблагодарное. Но, опираясь на предыдущий опыт, программой максимум, на которую стоит рассчитывать, будет усиление ПВО членов Альянса на границах с Украиной, чтобы предотвратить подобные инциденты в будущем. Возможно (но это очень оптимистичный сценарий) будут новые решения о поставках оружия Украине, ведь 16 ноября также состоится уже седьмой «Рамштайн».

Более взвешенный вариант (к которому автор склоняется больше всего) — выражение Альянсом обеспокоенности вместе с готовностью помочь Польше в расследовании.

А вот чего точно не стоит ожидать, это задействование 5-й статьи Североатлантического договора о коллективной обороне.

Начнем с того, что падение одной российской ракеты, даже если это подтвердится, трудно назвать «вооруженным нападением» (а именно такая формулировка содержится в Договоре про НАТО). А во-вторых, не стоит забывать, что Альянс с начала полномасштабного вторжения делал абсолютно все, чтобы не произвести в глазах россии впечатление о прямом участии — например, категорически отвергал призывы о закрытии неба над Украиной в первые критические недели.

* * *

Ситуация с заблудившейся российской ракетой очень напоминает другой инцидент конца сентября — взрыв на подземных российских трубопроводах Северный поток и Северный поток-2 в Балтийском море, окруженном государствами-членами НАТО. То, что это был именно взрыв, а не случайное происшествие, у расследующих его стран сомнений почти нет. А вот возможная причастность россии до сих пор вызывает вопросы.

В то же время очевидна причастность рф к падению ракеты на территории Молдовы у украинской границы 31 октября и к масштабному, но временному блэкауту 15 ноября, когда вышла из строя линия, по которой электроэнергия поставляется из Румынии.

Возможно, на фоне военных неудач и приближающихся зим россия проверяет, насколько далеко может зайти в своих провокациях. И напоминает, что война в Украине вполне может выйти, если уж не выходит, за ее пределы.