Самый быстрый сперматозоид, Иисус-гей, секс-коробка. Зачем вообще про это снимают телешоу?

В Великобритании возобновляют сатирическое шоу «Как две капли», в трейлере которого Путин бьет Дональда Трампа половым органом (нет, это не преувеличение). А на детском телеканале Дании есть программа, где голые взрослые отвечают на вопросы подростков про тело.

Телевидению время от времени прочат кризис и упадок. И, на первый взгляд, создатели подобных телешоу, провокационных по форме и иногда неоднозначных по содержанию, только подтверждают прогнозы.

Но не спешите их осуждать. Оказывается, часто авторы преследуют просветительскую и воспитательную цель или пытаются таким образом привлечь внимание к важным общественным проблемам.

Цифровая иллюстрация оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом

«Гонки сперматозоидов» (Das Spermarennen), Германия, 2005

Нидерландская компания Endemol, известная в мире благодаря реалити «Большой брат», в начале 2000-х объявила о запуске нового шоу. Идея такова: 12 мужчин становятся донорами спермы, после чего ее замораживают, отправляют в студию программы в Кельне и с помощью химикатов пытаются ввести в искусственные яйцеклетки. Тот, чей сперматозоид первым достигнет точки назначения, получает подарок — красный «порше». И все это, конечно, под запись телекамер — кроме разве что процесса получения спермы.

Съемки «Гонок» стартовали в 2005 году. Участие в них приняли мужчины разных профессий, с разным социальным статусом и привычками — например, бодибилдеры, безработные, курильщики. Как тогда сообщали СМИ, в записи также приняли участие двое немецких знаменитостей.

Идея «Гонок сперматозоидов» была, мягко говоря неоднозначно воспринята немцами. Впрочем, тогдашний президент немецкого отделения Endemol Борис Брандт утверждал: шоу серьезное и имеет целью поднять проблему бесплодия.

«Около 1,8 миллиона немецких мужчин не могут иметь детей, потому что у них некачественная сперма. А еще разочарованы их девушки и жены, не говоря уже о родителях, которые тщетно ждут внуков», — говорил Брандт в интервью изданию Bild.

Шоу планировали показать на немецком телевидении в начале 2005-го, но этого почему-то так и не произошло. Хотя программу полностью отсняли и в ней даже определили победителя, который действительно получил красный «порше».

Постер реалити-шоу «Нация детей»

«Нация детей» (Kid Nation), США, 2007

Это было не просто реалити-шоу, но и своего рода социальный эксперимент. Представьте себе группу детей 8-15 лет, задача которых — создать функциональное общество: правительство, законы. И все это — под прицелом телекамер и практически без вмешательства взрослых. Если вам показалось похожим на роман «Повелитель мух» нобелевского лауреата Уильяма Голдинга... то вам не показалось.

Шоу снимали на территории заброшенного города Бонанза-Сити в штате Нью-Мексико. 40 детей распределили по округам — «красный», «зеленый», «синий» и «желтый». Каждые три дня по итогам соревнования определяли, какой округ какую роль будет играть в их «обществе» — руководителей, торговцев, поваров или работников. От каждого округа дети выбирали по одному представителю в городской совет, который определял, кто победил в индивидуальном зачете и получит «золотую звезду».

Ни один из участников шоу не мог из него выбыть — только уйти по собственному желанию (за 40 дней съемок об этом попросили трое детей). За участие в создании программы каждый ребенок получал $5000; еще $20 000 за каждую «золотую звезду».

Еще до выхода на экраны «Нация детей» навлекла на себя шквал критики: ее называли едва ли не «самым тревожным детским телешоу». Организаторов обвиняли в эксплуатации детского труда (который на территории Нью-Мексико тогда никак регулировался). Кроме того, в течение всего времени съемок дети пропускали школьные занятия. А их родители (которые дали согласие на участие детей в шоу) даже не знали о $20 000 дополнительного денежного приза. Сначала бойкот кабельному телеканалу CBS (где показывали «Нацию детей») объявили и рекламодатели, которые не хотели размещать свою рекламу во время такого противоречивого шоу.

Авторы же программы утверждали: на съемочной площадке за детьми присматривают психологи и врачи, соревнования на физическую выносливость закаляли не хуже школьных уроков, а вообще — шоу должно было показать, как трудно создать общество с нуля. На второй сезон «Нацию детей» не продлили из-за низких рейтингов. После этого в Великобритании пытались запустить подобную программу, но с еще меньшим успехом.

В Украине «Нацию детей» тоже хотели запустить: об этом в 2016 году объявил тогдашний гендиректор СТБ Владимир Бородянский. Но до дела так и не дошло.

Кадр из реалити-шоу «Секс-коробка»

«Секс-коробка» (Sex Box), Великобритания, 2015

Приходилось ли вам сразу после секса говорить о нем со специалистами, чтобы его улучшить? Если да (ну а вдруг), то вы в общих чертах воссоздали синопсис телешоу «Секс-коробка» от британского Channel 4, которое выходило в 2013 и 2016 годах.

В каждой программе пары рассказывали специалистами о своих отношениях, после чего шли к коробке, расположенной прямо посреди студии и занимались там сексом (без камер и под защитой звукоизоляции). Сразу после этого они выходили и делились своими ощущениями, а эксперты давали им советы.

Идея шоу — в том, чтобы поощрить людей быть более открытыми к своей сексуальной жизни и не бояться ее обсуждать, утверждала ведущая шоу Мариэла Фрострап. А еще одна цель — «забрать секс у порнографии», то есть сделать так, чтобы он не ассоциировался только с условным PornHub.

Мнения критиков разошлись: одни хвалили идею и программу за смелость, другие указывали на слабость реализации. Главная претензия была такой: никаких подтверждений тому, что пары действительно занимались в коробке сексом, авторы программы не приводили. Хотя пары, которых затем опрашивали журналисты, говорили, что все было по-настоящему.

«Секс-коробке» повезло чуть задержаться на экране. В 2014-м выпуски в этом формате снимали в США (но шоу быстро закрыли из-за плохих рейтингом) и в Австралии. На британском Channel 4 в 2016 году вышел четырехсерийный сезон «Секс-коробки», и с тех пор о шоу уже ничего не слышно.

Постер фильма «Первое искушение Христа»

«Первое искушение Христа» (The First Temptation of Christ), Бразилия, 2019

Иисус пробыл 40 дней в пустыне и возвращается домой на свое 30-летие. Семья устраивает ему вечеринку-сюрприз, а родители — Мария и Иосиф — признаются, что на самом деле Иисус — сын Бога (которого он до этого знал как дядю Витторио). А, и еще: Мария курит марихуану, а Иисус встречается с парнем по имени Орландо (который позже окажется Дьяволом)... У вас еще не взорвался мозг?

Все это — описание сатирического фильма «Первое искушение Христа», снятого в католической Бразилии. Его снял продакшн Porta dos Fundos, лауреат американской премии «Эмми» за другой сатирический религиозный фильм «Последнее похмелье» — о пророках, которые просыпаются после весьма бурной вечеринки.

Нечего и говорить, что «Первое искушение Христа» (приуроченное к католическому Рождеству) вызвало в Бразилии шквал возмущения. Офис Porta dos Fundos после премьеры забросали коктейлями Молотова, а суд в Рио-де-Жанейро сначала обязал Netflix (именно там выложили фильм) заблокировать его. Потом это решение отменили, а фильм до сих пор доступен на платформе.

«Это почти рождественская сказка: Иисус смело вступает в бой с Дьяволом и затем решает отправиться вслед за Богом, принимая тот факт, что он, Иисус Христос — его сын», — говорит соучредитель Porta dos Fundos Фабио Порчат.

По его мнению, наибольшее возмущение вызвал тот факт, что Иисуса в фильме изобразили геем. «Но Иисус является всем. Бог — темнокожий, белокожий, гей и гетеросексуал. Бог — это все», — считает Порчат.

Не беремся прогнозировать, как бы на подобную ленту отреагировали в Украине.