Спецпроект «Серая зона». Начать бизнес рядом с фронтом

Немного украинцев сейчас решаются начать собственный бизнес – экономическая ситуация в стране нестабильна, слабая гривна, никто не берется делать прогнозы. Однако есть смельчаки, которые рискнули и открыли бизнес не в Киеве, Львове или Одессе, а просто на войне – в охваченном конфликтом Донбассе. О том, каково это быть стартапером рядом с фронтом – 4—й эпизод спецпроекта Громадского «Серая зона».

Анастасия Канарева, Богдан Кинащук

Немного украинцев сейчас решаются начать собственный бизнес – экономическая ситуация в стране нестабильна, слабая гривна, никто не берется делать прогнозы.

Однако есть смельчаки, которые рискнули и открыли бизнес не в Киеве, Львове или Одессе, а просто на войне – в охваченном конфликтом Донбассе. О том, каково это быть стартапером рядом с фронтом – 4-й эпизод спецпроекта Громадского «Серая зона».

История первая. Биотопливо в селе под Краматорском

В селе Андреевка неподалеку Краматорска Донецкой области открыли цех по производству биотоплива. На ремонт ангара и покупку оборудования предприниматели выиграли грант Программы развития ООН. Топливом собственного производства планируют отапливать школу, детский сад и другие социальные объектыновойтерриториальной общины, созданнойиз трех сел. Остаток готовой продукции пойдет на продажу, а потенциальные покупатели уже есть, поэтому в Андреевке уверены, что дело будет приноситьприбыль.

Нам разрешили подключиться к электросети только на открытие. Мы отработали две смены и быливынуждены остановить оборудование

Краматорчанин Александр Жарков —главный технолог производства. Он учит местных жителей работать наоборудовании. Ведь новое предприятиедает рабочие места, а значит - надежду селу, в котором проживает около 1000 человек, но никакой другой работы —нет.

«Я учил операторов, которые будут следить за оборудованием и отвечать за блок управления, —рассказывает Александр. —На одной линии у нас круглосуточно работают три смены, это 15 человек».Жители Андреевки, которые научились работать с оборудованием цеха

Предприятие уже закупило оборудование для второй линии, что позволит трудоустроить еще столько же. Также будут нанимать водителей и персонал по обслуживанию, появятся и другие вакансии.

Готовая продукция —пеллеты, для сожжениякоторых необходимо установить специальные котлы. На предприятии утверждают: такой вид топлива имеет большую энергоэффективность по сравнению с дровами и углем, а цену —ниже, чем за газ.

«По нашим подсчетам, пеллеты эффективнее угля и дровв 3 –4 раза. Теплоотдача на 18% выше», —говорит Александр.

Сырьем для биотоплива может быть шелуха подсолнечника, сено, древесная кора, угольная стружка и тому подобное. Все это измельчается до состояния муки, сушится и сжимается в гранулы под прессом. Процесс производства, так же как и готовая продукция —экологически чистые.

По нашим подсчетам, пеллеты эффективнее угля и дровв 3 –4 раза. Теплоотдача на 18% выше

С торжественного открытия цеха прошло уже полтора месяца, а производство стоит. Из-за бюрократических проволочек село не может получить разрешение на подключение предприятия к электросети. Люди сидят без работы, а по влажным холодным помещением бегают мыши.

«Скажу как есть. Нам разрешили подключиться к электросети только на открытие. Мы отработали две смены и вынуждены были остановить оборудование. До сих пор мы ждем разрешительные документы на подключение к сети. Без них мы не можем работать, —жалуется технолог. —Привезли одну справку, теперь требуют еще какие-то справки. Обещали нам установить новый трансформатор, однако его тоже нет».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спецпроект «CЕРАЯ ЗОНА»: бесплатный уголь

История вторая. Прифронтовая пекарня в Марьинке

На передовой люди также рискнули начать бизнес-проект.

«Мы приобрели новую печь. Сегодня мы ее выгружаем. Сейчас мы довозим оборудование, поэтому здесь немного беспорядок», —рассказывает пастор из Донецка Сергей Косяк. В это время военные, базирующиеся в Марьинке какраз помогают занести в здание печь, которая весит несколько тонн.

Военные, которые базируются в Марьинке помогают занести в здание только что купленную печь, которая весит несколько тонн

Донецкий пастор Сергей Косяк вместе со своим коллегой Олегом Ткаченко на базе духовного центра открыли социальную пекарню, которая производит дешевый и качественный хлеб. Деньги для старта предоставила религиозная «Миссия Евразия» из Канады, а первые 20 тонн муки —чехи. Впоследствии предприятие стало зарабатывать самостоятельно за счет разнообразия продукции.

«Часть хлеба, который производим, мы раздаем бесплатно нуждающимся, а остальное —продаем по социальной цене. У нас была цель сделать хлеб доступным для человека, оказавшегося в сложном положении, в той ситуации, в которой находятся жители Марьинки», —Сергей объясняет, что бизнесом пекарня является лишь частично, а частично —благотворительнаяинициатива.

Марьинский хлебокомбинат, через который сейчас проходит линия фронта, был разрушен во время обстрелов. Его работники теперь выпекают хлеб в новой пекарни

Все производство, которое работало в городе до войны, остановилось. Марьинский хлебокомбинат, через который сейчас проходит линия фронта, был разрушен во время обстрелов. Его работники теперь выпекают хлеб в новой пекарни.

Преимуществом Марьинского хлеба есть не только умеренная цена —6 гривен 40 копеек за буханку —но и качество продуктов, из которых его изготавливают. Так, Олег и Сергей установили водоочистную установку, а муку и дрожжи закупают только высшего качества.

Хлеб можно приобрести не только в Марьинке, но и в прифронтовых городах и селах поблизости.

«Мы загружаем машину хлебом и она едет по всему городу. Также мы заезжаем в Красногоровку и другие населенные пункты поблизости», —рассказывает пастор.

Большинство людей в этой зоне не рискуют открывать бизнес. Что-то из оборудованиясломалось –пульт управления, пускатель на тестомес...Ближайшая «большая земля», где можно приобрести детали для ремонта –это Краматорск или Славянск

Когда мы приехали в пекарню, там как разчинили тестомес, который вышел из строя.

«Большинство людей в этой зоне не рискуют открывать бизнес, –объясняет Олег Ткаченко. –Например, что-то из оборудования сломалось —пульт управления, пускатель на тестомес... Ближайшая «большая земля», где можно приобрести детали для ремонта, это Краматорск или Славянск. Потому что даже в Курахово таких вещей не купишь. С этим тоже связаны некоторые трудности».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Спецпроект «Серая зона». Война и море​

Предприятие работает с марта. Сначала, пока выпекали только хлеб, рентабельности не было. Однако теперь, как говорит Олег, производство «тянет весь духовный центр». Кроме хлеба производят недорогую сладкую выпечку,котораяпользуется спросом.

История третья. Вторая жизнь «Избы Читальни»

«Бар —это такая вещь, которая сама не наполнится. Поэтому порой приходится ездить по магазинам и покупать разные штуки, из которых потом готовим коктейли, —рассказывает Богдан Чабан, пока мы идем между полок одного из сетевых гипермаркетов в Мариуполе. —В этом плане Мариуполь сложный. В других городах все проще —ты просто заказываешь все необходимое у одного поставщика. А в Мариуполе это приходится собирать со всей Украины».

Богдан убежден: ситуация, в которой оказалась страна, кроме того, что является кризисной и тяжелой, открывает много возможностей для развития

Богдан —молодой предприниматель из Донецка, владелец когда-то популярногосреди донецкой молодежи кафе «Изба Читальня». Когда Донецк перешел под контроль самопровозглашенной «ДНР», парень закрыл заведение и пошел добровольцем на войну. Когда же вернулся —поселился в Мариуполе, в которомрешил возродить бар.

Деньги для старта Богдан такжеполучил от Программы развития ООН —222 тыс. гривен. Добавив некоторые собственные накопления, удалось арендовать и оборудовать помещение.

В других городах все проще —ты просто заказываешь все необходимое у одного поставщика. А в Мариуполе это приходится собирать со всей Украины

«На стене наш девиз —«Youth has no age» (умолодости нет возраста–ред.). Очень много денег удалось сэкономить, потому что мы делали это все самостоятельно —на ремонте, на мебели. Мебель на OLX купили, барную стойку сами сделали. Полки, барные стулья —все эти вещи делались вручную, поэтому эти 200 тысяч пошлина какие-то дорогие единицы оборудования», —говорит Богдан.

Бар уже приносит некоторую прибыль. Вскоре команда заведения открывает новую кофейню, где будут продавать кофе с собой. Помещение уже есть, осталось его отремонтировать.

Очень много денег удалось сэкономить, потому что мы делали это все самостоятельно —на ремонте, на мебели.

У Богдана осталось много фотографий с последнеговечера «Избы» в Донецке. В квартале, где он находился, теперь министерство обороны так называемой «ДНР». Люди, с которыми Богдан работал в Донецке, теперь разъехались по всей Украине.

«Когда в двадцать лет ты берешь оружие и идешь воевать —это уже довольно трудно. Но я не мог поступить иначе в тех обстоятельствах. Я просто не мог себе этого позволить, —объясняет парень, почему не просто уехал в другой город, а пошел воевать, вспоминая лето 2014 года. —Мы все верили, что два-три месяца, и мы это все прекратим. Тогда был такой темп, такой напор, такая сила этого движения, мы думали завершить АТО к зиме. Но этого не произошло».

Богдан убежден: ситуация, в которой оказалась страна, кроме того, что является кризисной и тяжелой, открывает много возможностей для развития. Для него сейчас очень важно сделать что-то полезное для своего региона.

«Ты выходишь за пределы своейзоны комфорта и начинаешь мыслить глобально. Я понял, что могу делать что-то в контексте бизнеса, культуры... И это тоже важная история, которую кто-то долженделать».

«Серая Зона» —репортажный спецпроект Громадского о последствиях войны на Донбассе, и отом, как изменился регион и судьбы его жителей.

Читайте также этот материална украинском языке