«Схемы» насчитали 12 родственников депутатов, работающих помощниками у их коллег за деньги. Тут есть коррупционный риск

По меньшей мере 12 родственников народных депутатов работают помощниками других народных депутатов и получают за это деньги. Формально законодательство такие назначения не запрещает, но они могут свидетельствовать о конфликте интересов и сомнительных критериях отбора помощников.

Об этом говорится в расследовании проекта «Схемы».

Жена депутата «Слуги народа» Александра Мережко Виктория Улиганец работает помощницей у другого «слуги» Игоря Марчука. Улиганец обычно получает почти 42 тысячи гривен зарплаты, но в июле и августе 2021 года ей выписали премии в размере 50 тысяч гривен. Мережко сказал «Схемам», что сам советовал Марчуку взять жену помощницей.

Жена депутата группы «За будущее» Дмитрия Лубинца Янина работает помощницей у «слуги» Арсения Пушкаренко. Лубинец утверждает, что не знал о работе жены в Верховной Раде, но Пушкаренко говорит, что ее ему лично рекомендовал коллега. Похожая ситуация сложилась и с женой депутата «Батькивщины» Сергея Соболева.

Виктор Черный с женой Ольгой Аркановой-Черной«Схемы» / Радио Свобода

Жена депутата «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Черного Ольга Арканова-Черная работает помощницей у коллеги мужа по фракции Александра Колтуновича. Виктор Черный в разговоре со «Схемами» настаивал, что его жена и Колтунович близко знакомы, но депутат утверждает, что не знает своих помощников и они ему не нужны. При этом Арканова-Черная получает около 52,5 тысячи гривен зарплаты.

Кроме того, падчерица Черного Лилия — депутат Обуховского городского совета — работает помощницей у депутата ОПЗЖ Федора Христенко и получает 6,5 тысячи гривен зарплаты. Христенко говорит, что работа родственницы его однопартийца — это «совпадение и ничего больше».

Дочь «слуги» Андрея Костина Анастасия работает помощницей у коллеги отца Андрея Задорожного. А сын Задорожного Иван — помощником Костина. Оба получили работу почти одновременно — в сентябре 2019-го — и получают по 26 тысяч гривен в месяц.

Костин отказался общаться со «Схемами», но во время конкурса на должность руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры говорил, что искал в помощники прежде всего человека, «который живет в Киеве и которому он сможет доверять». Кроме того, Ивана Задорожного он назвал «сыном профессионального юриста из очень известной юридической фирмы».

Задорожный, в свою очередь, сказал, что в избрании помощника также руководствовался тем, что долго знает Костина. Но возразил, что речь шла о договоренности со взаимным трудоустройством.

Сын депутата от «Европейской Солидарности» Михаила Бондара Роман стал помощником коллеги отца по фракции Максима Саврасова. Последний подтвердил «Схемам», что выбрал своего помощника «по знакомству», но «кумовством» это не считает.

Василий Нимченко«Схемы» / Радио Свобода

А невестка члена ОПЗЖ Василия Нимченко Марина работает его помощницей с 16 тысячами гривен зарплаты. Сам депутат не видит конфликта интересов в таком назначении. Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в начале 2021 года составило протокол в отношении Нимченко из-за конфликта интересов и направило в суд, но 22 сентября дело закрыли в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Как объясняет «Схемам» глава Центра политических студий «Доктрина» и политконсультант Ярослав Божко, любое назначение родственника представителя власти в государственные структуры всегда является коррупционным риском. Но, отмечает эксперт, деньги на оплату труда помощников народных депутатов не требуют отчетности.

По подсчетам журналистов, родственники депутатов на должностях помощников только с начала 2021-го вместе получили почти два миллиона гривен зарплаты, а за два последних года — более 4,5 миллиона.

В сентябре 2020 года «Схемы» обнаружили, что ряд народных депутатов от «Слуги Народа» назначили своими помощниками жен, братьев и других родственников. После того Верховная Рада приняла закон, которым запретила эту практику. Но с октября 2020 года он находится в статусе рассмотрения поправок и никак не вступит в силу.