«Схемы» обнародовали пленки, на которых чиновники говорят о краже денег на строительстве хранилища ядерного топлива

Журналисты «Схем» опубликовали аудиозапись, на которой чиновники обсуждают исчезновение части средств, что должны были пойти на строительство в Чернобыле хранилища для отработанного ядерного топлива.

Об этом пишет «Радио Свобода».

Журналисты напоминают, что должностные лица «Энергоатома», являющегося заказчиком строительства от государства, еще в декабре 2020 года говорили о «почти 100% готовности» хранилища отработанного ядерного топлива.

Однако тогда же «Энергоатом» заключил непубличное соглашение на 422 миллиона гривен с новым подрядчиком — компанией КБР. Журналисты «Схем» говорят, что в конце концов «Энергоатом» в 2021 году перечислил этой фирме более 1 миллиарда гривен.

Аудиозапись «Схем» касается разговора 28 декабря 2020 года, в котором принимал участие кто-то с голосом, похожим на голос Николая Божко — руководителя «Атомпроектинжиниринга», который является подразделением «Энергоатома».

«Вы же понимаете, что деньги ушли, продали, сп...здили (украли — ред.) и так далее. Надо находить другие источники финансирования, и их нужно как-то узаконить. Как? Мы еще не совсем понимаем», — сказал Божко.

Чиновник заявлял, что у него «есть дыры», а также призвал представителей частных фирм, работавших на объекте, не паниковать.

«Мы будем сильно напрягаться, чтобы максимально вас вытащить, потому что, вытянув вас, мы вытащим и себя», — сказал он.

В частности, Божко на аудиозаписи признается, что выделил нецелевые средства на систему радиационного контроля — мол, такую систему закупали через предыдущего подрядчика, а теперь средства выделили еще и фирме «КБР».

Бывшая ревизор «Госаудитслужбы» Наталья Заец объяснила журналистам, что такая аудиозапись может свидетельствовать не только о нецелевых средствах. «Здесь очень большой спектр уголовной ответственности — это служебная халатность, злоупотребление служебным положением», — считает она.

Когда журналисты попытались получить комментарий Божко, тот порекомендовал им обратиться в пресс-службу, но там ответа на запрос «Схем» тоже не предоставили.

Почему это важно?

До 2021 года отходы с украинских АЭС вывозились для переработки и хранения в Россию. Это стоило «Энергоатому» 200 миллионов долларов в год. Поэтому в 2021 году правительство решило запретитьвывозить отработанное ядерное топливо в Россию.

Кабмин создал Государственную программу обращения с отработанным ядерным топливом до 2025 года. Программа предусматривает, что ядерные отходы с трех атомных электростанций Украины — Ровенской, Запорожской и Южноукраинской — будет оптимально отдавать на длительное хранение («отложенное решение»), потому что для их переработки нет денег и технических возможностей.

По подсчетам «Энергоатома», это позволит Украине обеспечить 160 рабочих мест и преодолеть зависимость от России в вопросе атомной безопасности. Стоимость реализации программы оценивают более чем в 8,9 миллиарда гривен. До 2025 года «Энергоатом» планирует разработать стратегию обращения с отработанным топливом на период до 2035-го.

Хранилище топлива начали поэтапно вводить в эксплуатацию в 2021 году: в ноябре, например, туда отвезли первую партию с Ровенской АЭС.