Шесть вопросов о конфликте в Нагорном Карабахе

В середине сентября в многолетнем нагорно-карабахском конфликте произошел поворот, который, судя по всему, стал его последним аккордом.

За сутки Азербайджан заставил самопровозглашенную нагорно-карабахскую «власть» фактически капитулировать и договариваться об условиях полноценной интеграции в азербайджанскую территорию.

Армения, в отличие от двух предыдущих войн за регион, не вмешивалась в события. А россия, которая должна быть гарантом безопасности армян Нагорного Карабаха, просто наблюдала за развитием событий.

hromadske попыталось объяснить суть нагорно-карабахского конфликта, предпосылки его последнего обострения и то, что ждет регион далее.

Что такое Нагорный Карабах?

Нагорный Карабах — это регион площадью примерно 11,5 тысячи квадратных километров, расположенный на Южном Кавказе. «Карабах» с тюркского переводится как «черный сад», а армяне пользуются названием «Арцах».

У Карабахского региона сложная история: и азербайджанцы, и армяне имеют исторические аргументы, чтобы утверждать, что он принадлежит их народам. В Карабахе развивалась и азербайджанская, и армянская культуры; там жили и живут представители обоих народов.

Но если говорить об измерении международного права, то Карабах — международно признанная территория Азербайджана. Такой позиции придерживаются все государства ООН, даже Армения.

Это связано с тем, что Нагорный Карабах вошел в состав Азербайджанской советской социалистической республики в 1923 году как автономная область. И произошло это, несмотря на то, что тогда на территории региона жили в основном армяне.

Можно спорить, почему СССР принял такое решение. Возможно, чтобы поддерживать межэтническую напряженность в регионе и таким образом держать его под контролем. Но факт остается фактом.

Регион Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаномhromadske

Почему за Нагорный Карабах ведется конфликт?

В конце 1980-х, когда приближался развал СССР, Нагорно-Карабахская автономная область стремилась воссоединиться с Арменией. Но из-за сопротивления Баку и бездействия советского «центра» провозгласила независимость в 1991-м. Правда, эту независимость практически никто не признал.

Это стало предпосылкой Первой Карабахской войны 1992-1994 годов, в результате которой в то время лучше вооруженная Армения не только установила контроль над регионом, но и оккупировала часть суверенной территории Азербайджана — около 20%. Азербайджанские силы тогда смогли вернуть небольшую часть территории на севере Карабаха.

С тех пор напряженность на границе Азербайджана и Армении не утихала. Время от времени вспыхивали столкновения с жертвами с обеих сторон, как при многодневном обострении 2016 года.

Самая масштабная эскалация, которую окрестили Второй Карабахской войной, пришлась на август-сентябрь 2020 года. В результате Азербайджан вернул все оккупированные Арменией территории и часть Нагорного Карабаха. В той части непризнанного государства, которая оставалась неподконтрольной Азербайджану, развернули российских «миротворцев». Таковы были договоренности Азербайджана и Армении при посредничестве россии.

Единственной транспортной артерией между Нагорным Карабахом и Арменией стал Лачинский коридор — автомобильная дорога, которую также должны были контролировать «миротворцы» рф. Но и его Азербайджан вернул под контроль в марте этого года, фактически вытеснив оттуда россиян.

Почему конфликт в Нагорном Карабахе снова вспыхнул?

Предпосылки новой эскалации были заложены условиями так называемого Меморандума 2020 года между Азербайджаном, Арменией и россией, который формально положил конец шестинедельной Второй Карабахской войне.

Меморандум не содержал информации о будущем непризнанного Нагорного Карабаха и оставлял сторонам пространство для толкования договоренностей в свою пользу. Особенно этим воспользовалась россия, которая, повторяя практики СССР, не стремилась к реальному решению конфликта и хотела поддерживать там постоянную напряженность.

Вторая причина эскалации достаточно банальна: у Азербайджана появилось окно возможностей.

Только в начале сентября в непризнанном Нагорном Карабахе, который до сих пор контролировали сепаратисты, сменился «президент» — и сразу начал говорить о «независимости страны». К тому же его выбирали не всеобщим голосованием, а в «парламенте» — и это дает еще больше оснований говорить, что он является российской креатурой.

Так, и Азербайджан, и Армения окончательно убедились: россия не придет на помощь сепаратистам Нагорного Карабаха, а ее «миротворцы» на самом деле не оказывают никакого влияния на действия Баку.

Следует напомнить, что еще во время Второй Карабахской войны 2020 года Армения поднимала вопрос о помощи со стороны Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военного альянса под руководством рф. Там отказывались под формальным поводом: боевые действия совершаются не на территории Армении.

Но те же аргументы Ереван слышал от ОДКБ и тогда, когда столкновения возникали на азербайджанско-армянской границе. Даже когда Баку фактически взял под контроль часть суверенной армянской территории в сентябре 2022 года, в альянсе просто ограничились «глубоким беспокойством» (и это только полушутка).

После 2022 года россия по понятным причинам задерживала выполнение контрактов на поставку Армении военной техники, а из-за членства в ОДКБ армянская сторона Члены ОДКБ не могут вести военное сотрудничество с членами НАТОне могла покупать технику, например, во Франции.

Это привело к крайне откровенной критике ОДКБ со стороны Армении — вплоть до демонстративного отказа проводить совместные учения на своей территории и ограничения участия в организации. А буквально перед началом «антитеррористической операции» Азербайджана в Карабахе армянский премьер-министр Никол Пашинян вообще заявил о «провале» российских «миротворцев» и невозможности полагаться на рф как на гаранта безопасности.

Кто победил в последнем обострении?

Краткий ответ на этот вопрос — Азербайджан.

За сутки азербайджанское Минобороны предприняло «локальные антитеррористические меры», в результате которых непризнанная «Нагорно-Карабахская Республика» согласилась на фактическую капитуляцию — полное разоружение своей «армии», вывод тяжелой техники, а также переговоры о вхождении в состав Азербайджана.

Это дало основания азербайджанскому президенту Ильхаму Алиеву говорить о восстановлении суверенитета страны.

А поскольку Армения на этот раз решила не вмешиваться в конфликт, опасаясь, что ее подталкивают в условиях ослабленности после событий 2020 года, эскалация продолжалась так недолго.

Что касается самой Армении, то после операции Азербайджана там снова дала о себе знать (преимущественно пророссийская) оппозиция, которая требует отставки Пашиняна из-за «измены» Карабаха. И хотя ей удается собрать не слишком многочисленные митинги, пока не похоже, что дойдет до реального свержения власти.

Напомним, что после более разрушительной для Армении войны 2020 года состоялись досрочные выборы в парламент, и партия Пашиняна получила тогда большинство голосов.

Среди армянского населения еще больше укоренилось мнение, что россия — это, мягко говоря, ненадежный союзник. И ни ее миротворцы, ни членство в ОДКБ не гарантируют Армении реальной безопасности. А это — предпосылка для постепенного восстановления курса Еревана на Запад (еще в начале 2010-х Армения была близка к подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, но отказалась под давлением москвы).

Почему россия не пришла на помощь «союзнику» Армении?

Хотя частично об этом уже говорилось, на этом вопросе стоит остановиться поподробнее.

Действия россии показали: она не заинтересована в реальном решении нагорно-карабахского конфликта. Ей выгоднее поддерживать напряженность, пользуясь ею и воздействуя на обе стороны. Следует упомянуть, что российское оружие вполне спокойно продавали в Азербайджан.

Так называемые российские миротворцы, которые должны защищать армянское население Карабаха, не смогли ничего сделать с захватом Азербайджаном Лачинского коридора — в результате чего страна получила контроль над всеми сухопутными маршрутами региона.

А когда Азербайджан начал последнюю «антитеррористическую операцию», москва лишь демонстративно возмутилась, что ее об этом «предупредили в последний момент», и умыла руки, сказав, что эскалация происходит «де-факто» на азербайджанской территории.

В то же время россия имеет определенный интерес и в Азербайджане. Дело в том, что у Баку есть Нахичевань — автономный эксклав, отделенный территорией Армении. Сейчас их соединяет дорога, проходящая через Иран. Но Азербайджан предпочел бы иметь более безопасный и короткий путь вдоль армяно-иранской границы — Зангезурский коридор, открытие которого предусмотрено Меморандумом 2020 года.

Карта Зангезурского коридораhromadske

По сути, перманентная эскалация в Карабахе и на границе Азербайджана и Армении считалась попыткой давления на Ереван с тем, чтобы он наконец разблокировал создание Зангезурского коридора и создал прямой канал транспортного сообщения между союзными Анкарой и Баку.

Почему это важно и для россии? Нахичевань граничит с Турцией, которая не ввела санкции против рф. И москва вполне может использовать Зангезурский коридор для импорта подсанкционных товаров через Азербайджан — опыт использования соседних стран для обхода санкций у нее уже есть.

И, собственно, показательно, что россия во время последней эскалации неоднократно призывала к выполнению Меморандума 2020 года. Открытие Зангезурского коридора было единственным невыполненным его пунктом.

Что ждет Карабах в составе Азербайджана?

В Нагорном Карабахе до начала эскалации проживало около 120 тысяч этнических армян. Они опасаются за свое будущее после полного возвращения региона под контроль Азербайджана, ведь отношения между азербайджанцами и армянами уже десятилетиями далеко не дружелюбны.

Дополнительным аргументом к этому стала блокировка Лачинского коридора в течение нескольких месяцев, начиная с декабря 2022 года. Там проходили протесты людей, которые называли себя экоактивистами, выступавшими против незаконной эксплуатации природных ресурсов в Карабахе.

Непризнанная нагорно-карабахская «власть» и Армения утверждали, что активистов на самом деле контролируют из Баку. Цель протеста — давление на Ереван с требованием открыть уже упомянутый Зангезурский коридор.

Блокировка Лачинского коридора поставила Карабах на грань гуманитарного коллапса. Армянская сторона не решалась ввозить помощь населению через контролируемую азербайджанцами дорогу, а поступающей по другим каналам не хватало. Не помогли и промежуточные решения Европейского суда по правам человека и Суда ООН с требованиями к Азербайджану обеспечить ввоз гуманитарной помощи в Карабах.

Ситуация начала улучшаться за считанные недели до «антитеррористической операции», когда Азербайджан и сепаратисты в Карабахе договорились о ввозе гуманитарных грузов Красного Креста.

Что же будет теперь, когда Карабах, похоже, полностью перейдет под контроль Азербайджана?

Судя по происходящему сейчас, карабахские армяне постепенно уезжают в Армению, которая уже заявила о готовности принять всех желающих. Главный вопрос сейчас — будет ли этому процессу препятствовать Баку.

Будет ли гуманитарная ситуация в Карабахе обостряться вплоть до чисток (чего опасаются армяне), пока сказать трудно. Но очевидно, что давление на США и Европейский Союз с тем, чтобы на этот раз они приняли против Баку решительные меры — по меньшей мере, экономические санкции, от чего они воздержались при блокировке Лачинского коридора, — будет значительным.