Срок подходит к концу: есть ли юридические угрозы для легитимности президента, если срок истечет, а выборов не будет

Полномасштабная война и режим военного положения внесли объективные коррективы в избирательный процесс. Парламентские выборы, которые должны были состояться в октябре 2023-го, не состоялись. Уже очевидно — вряд ли состоятся и президентские, хотя в соответствии с конституционными сроками, их должны провести в конце марта 2024 года.

Так что же будет после окончания действующего президентского срока Владимира Зеленского? Давят ли в вопросе проведения выборов международные партнеры? Почему Конституция оставляет поле дискуссий? Когда Украина все же сможет организовать народное волеизъявление, выясняло hromadske.

Дискуссии завершены

Тема выборов президента так или иначе постоянно возникала в публичном поле последние полгода. Менялась риторика и самого Владимира Зеленского: от скептических оценок до рассмотрения такой возможности, если правительство с парламентом ответят на все связанные вопросы. Озвучивали и сами условия, при которых выборы станут возможными, — изменения в законодательство и дополнительное финансирование.

Впрочем, по состоянию на конец года очевидно, что дискуссии по этому поводу завершены. В своих последних заявлениях президент утверждает, что выборы в Украине в установленные сроки провести невозможно.

К консенсусу пришли и все политсилы, подписав в конце ноября меморандум. Сошлись на том, что следующие выборы — как парламентские, так и президентские — должны состояться только по окончании военного положения.

Хотя разговоры о перспективе выборов действительно продолжались долгое время, говорит политолог Олег Саакян.

«Внутри власти так же соревновались разные группы со своими видениями: стоит ли проводить президентские выборы или нет? Все это выливалось в довольно оживленную дискуссию. Но на сегодняшний день можем констатировать: доминирует позиция, что выборы проводить не стоит», — отмечает эксперт.

В то же время все указывает на то, что выборов нынешняя власть не хотела. Во время бюджетного процесса возможность заложить деньги под это даже не рассматривалась.

«Мы ведь прекрасно знаем, что если в Украине власть решила что-то сделать, то и деньги найдут, и даже закон выкрутят в бараний рог. В этом случае действовали совершенно нехарактерно, скорее подтверждая, что в реальности выборов не хотели», — добавляет Саакян.

Он предполагает, что определенный «подогрев» избирательной темы был продуманной информационной кампанией как раз для того, чтобы выборов не допустить. Зато настоящая цель — сформировать устойчивую позицию в обществе, что их проводить не ко времени. А также свести к нулю возможные аргументы оппонентов, что «президент держится за кресло и просто побоялся идти на выборы».

Хотя противоречий с обществом и не возникло. Как свидетельствует соцопрос, абсолютное большинство украинцев — 81% опрошенных — против проведения выборов до завершения войны.

hromadske

Выборы во время войны: законы и Конституция

Закон Украины «О правовом режиме военного положения» Согласно статье 19 Закона «О правовом режиме военного положения», запрещается проведение президентских, парламентских и местных выборов.прямо запрещает проведение выборов. Все четко и в Избирательном кодексе: избирательная гонка Как говорится в ст. 20 Избирательного кодекса Украины, решение о назначении выборов принимается не позднее месяца со дня отмены военного положения.может стартовать только после отмены военного положения.

В то же время Конституция, имеющая более высокий юридический статус, чем законы, оставляет определенное «окно» для спекуляций. Ведь прямого запрета на проведение президентских выборов во время войны в Основном Законе нет. Как и прямых указаний на то, что полномочия президента в условиях военного положения продолжаются автоматически (как это, например, В ст. 83 Конституции отмечается, что в случае истечения срока полномочий Варховной Рады во время военного положения «ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии ВР, избранной после отмены военного положения».прописано касательно работы парламента).

Однако Конституция четко устанавливает, что президент выполняет свои полномочия, пока на пост не вступит новоизбранный глава государства.

Так есть ли коллизия?

В статье 103 Конституции Украины четко написано, что президент избирается сроком на пять лет. Так что же будет дальше, если выборы не состоятся из-за войны? Большинство экспертов, в том числе и по конституционному праву, с которыми пообщалось hromadske, уверены, что на сегодняшний день нет никаких юридических угроз для легитимности президента после того, как истечет определенный срок полномочий. Так сказать, Конституцию нельзя читать буквально.

«Идея, которая запускается, что, мол, если выборов не будет, то президент будет нелегитимен, — не соответствует действительности. По мнению большинства конституционалистов, есть не только прямые нормы, но и логика Конституции и конституционный принцип непрерывности власти. Он заключается в том, что полномочия любого государственного института не истекают автоматически. Они передаются только новому составу или новому избраннику тогда, когда для этого будет возможность», — говорит в комментарии hromadske политолог Владимир Фесенко.

«До момента, пока у нас не будет избран новый президент, абсолютно законен действующий президент. А вот легитимность, то есть готовность его признавать, конечно, будет во многом зависеть от того, насколько будет достаточный уровень поддержки и консенсуса в обществе относительно того, что нового президента избирать пока не стоит. И вот здесь превенция (в виде информационной кампании — ред.) была отыграна», — добавляет Олег Саакян.

Впрочем, есть и те, кто уверен — в Конституции написано все «черным по белому». По мнению юриста и председателя правления Центра конституционного моделирования Геннадия Друзенко, формально полномочия за президентом будут оставаться, однако фактическая легитимность со временем будет растворяться.

«Демократическая легитимность Зеленского будет таять, как весной снег, и особенно это будет играть на руку нашим недоброжелателям. Это даст им возможность говорить, что украинцы изменяют демократии. Даже путин в следующем году переизберется и, так сказать, обновит свою демократическую легитимность, а Зеленский — нет. Не повлияет ли это на нашу позицию в мире?» отмечает Друзенко.

Точкой в разрешении споров на этот счет могло бы стать разъяснение Конституционного суда, ведь это единственный орган, имеющий право официально толковать Основной Закон. Но пока за такими разъяснениями никто не обращался.

«Козырь» в руки врагам: есть ли международное давление?

Активное «прощупывание» темы возможности выборов в Украине было заметно в последние полгода от ряда международных игроков. Начиная от заявления президента ПАСЕ Тини Кокса о том, что Украине следует организовать выборы, несмотря на войну, и до заявлений отдельных американских политиков, якобы Украина должна подтвердить свою демократичность.

Более радикальные политические группы внутри США — в большинстве своем республиканцы-трамписты — пытались разыграть карту, что Украина является недемократической диктатурой. Эти тезисы можно было неоднократно услышать, в частности, от кандидата в президенты США, республиканца Вивека Рамасвами, и популярного американского блогера Такера Карлсона. Чтобы таких аргументов не было, даже их коллеги из Республиканской партии, например, американский сенатор Линдси Грэм, настаивали на возможной необходимости проведения выборов в Украине.

Говорили это и с учетом имитации выборов президента россии в марте следующего года. Потому что, вероятно, россия может начать кампанию дезинформации, что власть в Украине теперь нелегитимна — «хунта», «узурпатор» и так далее.

Хотя на официальном и публичном уровнях, говорят эксперты, о каких-либо требованиях или давлении со стороны международных партнеров на Украину в этом вопросе речь не идет. Вызовов слишком много. В конце концов, демократичность таких выборов также была бы подвергнута сомнению, считает Олег Саакян.

«Даже если бы выборы состоялись и Украина не посыпалась бы под их весом, на выходе мы все равно имели бы менее легитимного президента, кто бы им ни стал. Ибо львиная часть на выборах не смогла бы ни баллотироваться, ни выбирать», — заключает политолог.

Когда возможны выборы

Как в условиях полноценной войны создать безопасность для избирателей? Как обеспечить участие военных? Организовать голосование на боевых позициях, временно оккупированных территориях, а также для миллионов беженцев? Кто может быть наблюдателями?

Это далеко не все вызовы, стоящие перед Украиной в вопросе организации возможных выборов.

Более ста украинских общественных организаций считают, что выборы и полномасштабная война — несовместимы и только дестабилизируют государство, а формальный акт голосования не является безусловным подтверждением демократичности режима.

Пока на политическом уровне сдвигов не происходит, общественные организации подготовили дорожную карту избирательных изменений. Хотя целостного законопроекта, определяющего особенности послевоенных выборов, пока нет.

Эксперты не исключают, что в определенный момент, если война затянется на годы, вопрос проведения выборов во время военного положения может возникнуть снова.

«Сначала он возникнет у широких масс — сформируется внутринациональный консенсус, и тогда начнется выработка нормативно-правовых механизмов для того, чтобы провести такие выборы. Изменение соответствующих законов и создание алгоритмов при угрозах безопасности. В конце концов, например, это может быть отмена военного положения по всей территории Украины и сохранение его только на прифронтовых территориях. Если, конечно, будет разрешать ситуация безопасности», — предполагает Олег Саакян.