Суд продлил круглосуточный домашний арест Медведчуку
Печерский райсуд Киева продолжил круглосуточный домашний арест народного депутата от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука, которого подозревают в государственной измене, до 7 сентября. Решение планируют обжаловать.
Об этом сообщает наш корреспондент из зала суда. Заседание целом продолжалось около 13 часов.
Прокуроры отметили, что просили суд продлить сроки досудебного следствия в связи с тем, что сейчас идет сбор доказательной базы, проводятся экспертизы, следственные действия и устанавливаются другие возможные соучастники.
Прокуроры просили продлить меру пресечения Виктору Медведчуку в виде круглосуточного домашнего ареста до сентября, подчеркивая риски побега, давления на вероятных соучастников, свидетелей, сокрытие, уничтожение, искажение вещественных доказательств.
Адвокаты просили отменить меру пресечения и отмечали, что риски необоснованные, а подозрение незаконно. По мнению защиты, мера пресечения в виде круглосуточного ареста нарушает право Медведчука на труд.
«Подверженность Виктора Медведчука процессуальному принуждению и применение к нему меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста становится автоматическим запретом выполнять свои обязательства народного депутата, которыми его наделили украинские избиратели», — заявил адвокат Евгений Скидан.
Расследование, по словам защиты, СБУ осуществляла незаконно, поскольку им мало заниматься ГБР, а экспертизы адвокаты называют сфальсифицированными и ангажированными, поскольку их изготавливал орган подконтрольный СБУ.
В частности, адвокаты обратили внимание на то, что во время экспертизы голоса не были отобраны образцы голоса у Виктора Медведчука и указали на нарушения.
«Невозможно точно определить, что указанные аудиозаписи являются полными, то есть не было факта технического вмешательства путем вставки или изъятия каких-то фрагментов, а также не использовались другие технические средства для монтажа для создания искусственной доказательной базы», — отметили адвокаты.
По поводу писем, которые якобы подписывал Медведчук, адвокаты отметили, что эксперты не получали оригиналы документов, а имели лишь копии, что делает невозможным истинное установления факта того, что почерк принадлежит именно Виктору Медведчуку.
Также адвокаты отмечали положительную репутации народного депутата, его крепкие социальные связи и наличие постоянного места работы.
Под судом во время заседания дежурили охранники фирмы «Шторм» и представители ОО «Патриоты — За жизнь» Виктора Черного и Ильи Киви.
Также в суд пришло несколько десятков однопартийцев Виктора Медведчука. Они проявляли желание взять Виктора Медведчука на поруки.
Что говорил Медведчук?
Виктор Медведчук поддержал защитников и отметил, что делом о государственной измене по нему власть пытается противостоять своим оппонентам.
«Такой инструмент, как статья о государственной измене используется властью для борьбы с теми, кто думает иначе, кто исповедует другую идеологию, кто имеет свой взгляд на развитие событий, на развитие страны, на ее реформы, с теми, кто обращает внимание на вопросы, по которыми власть ничего не делает», — заявил Медведчук.
Также подозреваемый напомнил о том, что в ноябре 2019 года СМИ со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах опубликовали так называемый план по дискредитации депутатов от ОПЗЖ в парламенте. В нем говорилось о том, что СБУ якобы дали указание собирать информацию об окружении оппозиции, их связях и деятельности. А в 2020 году в СМИ опубликовали разговор якобы главы СБУ Ивана Баканова и уже бывшего главы ГБР Романа Трубы.
«Голос похожий на Баканова там говорил, что якобы говорил с господином Зеленским по уголовным делам против Медведчука. Что это, как не влияние на правоохранительную систему в давлении на оппозиционных политиков? Неоднократные заявления президента о финансировании партии якобы из Российской Федерации ничем не подтвердились тогда, ничем не подтверждаются и сейчас», — убеждает Медведчук и добавляет, что план по дискредитации якобы предусматривал также привлечение радикальных группировок.
«В частности "Национального корпуса", "Азова", С-14 и других. За период с 2018 года было более 80 нападений на представителей наших региональных ячеек. Но не было реакции, за исключением дела в отношении обстрела под Харьковом автобуса наших представителей», — сказал Медведчук.
Что за дело?
11 мая генеральный прокурор Ирина Венедиктова подписала подозрения Медведчуку и народному депутату от ОПЗЖ Тарасу Козаку. Перед тем СБУ пришла с обысками к дому на улице Монтажников, где Медведчук живет с семьей, и нескольких помещений, связанных с ним.
Обвинение подозревает Медведчука и Козака в государственной измене (статья 111 Уголовного кодекса; максимальное наказание — до 15 лет заключения) и нарушении законов и обычаев войны (статья 438 Уголовного кодекса; максимальное наказание — до 12 лет лишения свободы).
В частности, Медведчука и Козака считают причастным к трем эпизодам: покушение на хищение природных ресурсов Украины, передача секретной информации о Вооруженных Силах и организация подрывной деятельности.
13 мая суд отправил под круглосуточный домашний арест Виктора Медведчука, апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.
Где находится Тарас Козак, пока неизвестно. По предварительной информации СБУ он может быть в России, Виктор Медведчук заявлял, что он лечится в Беларуси. Суд дал разрешение на задержание Козака, его объявили в розыск.