Свет в конце таблетки. Pfizer создал препарат, который лечит коронавирус — означает ли это конец пандемии?

Эффект препарата Pfizer, разработанного для предотвращения создания копий вируса, оказался настолько сильным, что уже в середине исследования независимый комитет, наблюдающий за клиническими испытаниями, решил что компания-производитель уже может обращаться в FDA — американское управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов за официальным разрешением на препарат в США и к другим международным регуляторам, чтобы лекарство могло поставляться повсюду в мире.
Наши партнеры из «Новой газеты» объясняют, сможет ли это лекарство приблизить конец пандемии и даст ли оно возможность отказаться от вакцинации.
Ускорение лечения
Новость стала главной в Америке, где коронавирус унес жизни более 750 тысяч человек. С начала пандемии исследователи во всем мире спешили найти таблетку для лечения COVID-19, которую можно было бы принимать дома, чтобы облегчить симптомы, ускорить выздоровление и уберечь людей от госпитализации.
«Мы ускоряем путь к выходу из этой пандемии», — сказал президент Байден репортерам, реагируя на новости о потенциальном лечении и представляя новые правительственные меры — расширение вакцинации для детей младшего возраста (с 5 до 11 лет) и меры по распространению вакцинации для взрослых. «Если будет разрешение от FDA, у нас могут скоро появиться таблетки, которые могут лечить вирус-инфицированных», — сказал Байден репортерам во время пресс-конференции. Правительство США находится в процессе закупки таблеток для 1,7 миллиона курсов лечения у Pfizer, по словам высокопоставленного чиновника администрации, который говорил с газетой «Вашингтон пост» на условиях анонимности, потому что не был уполномочен обсуждать покупку. Будет дополнительная возможность приобрести еще 3,3 миллиона упаковок, каждая из которых обеспечивает полный курс лечения. Великобритания и Австралия закупают новый препарат Pfizer, десятки других стран ведут переговоры. Генеральный директор компании Альберт Бурла заявил американскому ТВ, что компания предоставит данные регулирующим органам до праздника Дня благодарения, который в этом году отмечается 25 ноября.
Как сообщают здешние СМИ, компания вложила в производство таблеток 1 миллиард долларов, не дожидаясь разрешения FDA.
К концу года Pfizer собирается произвести более 180 тысяч упаковок таблеток. Компания работает над быстрым увеличением производства как минимум до 21 миллиона упаковок в первой половине следующего года, при этом общий объем производства составит 50 миллионов упаковок в 2022 году.
Интересно, что компания Pfizer не стала первой, кто представил миру антиковидные таблетки. Концерн Merck уже запросил у FDA разрешение для своего препарата — молнупиравира. Великобритания стала первой страной мира, которая официально объявила о разрешении для этого препарата — ровно за день до объявления о новом лекарстве от Pfizer. Как сообщил источник в Белом доме, США заключили соглашение с Merck о закупке 1,7 миллиона курсов лечения молнупиравиром за 1,2 миллиарда долларов. Эффективность этой таблетки в ходе испытаний составила 50%. В апреле производитель объявил о добровольных лицензионных соглашениях с производителями дженериков в Индии для ускорения доступности молнупиравира в более чем 100 странах с низким и средним уровнем доходов, как только лекарство получит необходимые разрешения.
Генеральный директор Pfizer Альберт Бурла сообщил, что для стран с высоким уровнем доходов компания рассчитывает установить цену на лечение, близкую к той, которую установила за свое лекарство Merck. Цена контракта Merck в США составляет около 700 долларов за пятидневный курс терапии. По словам Бурла, для стран с низкими доходами Pfizer рассматривает несколько вариантов, с тем чтобы «не было препятствий для их доступа к лекарству». Надо понимать, что в реальности в США цена лекарства будет определяться и правительственными программами, и страховыми компаниями, и спонсорами-благотворителями (если потребуется), а не только «большой фармой» — так прозвали концерны-гиганты, производители лекарств, сторонники теории заговоров.
Но и Merck не создала первое антиковидное лекарство. Ранее США одобрили еще один противовирусный препарат от COVID-19 — ремдесивир, созданный компаниейGilead Sciences. Речь идет о дорогостоящем лечении антителами, которые помогают иммунной системе пациента бороться с вирусом. Препарат вводится внутривенно или инъекционно в больницах или клиниках.
Речь идет не только о конкуренции разных производителей, хотя в день, когда Pfizer объявила о своем препарате, акции компании на биржах поднялись на 11%, а у Меrck на 9% упали. Лекарство нужно всем и везде. Можно говорить о решении общей задачи объединенными усилиями. Эксперты в области общественного здравоохранения считают, что в долгосрочной перспективе потребуется несколько противовирусных препаратов для создания коктейлей и комбинированных методов лечения, которые гарантируют, что постоянно развивающийся коронавирус не найдет способа обойти лечение.
Первая статистика
Pfizer опубликовала предварительные результаты исследования 775 взрослых. Пациенты принимали 30 таблеток в течение пяти дней. Дважды в день в течение курса лечения они принимали две таблетки паксловида и одну таблетку другого противовирусного препарата, называемого ритонавиром. По словам компании, добавление ритонавира помогает замедлить распад препарата Pfizer, продлевая его продолжительность, что помогает бороться с вирусом. Поздняя стадия исследования началась в июле, и в него были включены люди с высоким риском серьезного заболевания COVID-19. Около половины из них получали препарат и низкую дозу ритонавира, в то время как другие участники исследования получали плацебо, то есть пустышку.
У пациентов, которые получали паксловид вскоре после появления симптомов COVID-19, через месяц комбинированная частота госпитализаций или смертей снизилась на 89% по сравнению с пациентами, принимавшими пустышку. Менее 1% пациентов, принимавших препарат, нуждались в госпитализации, и никто не умер.
В группе сравнения 7% были госпитализированы, и было семь смертельных случаев. «Мы надеялись, что у нас есть что-то экстраординарное, но редко можно увидеть отличные лекарства с почти 90% эффективностью и 100% защитой от смерти», — сказал в интервью доктор Микаэль Долстен, главный научный сотрудник Pfizer. Участники исследования не были вакцинированы, болели COVID-19 от легкой до умеренной степени тяжести и считались пациентами с высоким риском госпитализации из-за проблем со здоровьем, таких как ожирение, диабет или болезни сердца. Лечение началось в течение трех-пяти дней после появления первых симптомов и длилось пять дней. Пациенты, получавшие препарат ранее, показали несколько лучшие результаты, что подчеркивает необходимость скорейшего тестирования и лечения.
В то время как беременные женщины были исключены из исследования Merck из-за потенциального риска врожденных дефектов, препарат Pfizer не имел подобных ограничений. Препарат Merck работает, вмешиваясь в генетический код коронавируса, что является новым подходом к уничтожению вируса. Препарат Pfizer является частью семейства противовирусных препаратов, известных как ингибиторы протеазы. Они произвели революцию в лечении ВИЧ и гепатита С. Эти препараты блокируют ключевой фермент, необходимый вирусам для размножения в организме человека. Впервые препарат был обнаружен во время вспышки атипичной пневмонии, возникшей в Азии в 2003 году. В прошлом году исследователи компании решили «возродить лекарство» и изучить его на COVID-19, учитывая сходство между двумя коронавирусами.
Вакцинация остается главным оружием против пандемии, таблетки могут работать вместе с прививкой, но не вместо нее. Таблетка не останавливает распространение вируса. Чтобы она эффективно сработала, необходимо при появлении первых симптомов COVID-19, сразу же сделать тест.
Автор: Александр Панов, «Новая газета». hromadske публикует материал при поддержке «Медиасети»