Так обещал Биби. Изменят ли выборы в Израиле поддержку Украины

Последние несколько недель украинские чиновники публично и непублично пытаются склонить Израиль к более активной поддержке Украины в войне с россией.

Эти призывы не новы: весной Киев активно искал всех возможности «закрыть небо», в том числе и с помощью знаменитой системы «Железный купол». А после того как россия начала применять дроны-камикадзе производства Ирана, давнего соперника Тель-Авива, про Израиль снова вспомнили. До сих пор израильская сторона высказывалась осторожно, и после прошедших в стране парламентских выборов все может измениться.

Какой результат принесли Израилю очередные выборы и чего ждать Украине?

Попытка номер пять

Парламентские выборы в Израиле 1 ноября стали пятыми менее чем за четыре года. В Кнессете (парламенте) большое количество партий (в последнем созыве их было 13 на 120 мест), поэтому формировать стабильные коалиции непросто. Часто нужны недели, а то и месяцы переговоров и торгов.

Если упрощенно, то в израильской политике можно выделить два больших блока: сплачивающиеся вокруг националистической партии «Ликуд» Беньямина Нетаньяху и выступающие против «Биби» — так 73-летнего тяжеловеса израильской политики называют в Израиле. Следует отметить, что это разделение очень условно. Среди националистов есть те, кто пытается от Нетаньяху дистанцироваться (например, бывший член «Ликуд» Нафтали Беннет, создавший в 2019 году партию «Ямина»).

Более 15 лет «Биби» был премьером Израиля, из них 12 (с 2009 по 2021 год) — непрерывно. Но на фоне коронавирусного кризиса и скандалов вокруг Нетаньяху (он первый в истории Израиля премьер, обвиненный в коррупции) консолидировался блок его противников, и «Биби» впервые за долгое время перешел в оппозицию.

Следует учесть, что в коалиции было восемь (!) идеологически очень разных партий — от националистов и центристов до Партия выступает за создание палестинского государства со столицей в Иерусалимеарабской РААМ. Лидеры двух из них — уже упомянутый Беннет из «Ямины» и Яир Лапид из центристской «Еш Атид» — договорились возглавлять правительство поочередно. Это, к слову, распространенная модель: Нетаньяху после выборов 2020-го договорился об аналогичной коалиции с Бени Ганцом, последним министром обороны.

Шансов на стабильную работу коалиции было откровенно немного, особенно когда Израиль накрыл экономический кризис и волна терактов со стороны боевиков ХАМАС. Можно просто отметить, что Беннет называл себя более «правым», чем Нетаньяху (и отношения с Палестиной он видел соответственно), тогда как Лапид придерживается более умеренных взглядов и даже не исключал признания Палестинской автономии.

Сначала в отставку досрочно ушел Нафтали Беннет, пробыв в должности израильского премьера чуть больше года (и решив из-за падения рейтингов уйти из политики). А потом и его преемник Яир Лапид.

Беньямин Нетаньяху после объявления первых результатов экзитпола на парламентских выборах в Израиле 2 ноября 2022 годаAP Photo / Oren Ziv

Старый новый премьер

Соцопросы прогнозировали примерно равное распределение мандатов между условными блоками «за» и «против» Нетаньяху. Однако уже через несколько дней после голосования мировые лидеры, включая президента Владимира Зеленского, поздравляли «Биби» с победой (премьер Венгрии Виктор Орбан, например, сделал это в показательной для него манере, а вот президент США Джо Байден на момент написания текста все еще хранил молчание).

Какими же оказались результаты выборов?

Как и прогнозировали соцопросы, «Ликуд» получил большинство голосов и получил 32 мандата в Кнессете.

На втором месте оказался «Еш Атид» Лапида, победившего Нетаньяху на выборах прошлого года. У его партии будет 24 депутата.

Политсилы, которые вместе с «Еш Атид» могли бы в очередной раз составить противовес Нетаньяху (светские националисты, партии израильских арабов, лейбористы), вместе получают 20 мест в парламенте, плюс еще созданная перед выборами либеральная Партия национального единства Бени Ганца будет иметь 12 мандатов. Как показывает простой подсчет, 56 их общих голосов для большинства не хватает.

В условном «стане Нетаньяху» также ортодоксальные партии «Шас» и «Яхадут а-Тора», совокупно имеющие 19 мандатов, и — сюрприз выборов этого года — ультраправый «Религиозный сионизм», который будет иметь в Кнессете 14 мест и, следовательно, станет третьей большой партией в израильском парламенте.

На ней стоит остановиться поподробнее. Лидеры «Религиозного сионизма» — Итамар Бен-Гвир и Бецалель Смотрич — считаются ультрарадикалами даже по меркам израильских правых. Начнем с того, что Бен-Гвир был судим за подстрекательство к расизму и поддержку партии «Ках», признанной террористической в ЕС и США. «Религиозный сионизм» выступает за силовое разрешение конфликта с Палестиной и максимальную сегрегацию арабского населения в Израиле. И в завершение: партия известна гомофобией, борьбой с гей-прайдами и поддержкой Методики, направленные на изменение сексуальной ориентации человека на гетеросексуальнуюконверсионной терапии.

Учитывая это, говорить о том, что Нетаньяху скоро вернется в кресло премьера, по крайней мере преждевременно. Пребывание «Религиозного сионизма» в коалиции может испортить отношения Израиля как с традиционными западными партнерами, так и с арабским миром — а они, пусть и не существенно, но все же немного смягчились после 2020 года, когда были подписаны соглашения о нормализации отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко.

В таких условиях Нетаньяху, вероятно, попытается сбалансировать ультраправых более умеренным Ганцом. Но тот пока не выражал готовности присоединиться к коалиции и находится в оппозиции, а значит, политические торги продолжаются.

Враг моего врага

Как уже говорилось, об израильской помощи Украине начали активно дискутировать в начале октября, когда окончательно выяснилась роль в полномасштабном вторжении россии Ирана — давнего соперника Израиля в регионе. Как бы горячо Тегеран не отрицал свое участие, даже израильский президент во время визита в Вашингтон демонстрировал доказательства применения иранских беспилотников в Украине.

Конфликтных точек в израильско-иранском противостоянии много — от Сирии до ядерной программы Ирана. Неудивительно, что в своих просьбах о помощи украинская сторона активно апеллировала к Израилю тем, что Тегеран помогает москве оружием. По неофициальным данным, речь идет о предоставлении систем типа «Железный купол» и Израильская система противоракетной обороны, перехватывающая крылатые ракеты средней/большой дальности, запущенные в радиусе от 40 до 300 километров, а также новейшие тактические баллистические ракеты, например, «Искандеры»«Праща Давида» и подготовке украинских военнослужащих для работы на них, а также обмене технической и разведывательной информацией.

Если о последнем заявляли публично и в Украине, и в Израиле, то с прямой военной помощью ситуация обратная. Да, соответствующие призывы в израильском правительстве действительно звучали, однако они были немногочисленны. В конце концов среди израильтян 41% против поставок Украине оружия и только 21% — за.

Уже бывший глава правительства Яир Лапид объяснял отказ помогать Украине вооружением так: «Я премьер-министр Израиля, и мой долг учитывать национальные и оборонные интересы Израиля... Ни американцы, ни британцы, поставляющие свое оружие Украине, не отправляли свои ВВС бомбить российские танковые колонны».

И здесь можно вспомнить, что почти новый старый премьер Израиля Нетаньяху обещал, что рассмотрит возможность поставок Украине оружия в случае победы на выборах. Но стоит заметить, что сказал он это в интервью американскому изданию, да еще и добавил, что не исключает возможности посредничества между Киевом и москвой.

Яир Лапид после первых результатов экзитпола на парламентских выборах в Израиле, 2 ноября 2022 годаAP Photo / Ariel Schalit

За кем «Сохнут»

К слову, о россии.

Израильско-российские отношения после февраля претерпели несколько кризисов. Наибольший резонанс получило обращение министерства юстиции россии о ликвидации агентства «Сохнут», которое занимается репатриацией евреев. Пока до дела не дошло, суды по делу постоянно переносят.

Можно вспомнить и антисемитские комментарии главы российского МИД сергея лаврова, который в интервью итальянскому телеканалу заявил, что «самые ярые антисемиты — обычно евреи» (за что путин лично извинялся перед президентом Израиля Ицхаком Герцогом), и спикера ведомства Марии Захаровой, которая углядела в Украине «израильских наемников», воюющих в составе «Азова».

Еще один проблемный вопрос — ситуация в российской союзнице Сирии, где Израиль периодически наносит авиаудары по позициям проиранских боевиков и иранских военных объектах. Существует мнение, что из-за «сирийского вопроса» Тель-Авив пытается не предпринимать более резких шагов в отношении российско-украинской войны, поскольку между ним и москвой существует негласная договоренность о действиях на сирийской территории.

Как бы там ни было, но в Украине убеждены, что Израиль в конце концов изменит свое мнение.

Нет более естественного выбора для Израиля, чем стать полностью и безоговорочно на сторону Украины в этом конфликте. Слишком много стоит на кону, в том числе репутация самого Израиля», — считает министр иностранных дел Дмитрий Кулеба.

«Напоминаю, что в предвыборной кампании Нетаньяху заявил, что рассмотрит возможность пересмотра политики Израиля о поставках оружия Украине. Безусловно, на политическом языке это ничего конкретного не означает, но есть определенные предпосылки для того, чтобы эта позиция изменилась. И я хочу верить, что нам вместе удастся ее изменить»,рассуждает посол Украины в Израиле Евгений Корнийчук.

Трудно спрогнозировать, насколько оправдан такой оптимизм и сколько времени будет продолжаться изменение позиции Израиля. Но следует учитывать, что поставка дорогостоящих систем ПВО, к разработке многих из которых причастны США, не состоится без одобрения Вашингтона; у самого Израиля их не так много, а ему они тоже нужны; в конце концов, как ранее признавал министр обороны Алексей Резников, «Железный купол» для Украины не подходит, потому что заточен на борьбу с медленными ракетами кустарного производства.

* * *

Израиль уже оказывает Украине нелетальную военную и гуманитарную помощь, принял раненых украинских военных на лечение, а проукраинские митинги в стране регулярно собирают тысячи и десятки тысяч человек.

Ожидать, что эта линия кардинально изменится, стоит разве что в случае, если в шатком треугольнике россия — Израиль — Иран вдруг резко изменится баланс. Например, москва все-таки ликвидирует «Сохнут», или Тегеран устроит масштабную вооруженную провокацию.

А пока самое безопасное предположение, как ни странно, самое банальное: Нетаньяху, когда станет премьером, будет делать то же, что и раньше — будет отстаивать прежде всего интересы Израиля.