«Железный купол» в действии. Чем Израиль защищает свое небо и стоит ли Украине перенять его опыт

Система противовоздушной обороны «Железный купол» стреляет, чтобы перехватить ракету из сектора Газа в прибрежном городе Ашкелон, Израиль, 5 июля 2014 года
Система противовоздушной обороны «Железный купол» стреляет, чтобы перехватить ракету из сектора Газа в прибрежном городе Ашкелон, Израиль, 5 июля 2014 годаAP/Tsafrir Abayov

В Израиле уже несколько дней продолжается обострение, армия этой страны обменивается ракетными ударами с палестинскими военизированными группировками.

Палестинские ракеты перехватывает «Железный купол» — новейшая израильская система противовоздушной обороны. Ее разработчики утверждают, что она надежно защищает израильское небо и имеет эффективность в 90%. В то же время известно, что несколько ракет смогли преодолеть «Железный купол», погибли шесть человек.

Что представляет собой это «футуристическое» оружие, действительно ли оно так эффективно и стоит ли Украине, которая уже семь лет находится в состоянии войны, перенять опыт Израиля — разбиралось hromadske.

90% эффективности и $50 тысяч за выстрел

Мобильная система противовоздушной обороны «Железный купол» — разработка частной израильской компании Rafael Advanced Defense Systems. Стоимость одной батареи составляет около 100 миллионов долларов. Каждая отдельная ракета — 50 тысяч долларов.

В 2017-м систему модернизировали, и теперь она способна перехватывать минометные снаряды калибром 120 и 160 мм. Следующий этап, о котором заявляют разработчики, позволит открыть «охоту» на снайперов и дроны на расстоянии до 10 км.

«В этой системе работает баллистический вычислитель, который определяет по траектории ракеты, куда она упадет. И сбивают не все, а только ракеты, представляющие опасность, которые могут упасть на тот или иной район. По моей информации, одна ракета — это $40 тысяч. Для сравнения: ракета “Град” стоит $1,5-2 тысячи», — говорит военный обозреватель Михаил Жирохов в комментарии hromadske.

По его словам, батареи прикрывают только Тель-Авив.

«Юг Израиля прикрыть невозможно, потому что у любой противоракетной системы есть время реагирования. Там в каждом доме оборудовано отдельное бомбоубежище, проходят постоянные тренировки, чтобы местное население уже через две минуты после сигнала тревоги было в этой комнате», — рассказывает эксперт.

The Washington Post утверждает, что система не столь эффективна, как принято считать.

«Представители Израиля и компании-разработчика заявили, что система остановила тысячи ракет и артиллерийских снарядов с эффективностью в более чем 90%. Впрочем, некоторые эксперты по вооружению ставят под сомнение эти цифры, утверждая, что ХАМАС и “Исламский джихад”, которые обстреливают Израиль ракетами и артиллерией, научились обходить систему», — утверждает американское издание.

По информации Жирохова из неофициальных источников, «Железный купол» перехватывает 75% ракет.

«ХАМАС и другие структуры ищут способы противодействия, — говорит Жирохов. — Первый — это массированное использование тех ракет, которые у них есть, то есть “Градов”. И второй — они начали использовать ракеты, курс которых “Купол” не может предсказать. В него заложена информация о нескольких типах ракет, используемых ХАМАС. Система получает информацию о старте и просчитывает, куда она попадет. И если они начнут использовать новый тип ракет, то нужно вносить изменения в прогнозирование того, куда эта ракета может упасть».

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху (справа) слушает солдата, который стоит у около пусковой установки «Железного купола» на корвете ВМС Израиля в северном порту Хайфы, Израиль, 12 февраля 2019 годаAP/Jack Guez

«В пропагандистских роликах ХАМАСа говорится, что они начали использовать ракеты с дальностью полета 120 км (“Град” летает максимум на 20 км). И они сейчас угрожают чуть ли не Иерусалим обстрелять», — добавляет Жирохов.

Новые типы ракет Палестина, по его мнению, может получать от нескольких поставщиков.

«Во-первых, это Иран. Во-вторых, черный рынок вооружения в Сирии, где оружие продают все — от Асада до курдов. И задача израильской разведки — находить и уничтожать каналы поставок. Поэтому регулярно наносятся бомбовые удары по иранским складам в Сирии», — говорит военный обозреватель.

Нужен ли Украине «Железный купол»?

Но нужен Украине свой «Железный купол» с учетом специфики боевых действий на востоке?

«У Украины есть системы и объектовой противовоздушной обороны, и ПВО сухопутных войск, но это все еще советские разработки. Это С-300ПМ, “Бук”, С-300В1. Они рассчитаны на дальность максимум 150-200 км на высоте около 35 км. К тому же системы ближнего действия — в основном “Оса”, дальность действия которой 12 км», — рассказывает директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.

Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Тор» во время репетиции парада ко Дню Независимости Украины на Крещатике в Киеве, 20 августа 2018 годаУНИАН/Вячеслав Ратынский

Чтобы проиллюстрировать устарелость и неэффективность этой системы, Сунгуровский рассказывает о тактическом зенитно-ракетном комплексе «Тор».

«Он, в принципе, мог бы сбивать дроны или ракеты типа “Ураган”, но он для этого не предназначен. В свое время, когда его испытывали на полигоне, он сбивал ракеты старых советских “Катюш”. К тому же в любую сторону, то есть свои снаряды он сбивал тоже», — смеется Сунгуровский.

В 2019-м «Тор» вернули на вооружение Вооруженных сил Украины. Ранее его сняли с вооружения как устаревшую систему.

«Были заявления, что мы приобретем современную систему противовоздушной обороны в США — но если это и случится, то нескоро. Помните, сколько длилась эпопея с получением катеров “Айленд”? А система противовоздушной обороны значительно сложнее, ее труднее привести в состояние боевой готовности. Если американцы и будут продавать их нам, то со складов. То есть их надо снять с консервации, привести в боевое или эксплуатационное состояние, а потом научить вычислениям — только это займет минимум полгода», — говорит директор военных программ Центра Разумкова.

Для войны на востоке в ее нынешнем состоянии такие системы будут малопригодны, считает эксперт.

«Против минометного огня и артиллерии используют системы подавления огня на земле. Грубо говоря, артиллерия против артиллерии. Система защиты Южной Кореи построена именно по такому принципу. Там в один цикл завязаны противоракетные наземные и противовоздушные средства. Это уже система следующего поколения», — рассказывает Сунгуровский.

Ненужной в нынешних условиях эту система считает и военный обозреватель Михаил Жирохов.

«Таких террористических атак, какие предпринимает ХАМАС, у нас нет. После февраля 2015 года использование “Градов” можно сосчитать на пальцах одной руки. Эта система могла бы пригодиться нам в январе 2015-го, когда обстреляли Мариуполь. Но никто не думал, что кто-то будет расстреливать целый город из “Градов”. Поэтому ее можно было бы использовать для прикрытия прифронтовых городов — но это чисто теоретически, если бы были деньги. А денег у нас даже на перевооружение, к сожалению, нет», — констатирует эксперт.