Трамп запугивает свидетелей, а Джулиани со всеми на связи: что нового в отчете об импичменте президента США?
«Дональд Трамп — первый президент в истории Соединенных Штатов, который пытался всецело помешать расследованию по делу об импичменте, которое проводит Палата представителей». Так считает Комитет по вопросам разведки нижней палаты парламента США, который завершил свою часть расследования.
3 декабря он обнародовал 300-страничный отчет, содержащий итоги многомесячной работы конгрессменов. Члены Комитета по вопросам разведки большинством голосов утвердили его и отдали на рассмотрение Комитета по вопросам судопроизводства, к которому теперь переходит эстафетная палочка расследования в рамках процедуры импичмента.
Большинство изложенных в отчете данных не станет неожиданностью для тех, кто следит за делом. Не обошлось, впрочем, и без открытий. Hromadske кратко пересказывает содержание отчета и прогнозирует, что может случиться дальше.
Линия обвинения
Основания для импичмента Трампа конгрессмены поделили на две группы.
Первая связана с так называемым «quid pro quo», «услуга за услугу»: в обмен на встречу в Белом доме, а позже — и на разблокирование американской военной помощи Трамп потребовал от президента Украины Владимра Зеленского объявить о расследованиях против своего вероятного конкурента на грядущих президентских выборах Джозефа Байдена и по делу о якобы вмешательстве Украины в выборы в США в 2016 году в пользу демократов. Эти обвинения, как, собственно, и «quid pro quo» в целом, уже много раз упоминались и обсуждались.
Вторая группа обвинений в официальном контексте возникает впервые: это воспрепятствование президентом США расследованию по делу об его импичменте. Трампу вменяют, что он запрещал давать показания сотрудникам Белого дома, не предоставлял необходимые документы по требованию конгрессменов, а еще — запугивал отдельных свидетелей или даже угрожал им. В частности — бывшего посла США в Украине Мари Йованович и ее преемника Уильяма Тейлора, сотрудника Совета национальной безопасности США Александра Виндмана и советника вице-президента Дженнифер Уильямс.
Во вступительном слове глава Комитета по вопросам разведки демократ Адам Шифф утверждает: своими действиями Трамп поставил собственные политические интересы выше государственных, чем нарушил защищенность президентских выборов в США и поставил под угрозу безопасность страны.
При этом отчет не называет конкретные нарушения Трампом Конституции, которые могут быть юридическим основанием для объявления импичмента. Их всего три: государственная измена, взяточничество и «другие тяжкие преступления и проступки» — вот только четкого перечня таких преступлений и проступков Конституция США не дает.
Акула пера на связи
В обнародованном отчете упоминается журналист американского издания The Hill Джон Соломон — гораздо чаще, чем во время слушаний. Соломон — автор интервью с бывшим украинским генпрокурором Юрием Луценко, которое вышло в марте этого года, и в котором Луценко обвинил тогдашнего посла США Йованович во вмешательстве в работу Генеральной прокуратуры.
Выяснилось, что перед публикацией этого интервью Соломон крайней мере шесть раз общался по телефону с Львом Парнасом, американским бизнесменом украинского происхождения, который принимал участие во встречах адвоката Трампа Руди Джулиани с украинскими должностными лицами и помогал ему в отстранении Йованович и продвижении расследований в пользу президента США. А 20 марта 2019 года, когда вышло интервью с Луценко, американский журналист провел 11-минутную телефонную беседу с Парнасом.
Парнас и Соломон общались по телефону и после 20 марта: между 1 и 7 апреля они созванивались около десяти раз, также известно об их разговорах 20 и 23 апреля. В эти дни The Hill опубликовал интервью Соломона с заместителем Луценко Константином Куликом (7 апреля) и другим бывшим генпрокурором Виктором Шокиным (1 апреля).
Еще одно совпадение: публикации журналиста на тему Украины ретвитили Трамп или Джулиани, а последний вспоминал их во время выступлений на Fox News.
После обнародованных свидетельств главный редактор The Hill Боб Касеке заявил, что издание проведет тщательную проверку всех публикаций Соломона на украинскую тематику.
Мы существуем благодаря вам! Поддержите независимую журналистику — поддержите нас на платформе Спiльнокошт и присоединяйтесь к сообществу Друзей hromadske.
Вездесущий Джулиани
Узнать о телефонных разговорах между Соломоном и Парнасом (впрочем, не об их содержании) конгрессменам, вероятно, удалось от американских мобильных операторов AT&T и Verizon, которые в ответ на запрос могли предоставить лог телефонных звонков ключевых фигур в деле импичмента, прежде всего — Рудольфа Джулиани.
Личный адвокат Трампа звонил чуть ли не каждому, кто был причастен к украинскому направлению внешней политики США: государственному секретарю Майку Помпео; экс-министру энергетики Рику Перри; бывшему советнику президента по нацбезопасности Джону Болтону; уже упомянутым Льву Парнасу и Джону Соломону; главе республиканского меньшинства в Комитете по вопросам разведки Девину Нуньесу (который отчаянно сопротивлялся расследованию по делу импичмента).
Кстати, дальнейшее изучение разговоров Нуньеса с Джулиани может привести к выдвижению первого обвинение в соучастии в теневой американской политике в отношении Украины. По крайней мере на это намекнул Адам Шифф во время пресс-конференции по случаю обнародования отчета. Стоит напомнить, что сам Нуньес (который, по сообщениям СМИ, тоже общался с Парнасом) неоднократно обвинял демократов в пособничестве информатору, заявление которого дало начало расследованию в отношении Трампа.
О части из этих контактов уже было известно из показаний, в частности, посла США в ЕС Гордона Сондланда и обнародованных недавно документов Госдепа. Но в отчете содержится больше фактов, подтверждающих связь личного адвоката Трампа с американскими чиновниками.
Среди прочих, Джулиани неоднократно звонил на номер, который в отчете называется как связанный с Административно-бюджетным управлением (АБУ). Именно этот орган был ответственным за решение о задержке военной помощи Украине. Первый разговор адвоката Трампа с АБУ датируется 25 апреля 2019 года.
8 августа Джулиани четыре раза пытался дозвониться на этот номер, но безуспешно. Днем ранее спецпредставитель Госдепа по Украине Курт Волкер писал Джулиани по поводу определения даты визита Владимира Зеленского в Белый дом.
А еще личный адвокат Трампа общался по телефону с загадочным абонентом, обозначенным в отчете как «-1».
Первый разговор между «-1» и Джулиани, о котором упомянуто в отчете, был 25 апреля: после этого Джулиани имел короткую беседу с ведущим Fox News Шоном Хэннити, а потом в эфире его передачи появился президент США Дональд Трамп. Затем «-1» и Джулиани созвонились 10 мая и общались более 17 минут. В тот же день Трамп дал 15-минутное интервью изданию Politico. 8 августа абонент «-1» названивал Джулиани пять раз, после чего последний позвонил в ситуационную комнату Белого дома — и через несколько минут «-1» снова набрал Джулиани.
Все это дает Адаму Шиффу основания полагать, что «-1» — это на самом деле сам Дональд Трамп. Впрочем, глава Комитета по вопросам разведки сказал, что конгрессмены еще устанавливают, кто же скрывается за этим неизвестным номером.
Предвыборный импичмент
Уже сегодня, 4 декабря, публичные слушания по делу импичмента Трампа начнутся в Комитете по вопросам судопроизводства Палаты представителей (его, к слову, тоже возглавляет демократ — Джеральд Надлер). Это следующий этап расследования в Конгрессе: именно Комитет по вопросам судопроизводства на основе отчета Комитета по вопросам разведки должен определить, есть ли основания для формулирования конкретных обвинений, и в случае утвердительного ответа, вынести их на голосование Палаты представителей.
Эти слушания не будут такими же зрелищными, как предыдущие: эксперты по конституционному праву будут высказывать свои мнения о том, являются ли обвинения против Трампа достойными вынесения ему импичмента. На них Трамп мог делегировать своего представителя, но ожидаемо отказался от этой возможности.
Скорее всего, обвинения в Палате представителей все-таки сформулируют и примут еще до Рождества — ведь демократы там имеют большинство. После этого слушания переходят в Сенат. Для объявления импичмента Трампу необходимо, чтобы это решение поддержали не менее двух третей сенаторов. С учетом того, что большинство там контролируется республиканцами, такой вариант событий выглядит маловероятным.
Похоже, что это понимают и в Демократической партии. Цель демократов, скорее всего, иная: за счет публичных слушаний сбить рейтинг поддержки Трампа со стороны американцев, чтобы на выборах 2020 года прийти к власти. Однако пока на общенациональном уровне поддержка действующего президента, по данным социологической службы Gallup, находится на уровне стабильных 40%. А к самой процедуре импичмента пока благосклонно относятся не намного больше американцев.
Но все же демократы могут похвастаться определенными победами. Например, губернатором штата Кентукки в начале ноября стал представитель их партии, несмотря на то, что в 2016 году Трамп получил там на 30% больше голосов, чем Хиллари Клинтон.
Кто знает, возможно, в 2020 году эта тактика демократов и сможет переломить, казалось бы, неизменный рейтинг Дональда Трампа.