У православных — Великий пост, а у католиков — уже Пасха. Почему христиане не празднуют Воскресение Христово вместе
Православные и греко-католики 18 марта начали Великий пост — период духовной и телесной подготовки к празднику Воскресения Христова, которое в этом году будуть отмечать 5 мая. А вот римо-католики будут праздновать Пасху уже в это воскресенье, 31 марта. Хотя Православная церковь Украины и перешла на Календарь, разработанный сербским астрономом Милутином Миланковичем в 1923 году. Практически полностью совпадает с григорианским, не считая способа исчисления високосных лет. С 2023 года является календарем ПЦУ.новоюлианский календарь, Пасху ее паства будет праздновать не одновременно с католиками. Как так случилось, что восточные и западные христиане по-разному вычисляют дату главного для них праздника и возможно ли, что когда-нибудь церкви будут праздновать совместно — разбиралось hromadske.
Как определили, когда праздновать Пасху?
В отличие от Рождества Христова (25 декабря) или Богоявления (6 января), Светлое Христово Воскресение у христиан — переходящий праздник. То есть его дата меняется каждый год.
Пасха — главное событие христианства и фундамент веры: воскресение Иисуса Христа описывают все четыре евангелиста — Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а апостол Павел отмечает, что если бы Христос не воскрес, то вся христианская вера была бы напрасна.
Впрочем, еще во II веке возникли недоразумения, когда праздновать Пасху. Считается, что христиане праздновали, опираясь на лунно-солнечный еврейский календарь. Некоторые чествовали Воскресение Христово на 14-й день В вавилонском и иудейском религиозных календарях — первый месяц года, который начинается весной.нисана, когда евреи начинали праздновать Песах — праздник, установленный в честь выхода их народа из Египта, — независимо от дня недели. Остальные же переносили празднование на воскресенье.
Эта привязка к Песаху не была случайной, ведь евангелисты указывали, что Иисус Христос перед тем, как отстрадать, умереть и воскреснуть, прибыл в Иерусалим в канун этого еврейского праздника. Христиане верят, что распятие Христа пришлось на начало Песаха, то есть на 14-й день нисана.
В то же время в конце III века христиане начали сомневаться, правильно ли евреи определяют 14-й день нисана, который должен был выпадать на весеннее равноденствие или на следующий день после него, чтобы не нарушать библейское повествование и традицию. Кроме того, христианским общинам приходилось консультироваться с еврейскими о том, какой месяц они определяют нисаном.
На Первом Вселенском соборе в 325 году, который еще называют Первым Никейским по месту его проведения, христиане решили договориться, когда следует праздновать Пасху. Собор не давал подробностей для вычисления — это определили позже, — но установил два правила: независимость от еврейского календаря и общая дата для всех христиан.
Именно после Первого Никейского собора возникло известное сегодня правило, что Пасху нужно праздновать в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое является первым полнолунием после весеннего равноденствия — 21 марта.
Почему же тогда христиане празднуют порознь?
Не всегда, ведь примерно раз в 3-4 года (иногда промежуток длиннее) происходит совпадение дат — тогда православные и римо-католики празднуют Пасху в один день. Так было, например, в 2017 году, и будет в скором будущем — в 2025 и 2028 годах.
Дело в том, что православные и римо-католики исчисляют дату Пасхи по разным Алгоритм определения праздничных дат пасхального цикла.пасхалиям, хотя обе они основаны на сложных расчетах, охватывающих различные астрономические и календарные факторы.
Православная церковь придерживается древней александрийской пасхалии, которая сначала опиралась на александрийский календарь, а в V веке была «синхронизирована» с юлианским. Весеннее равноденствие в александрийской пасхалии зафиксировано 21 марта по юлианскому календарю (что соответствует 3 апреля по современному григорианскому календарю). В то же время отставание от астрономических реалий означает, что на самом деле весеннее равноденствие приходится на 8 марта по юлианскому календарю — тогда, когда по григорианскому наступает 21 марта.
Кроме того, ключевую роль в исчислении даты Пасхи играет полная фаза Луны. В александрийской пасхалии первый полный месяц определяют по 19-летнему Метоновому циклу, названному в честь древнегреческого астронома Метона.
Еще одна проблема — когда полнолуние выпадает до 21 марта по юлианскому календарю (то есть до 3 апреля по григорианскому). Тогда его не учитывают, а «пасхальным» считают следующее полнолуние — и Пасху празднуют уже через 30 дней после этого, по сути, после второго новолуния. Если же «пасхальная» полная луна придется на воскресенье, то Воскресение Христово будут праздновать в следующее воскресенье.
Также Правилами святых апостолов, на которые ссылались отцы Первого Вселенского собора, установлено, что Пасха не может совпадать с еврейским Песахом. Празднование Пасхи раньше весеннего равноденствия или с иудеями даже предусматривает санкцию — лишение священного сана.
Сейчас александрийской пасхалией пользуются не только православные или греко-католические церкви, но и некоторые Это группа древних восточнохристианских церквей, которые не признали Халкедонский собор 451 года, который утвердил, что в Иисусе Христе соединены две природы — божественная и человеческая. Большинство ориентальных христиан проживает в Египте, Эфиопии, Эритрее, Индии и Армении.ориентальные, например Эфиопская или Коптская, которые, правда, опираются при исчислении на собственные церковные календари. Впрочем, в 2024-м эфиопы, копты, эритрейцы и некоторые сирийцы будут праздновать Воскресение Христово 5 мая вместе с православными.
В отличие от христианского Востока, римско-католическая церковь (а также протестанты, которые от нее впоследствии откололись) использует григорианскую пасхалию. Это произошло после календарной реформы в XVI веке, введенной Папой Римским Григорием XIII, чтобы остановить отклонение 21 марта по юлианскому календарю от астрономического весеннего равноденствия.
Начав реформу, римо-католики хотели вернуться к принципам Первого Никейского собора, чтобы праздновать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Однако нарушили правило о том, что Пасха не может быть раньше Песаха или совпадать с ним.
Переход на новый календарь не изменил пасхалию?
Нет, все 10 из 16 автокефальных православных церквей, включая Православную церковь Украины, которые перешли на новоюлианский календарь, одновременно оставили юлианский календарь для исчисления даты Пасхи.
Хотя в 1923 году, когда в православии зародилась календарная реформа, действительно предлагали ввести астрономическое правило для определения даты празднования Воскресения Христова. Согласно ему, Пасху должны были праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия с севера до севера на меридиане Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Если бы полнолуние выпадало на воскресенье, то Пасху переносили бы еще на неделю. Однако это предложение так и не было воплощено.
То же касается и Украинской греко-католической церкви, которая, как и ПЦУ, перешла на новый календарь в 2023 году. Все праздники пасхального цикла украинские православные и греко-католики отмечают, как и раньше.
Исключение составляет еще одна католическая церковь восточного обряда — Мукачевская греко-католическая епархия, подчиняющаяся непосредственно Риму. Она ввела григорианский календарь с соответствующей пасхалией. Еще одно ее отличие — совершение богослужений на церковнославянском.
В составе Вселенского патриархата Константинополя также есть Финляндская православная церковь, которая пользуется григорианской пасхалией.
Почему бы христианам не определить общую дату?
В 2025 году, по случаю 1700-летия Первого Вселенского собора, Это международная экуменическая организация, основанная в 1948 году. В настоящее время в нее входят более 350 христианских церквей. ПЦУ впервые приняла участие в Генеральной ассамблее ВСЦ как наблюдатель в 2022 году.Всемирный совет церквей планирует провести в Египте конференцию, чтобы поразмышлять о «видимом единстве» разных христианских церквей и о том, как христиане могут сегодня свидетельствовать о «жизни апостольской верой».
Глава УГКЦ Блаженнейший Святослав ранее поделился оптимистичными ожиданиями, что перед этой встречей «ведется работа в диалоге между Римом и Константинополем» над общей обновленной пасхалией.
«Вместе будем работать, приобщаясь ко всем видам труда вселенского христианства для реформы пасхалии. Надеюсь, это будет общее решение недалекого, но все же будущего», — отметил он.
Священник ПЦУ, ректор Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости Георгий Коваленко не считает, что к 1700-летию Первого Никейского собора церкви успеют разработать и представить новую пасхалию, ведь нужно все проверить и сосчитать. По его мнению, это можно сделать до 2033 года, когда христианский мир будет праздновать 2000-летие Воскресения Христова.
«Я думаю, что это было бы очень хорошо, если бы христиане всего мира праздновали Пасху в один день», — считает отец Георгий.
Однако отмечает, что в истории церкви почти никогда не было единого календаря, и нет ничего плохого в том, что христиане чествуют главные для них события в разные дни.
«Тем более, если у нас нет одной даты, то это повод для взаимного познания, когда мы можем посещать общины друг друга, узнавать больше о традициях. Мы можем иметь разные даты, но ощущать единство и уважение между собой», — подчеркнул священник.
Отец Георгий отметил, что принципиальной является вера в воскресение Иисуса Христа, а дата празднования этого события — второстепенна.
В то же время директор «Религиозно-информационной службы Украины» (РИСУ) Тарас Антошевский говорит, что «нехорошо», когда даже в пределах греко-католической церкви есть разные календари.
«Украинская греко-католическая церковь завершает второй день поста, а ее приходы за границей и Мукачевская епархия — страстную неделю. Когда соседи празднуют по разным календарям, это нехорошо. Представьте себе, каково это, когда в одном храме служат представители разных церквей, а у нас есть такие случаи», — объяснил он.
Впрочем, руководитель РИСУ не ожидает, что христиане смогут достичь единства в праздновании в ближайшее время, напоминая, что православные и католики пытались договориться о совместной дате празднования Пасхи еще с 1990-х годов. Кроме того, он отметил, что будут и категорические противники, например, российская православная церковь, где Видимо, имеется в виду случай в Запорожской епархии Украинской православной церкви московского патриархата, который произошел 24 марта, в день Торжества православия. Тогда священник провозгласил анафему против тех, кто «привносит календарные нововведения».накладывают анафемы даже на тех, кто переходит на новоюлианский календарь, по которому живут другие автокефальные церкви.
Также, по словам Антошевского, общую пасхалию могут исключить православные, которые продолжают придерживаться юлианского календаря.
Следует помнить, что православная церковь не централизована, как католическая, и принятие важных решений происходит соборно. Даже если Константинопольский патриархат разработает с Римом общую пасхалию, это не означает, что все православные церкви обязательно ее воспримут.