Удар по Медведчуку и Порошенко, сигнал для Байдена: что стоит за блокировкой каналов ОПЗЖ?
В конце августа 2019 года, когда политическое солнце Владимира Зеленского было в зените, он довольно жестко прошелся по Виктору Медведчуку и его пулу телеканалов.
Зеленский сказал, что это «большой вопрос», откуда у ОПЗЖ деньги, в частности, на финансирование NewsOne, ZIK и «112 Украина» (де-юре, они принадлежат депутату от ОПЗЖ Тарасу Козаку).
«У нас есть ответы — объемы кэша, откуда и из какой страны они все это получают. И это будет очень громкая история, которая очень плохо закончится», — пообещал тогда президент.
Однако бурная политическая жизнь в Украине регулярно выдает новые, не менее громкие инфоповоды, поэтому об этой истории почти все забыли. Оказалось — зря.
Политические мухи и котлеты
Блокировка «пула Медведчука» происходит на фоне роста рейтинга «Оппозиционной платформы — За жизнь» и падение рейтингов самого Зеленского и «Слуги народа». Именно президентская партия отобрала на предыдущих выборах парламента голоса у ОПЗЖ на юге и востоке.
Однако через полтора года после выборов власть Зеленского очень далека от выполнения обещаний о преодолении бедности, к тому же, сейчас на дворе пандемия и экономический кризис со всеми сопутствующими последствиями. А «регионалы» и их правопреемники, ориентированные прежде всего на старшее поколение, очень любят сосредотачиваться на социальных проблемах, например коммунальных тарифах.
Теперь же украинцы не смогут смотреть на NewsOne, ZIK и «112 Украина» апокалиптические истории о «тарифном геноциде» и рыцарях из ОПЗЖ, которые могут снизить цены на газ, свет и все остальное. Это серьезный удар по ОПЗЖ, соглашается политтехнолог Сергей Гайдай.
«Зеленскому, безусловно, это выгодно, потому что это выбивает важные агитационные ресурсы его политических конкурентов (ОПЗЖ, — ред.), куда в основном переходят его сторонники», — говорит он в комментарии hromadske.
Кроме того, Гайдай считает эту историю значительным имиджевым ударом по экс-президенту Петру Порошенко, во времена которого Медведчук и нарастил свое влияние.
«Он (Порошенко, — ред.) в свое время позволил Медведчуку получить не только каналы, но и бизнес, иметь в Украине как политический, так и деловой вес. То есть при Петре Алексеевиче Медведчуку было вольготно, а теперь Зеленский демонстрирует вам, как надо бороться с врагами государства», — считает политтехнолог.
Что касается возможного перетекания электората от Порошенко к Зеленского, то Гайдай объясняет, что электорат бывает разный: есть ядро, которое ни в коем случае не отойдет от политика, а есть те, кто сомневается.
«Порошенко нам говорил, что это невозможно (заблокировать каналы Медведчука, — ред.), и он считается сильным президентом. А Зеленский — слабым. И вот “сильный” президент не смог остановить деятельность Медведчука, а “слабый”, оказывается, — смог», — называет он повод задуматься для второй части электората Порошенко.
Очевидно, сам Порошенко также видит опасность в такой «имиджевой атаке», так как в течение дня успел написать пост с оправданиями в том, почему он не заблокировал каналы ОПЗЖ (потому что выборы), и опубликовал видео, на котором приветствовал операцию СБУ против формального владельца каналов Тараса Козака.
На этом фоне сам Зеленский пока выглядит победителем, а победы — именно то, что ему необходимо.
«Если не удается победить Путина, то по крайней мере можно показать, что я могу побеждать Медведчука. Я вижу очень много патриотически настроенных людей, которые говорят: “Я могу сколько угодно критиковать Зеленского, но в этом вопросе я готов быть ему благодарным и его поддерживать”», — говорит Сергей Гайдай.
Политтехнолог добавляет, что таким образом Зеленский может вернуть поддержку, но очень серьезным вопросом остается, сможет ли президент пойти до конца и выдержать удар, когда на эти его действия будет дан ответ, например, из Москвы. Готов ли он продолжать эту войну?
«Смерть демократии» vs защита нацбезопасности
Бурная реакция и острая критика были ожидаемы была от главных лиц ОПЗЖ. Депутаты фракции уже на следующий день в лице эмоционального Вадима Рабиновича объявили о намерении добиваться импичмента Зеленского.
Нестор Шуфрич в комментарии нам назвал решение властей «разрушением свободы слова» в Украине.
«Превышение властных полномочий, принятие решения, имеющего тяжелые юридические и общественные последствия, об остановке вещания трех телеканалов, фактически лишение права работать, и это не является компетенцией закона о санкциях», — уточнил он основания для импичмента.
Однако трудно серьезно рассматривать возможность того, что ОПЗЖ удастся отстранить Зеленского от должности. «Это ерунда», — соглашается Сергей Гайдай.
В то же время сама власть объясняет «зачистку» информационных возможностей ОПЗЖ исключительно защитой национальной безопасности. В СБУ назвали это «последовательным шагом» в борьбе с российской агрессией.
«Эти медиа стали одним из инструментов войны против Украины, поэтому они заблокированы с целью защиты национальной безопасности. Уже подтверждено финансирование этих каналов из России», — написала пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель.
Едва ли не самые жесткие заявления прозвучали от секретаря СНБО Алексея Данилова. Он сказал, что «речь идет об информационном терроризме по отношению к нашей стране», и что эти каналы — «пятая колонна, которая расшатывает государство», и вообще «какое право они имеют вопить о свободе слова?»
То есть власть категорически не согласна, что это решение принесет ей политические дивиденды. Однако никто не отменял принцип «совмещения приятного с полезным» — и конкурентов атаковать, и агрессору отпор дать.
О нацбезопасности
Политический аналитик фонда «Демократические инициативы» Мария Золкина соглашается, что в этом блокировании есть политическая составляющая для подавления рупоров ОПЗЖ. Но одновременно она уверена — это в интересах национальной безопасности Украины.
Золкина напоминает, что в южных и особенно в восточных областях, на подконтрольной части Донбасса, ОПЗЖ имеет прочные позиции: большое представительство в местной власти, известные и авторитетные местные спикеры, а также бизнес и медиаресурсы.
«Раньше они демонизировали Порошенко, а в случае с Зеленским сначала были мягче», — говорит она.
Однако их надежды на Зеленского не оправдались. Он не только не согласился на мир на условиях Москвы, как того хотят в ОПЗЖ, но и отстранил Медведчука от переговоров, поэтому «демонизировать» стали и Зеленского. Поэтому президент и вышел «на тропу войны» с ОПЗЖ. А не побоялся он сделать такой шаг, потому что больше не видит перспектив договориться с Путиным, уверена Золкина.
«Зеленский уже не может идти на большие уступки, в частности, потому, что ограничен “красными линиями” гражданского общества. А Россия свои требования по Донбассу не меняет. Ранее они (президент и его офис, — ред.) очень осторожно комментировали все, что связано с Донбассом, боясь сорвать крупную сделку. А теперь уже полгода прогресса нет», — отметила она.
Хотя Золкина и сравнивает блокировку NewsOne, ZIK и «112 Украина» с отрубленной головой гидры, она предупреждает, что в южных и восточных регионах ОПЗЖ и Россия могут активизироваться и «расшатывать» ситуацию изнутри.
В то же время активизации боевых действий на Донбассе как ответа Кремля на санкции Банковой она не ожидает.
Киев избрал удачный момент?
Удачным момент атаки на Медведчука можно считать потому, что его патрона (и кума по совместительству) Владимира Путина сейчас, очевидно, прежде всего интересует ситуация в России, которая обострилась из-за акций протеста.
2 февраля вечерняя Москва напоминала зону боевых действий. После решения суда отправить главного оппозиционера Алексея Навального в тюрьму на улицы вышли тысячи его сторонников. Но «космонавтов» из ОМОНа на улице было не меньше, чем протестующих. Они перекрывали улицы, задерживали и жестоко избивали всех, кого могли заподозрить в симпатиях к Навальному — настолько Владимир Путин боится «цветной революции».
Неудачное отравления Навального стало очередным ударом по Путину как внутри страны, так и в отношениях с Западом, однако настоящей внутренней бомбой стало видео Фонд борьбы с коррупцией, который возглавляет НавальныйФБК о дворце Путина, набравшее в YouTube более 100 миллионов просмотров .
После этого видео и задержания Навального в России состоялись беспрецедентные по своей географии (в десятках городов) акции протеста, которые завершились масштабными задержаниями и избиениями. Эти акции вывели на новый уровень паранойю Кремля в отношении «цветных революций», поэтому, очевидно, Путину сейчас немного не до Медведчука.
Мария Золкина считает это «удачным совпадением», а не умышленным решением Банковой заблокировать каналы именно сейчас. Она уверена, что это решение готовили давно, однако теперь, когда у Запада есть новые претензии к Кремлю, США и другие партнеры лучше примут эти санкции Киева. Так оно, похоже, и произошло.
Так что там на международной арене?
Возможно, расчет власти был таков: на фоне существенного ухудшения отношений между Россией и Западом из-за репрессий против Навального и его сторонников, в США и ЕС не будут обвинять Украину в наступлении на свободу слова.
Бывший депутат Рады Сергей Лещенко также указывает на удачно выбранный момент из-за внутренней ситуации в РФ, когда «весь цивилизованный мир консолидировался против режима Путина».
«На принятие решения повлияло и установление контакта с новой администрацией Джо Байдена после звонка госсекретаря Тони Блинкена министру иностранных дел Дмитрию Кулебе», — добавил он.
Если такой расчет был, то он сработал. На следующий день после блокировки телеканалов ОПЗЖ посольство США в Украине обнародовало свой комментарий — и там только поддержка действий власти, без обеспокоенности, которую, например, западные партнеры часто выражают из-за атак на украинских антикоррупционеров.
В ЕС, хотя пока и неофициально, но также поддержали действия украинской власти, заявил представитель Украины при Европейском Союзе Николай Точицкий.
Сергей Гайдай и Мария Золкина также указывают, что команда Зеленского пытается выстроить партнерские отношения с администрацией нового президента США Джо Байдена, чего не получилось с администрацией Трампа, и блокировка «пула Медведчука» является сигналом для Вашингтона.
«А в связи с тем, что Байден четко очертил свой курс на помощь Украине и максимальное давление на Россию, то это может быть ходом, который демонстрирует, что Зеленский готов к совместной координации сил. Мол, “вот, я уже конкретно делаю”», — говорит Гайдай.
Более того, в указе Зеленского говорится и о возможности введения санкций против Козака и его каналов на Западе.
«Министерству иностранных дел Украины проинформировать компетентные органы Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и других государств о применении санкций и поставить перед ними вопрос о введении аналогичных ограничительных мер», — говорится в документе.
Вещание этих телеканалов пока продолжается в YouTube, который придерживается только американских санкций (как, например, в случае с Александром Дубинским). Но министр культуры Александр Ткаченко уже заявил, что направит администрации YouTube решение СНБО и попросит заблокировать аккаунты NewsOne, ZIK и «112 Украина».
Независимо от того, прислушается ли видеохостинг к призывам Минкультуры, ОПЗЖ и Медведчуку надо искать какие-то новые средства коммуникации со своим избирателем, потому что тот привык сидеть перед телевизором и массово на YouTube или другие интернет-платформы, скорее всего, не пойдет.