Усталость от «усталости от войны»
Британский писатель Олдос Хаксли утверждал, что революции случаются тогда, когда люди начинают надеяться на революции. Замените слово «надеяться» на «ожидать», и этот афоризм можно будет приложить почти к любому виду человеческой коллективной деятельности.
Хрестоматийный пример — биржевые котировки и, шире, экономика в целом. Ученые до сих пор спорят, в какой степени экономические кризисы вызывают объективные факторы (например, неурожаи), а в какой — ожидания масс (например, паника потребителей и вызванный ею ажиотажный спрос).
То же касается политики: скажем, посейте в людях уверенность, что результаты голосования предопределены — и те, кто против «определенного», просто проигнорируют волеизъявление, тем самым и обеспечив упомянутые результаты. Именно так было с недавним насквозь манипулятивным «опросом» венгров правительством Орбана по поводу членства Украины в ЕС.
Неудивительно, что в таком виде коллективной деятельности, как война, влияние на сознание и моральное состояние противника испокон веков считалось важной составляющей всего процесса. Правда, тысячи лет подряд говорилось о влиянии прежде всего на вражескую армию, и в основном непосредственно на поле боя. Ситуация начала резко меняться с наступлением XX столетия.
Этому способствовали три фактора:
- общий военный призыв, который делал войну «всенародным делом»;
- быстрая технологизация армий, которая делала ситуацию на фронте все более зависимой от работы промышленности и вообще экономической ситуации в тылу — то есть, в конечном счете, от действий и поступков тылового населения;
- и, конечно, супербурное развитие средств массовой информации.
В конце XX века этот последний фактор вошел в фазу стремительной трансформации, которая продолжается до сих пор. Разумеется, речь идет о новых видах медиа (вроде соцсетей), всеобъемлющем интернете и появлении дешевых устройств, делающих его легкодоступным. Никогда еще человечество не имело столь массового доступа к таким гигантским массивам информации. И никогда еще информация не шла человечеству настолько во вред.
Однако популярное мнение о том, что с помощью техник манипулирования массовым сознанием можно достичь чего угодно — причем от любого общества — является, мягко говоря, существенно преувеличенным. Срабатывает не все, не для всех, не всегда или срабатывает, но не так, как надо.
Примеров первых трех моментов в новейшей истории достаточно. Так, никакие усилия американцев и их союзников не предотвратили того, что летом 2021 года обученные, вооруженные, мотивированные Западом и вроде бы лояльные ему правительственные силы Афганистана буквально, как зайцы, разбежались перед не такими уж вооруженными и вышколенными, но куда более мотивированными радикалами из «Талибана». Кстати, наверное, понимая все факторы, израильтяне даже не пытаются серьезно вести какую-нибудь пропаганду в том же Секторе Газа: подобное зерно, как сказано в Новом Завете, упадет там на почву сухую и каменистую.
Примером четвертого момента (когда «срабатывает не так, как надо») можно считать украинские Майданы 2004-го и, особенно, 2013–2014 годов. Ресурсы, влитые москвой в возвращение «отпавшей колонии», были просто несоразмерны с теми, которые выделял в поддержку демократических движений Запад — но именно этот масштаб вмешательства стал не последней причиной сопротивления. А непонимание тогдашней властью собственного народа, которое она попыталась нивелировать жестокостью, привело к хорошо известным дальнейшим событиям.
Очевидно, во всех этих случаях очень важную роль сыграло то, что специалисты называют «историческими и социокультурными факторами». Однако в каждой конкретной ситуации чуть ли не большее значение может иметь человеческая психология — прежде всего личная, но и так называемая социальная тоже.
Снова иллюстрация — массовые протестные выступления в москве 2010-го, в Минске и других белорусских городах 2020-го и в Украине 2013-2014 годов. Несмотря на очень отличающиеся результаты, есть кое-что характерно общее в самом течении тех событий. Это чувство единения, которое охватывало тех, кто выходил на соответствующий протест.
Чтобы не ходить далеко, возьмем Революцию достоинства. Пока это был просто «Евромайдан» против разворота Януковича и Ко от уже проложенного якобы курса на Европу, его участники исчислялись сотнями, в лучшем случае — несколькими тысячами человек. Но, выйдя 1 декабря на Майдан протестовать против разгона «Евромайдана», разнообразные оппоненты режима и просто неравнодушные граждане вдруг осознали, даже больше — почувствовали, что вместе их много. Это коренным образом меняло все.
Оставим за скобками организационные ресурсы. Палатки, сцена, транспорт — все это жизненно важно, конечно, но все это бессмысленно, если нет достаточного количества желающих жить в этих палатках и толпиться под упомянутой сценой.
Проблема в том, что подобный порыв по определению может быть только порывом. Он принципиально ограничен во времени, и от материальных ресурсов это уже не зависит. Эйфория или ярость (или их сочетание) являются экстремальными состояниями психики и, как таковые, не могут длиться долго. А самое главное то, что после перенапряжения психики неизбежно наступает психический «откат» — как после физической перегрузки бывает «крепатура».
Добавьте сюда тот факт, что любой массовый порыв очень редко может быть конструктивным. Тут как раз нужны организации и материальные ресурсы. Когда их не хватает, все идет «в песок». И то же происходит, если еще вчера охваченные порывом люди считают организацию несовершенной, а ресурсы недостаточными. Хотя то, что люди считают, совсем не обязательно отвечает реалиям. Свежий пример: по состоянию на сентябрь 73% украинцев считали, что экономическое состояние нации в целом ухудшилось, однако на себе ухудшение почувствовали лишь 60% респондентов (кстати, это традиционная картина подобных опросов почти за все годы Независимости).
С войной эта схема работает по-своему проще, но в чем-то и наоборот. Социология стабильно демонстрирует, что 80-90% украинцев единственно приемлемым видом победы считают возвращение к границам 1991 года. Однако социология не в состоянии продемонстрировать, кто из нас скольких усилий приложил к победе. И сколько из нас все больше предпочитают искать виновных — даже искренне стремясь к этой победе.
Наверное, не будет ошибкой сказать, что частично многие из нас держатся за веру в победу потому, что мысль о поражении невыносима. В конце концов, очевидно, что российская оккупация ничего хорошего не принесла бы, это — именно то, о чем «и подумать страшно». А страх — мощный стимул, но плохой советчик.
Так и появляются поиски виновного. Некоторые военные — давайте будем честными — склонны гамузом винить тыл в безразличии. Действительно, такие безразличные в тылу есть, и их приблизительное количество посчитать очень трудно, потому что далеко не каждый даже в анонимной анкете укажет, что судьба Родины его не интересует. Военных можно и нужно понять (перечитайте «Возвращение» Ремарка — о том, как воспринимают тыловую жизнь вчерашние фронтовики). Но это никак не помогает решить проблему. Собственно, за все время человеческих войн это решение так и не найдено; психореабилитационные программы для военных здесь — не более чем паллиатив.
В тылу же все популярнее не просто винить власть в просчетах или умышленном подрыве обороноспособности страны (это как раз более-менее нормально в любой затяжной войне), но и в том, что именно власть виновата в падении оптимизма общества. Вот, мол, если бы сразу сказали, что это надолго — все было бы по-другому, а они рассказывали о возвращении Крыма за год!
Но правда в том, что после успехов весны — осени 2022 года общество само сформировало себе завышенные ожидания. Какова была бы общественная реакция в случае официального объявления о том, что война будет продолжительной и заберет столько жертв? По меньшей мере удивление, да и обвинения в измене не заставили бы себя ждать. В конце концов, оптимизм просто начал бы испаряться раньше и быстрее, чем это есть.
Конечно, это не повод снимать ответственность с власти, чье дело не только и не столько говорить, сколько вести кропотливую работу по организации обороны. Так, чтобы это конвертировалось в реальные победы, которые теперь, когда наступила стадия психологического «отката», только и способны удержать общество от погружения в пессимизм (и, как следствие, раздор, смертельно опасный для нас всех).
Не менее популярно винить идеологических оппонентов. Если кто-то вешает на власть как реальных, так и мнимых «собак», то другие ищут виновных среди «расшатывающих лодку». Механизм здесь действует тот же. Отсутствие скорых побед, которых мы так ожидали на фоне самовнушенной эйфории, порождает злобу и страх, те накладываются на психологический «откат» и превращаются в раздражение, а раздражение ищет для себя объект.
Кто конкретно станет этим объектом, зависит не от реальности, а от наших уже сложившихся убеждений и взглядов.
В результате 87% украинцев считают, что нация была сплоченной в прошлом году, а вот в то, что она сплочена и сейчас (согласно тому же опросу), верят уже 64%. В то время как количество носителей противоположного взгляда возросло более чем в три раза. Это и есть то, что называется «самоисполняемым пророчеством».
Но важно понимать: то, что начало происходить с общественными настроениями после перехода войны на новый этап (о чем главнокомандующий Залужный публично заявил уже после того, как это произошло) — так вот, все это нормально. Это было неизбежным уже из-за самого психологического «отката» после эйфорического состояния, вызванного бегством врага с большинства захваченных территорий.
Многое сказано о том, как украинцы удивили мир своим единством и решительностью в первые недели и месяцы российской агрессии. Однако больше всего, пожалуй, украинцы удивили сами себя. Теперь пора относиться к себе объективно и по возможности не позволять эмоциональному побеждать рациональное. Ведь, как уже сказано, то, что мы думаем о реальности, обычно отличается от самой реальности — однако в итоге мы формируем эту реальность на основе собственных мыслей.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.