В Украине началась вакцинация от COVID-19. Но когда вакцинируют всех? И поможет ли вакцина закончить пандемию?

Украина стала 95-й страной, которая начала вакцинацию от коронавируса. Сейчас в мире сделано более 210 миллионов прививок. Но это число только кажется огромным: на самом деле оно еще слишком мало, чтобы говорить о том, что пандемию удалось взять под контроль.

В разных странах темпы вакцинации очень отличаются. Но если они останутся примерно такими, как сейчас, то, по подсчетам Bloomberg, шансы вакцинировать большинство населения планеты появятся как минимум через пять лет. Это не похоже на утешительные прогнозы. Разберемся — неужели все так плохо?

Начнем с главного. Точно ли вакцинация поможет преодолеть пандемию?

Да, поможет. Но здесь есть нюанс.

В контексте победы над пандемией мы часто слышим понятие «коллективный иммунитет». Он возникает, когда у большей части населения вырабатывается устойчивость к вирусу в результате уже перенесенной инфекции или вакцинации.

Что касается первого варианта, то никто пока точно не знает, сколько длится такой иммунитет — данные ученых разнятся. Канадские, например, говорят, что до четырех месяцев после болезни, американские — даже до восьми.

По второму уверенности тоже нет, но ученые говорят, что речь идет о необходимости вакцинировать не менее 70% населения. Когда этот порог удастся преодолеть, ожидается, что люди смогут вернуться к нормальной жизни. Коронавирус и в дальнейшем будет распространяться, но не среди населения в целом, а, вероятно, только среди отдельных людей. Это будет иметь долговременный эффект — и именно в этом заключается важность процесса вакцинации.

Но, конечно же, не все так просто. Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебреисус отмечает: главное условие, при котором вакцинация действительно будет иметь смысл и поможет преодолеть пандемию — она должна происходить абсолютно везде более или менее одновременно.

Неравномерные темпы вакцинации, которые мы наблюдаем сейчас в мире, мешают желаемому результату. И не стоит исключать вероятность того, что пока это неравенство существует, могут появиться новые штаммы вируса, против которых имеющиеся вакцины уже не сработают.

Флаконы с вакциной AstraZeneca от COVID-19, Фонд Фиокруза, Рио-де-Жанейро, Бразилия, 12 февраля 2021 годаAP/Bruna Prado

Окей, с этим ясно. Так когда уже всех вакцинируют?

Точных сценариев пока никто не знает. Но в начале февраля Bloomberg прогнозировал, что с нынешними темпами вакцинации охватить ею 75-80% всего мира удастся только через семь лет.

За несколько недель спустя прогноз значительно улучшился. Сейчас в мире ежедневно делают примерно 6 миллионов прививок различными вакцинами, и если так будет продолжаться, то, чтобы привить минимум 75% жителей Земли, потребуется чуть больше пяти лет.

В то же время, как подсчитало в конце января издание The Economist, 85% развивающихся стран, не смогут вакцинировать часть своего населения в течение ближайших двух лет. Среди них и Украина, а ее соседи в этом списке — американские Никарагуа, Парагвай, Гондурас, Венесуэла и большинство стран Африки.

Всем им вряд ли светит «масштабный охват вакцинами» (widespread vaccination coverage) до 2023 года. Как пояснил hromadske Мэтью Шервуд, аналитик по вопросам Восточной Европы The Economist Intelligence Unit, под этим термином экспертная группа имела в виду 60-70% взрослых, получивших прививки в конкретной стране.

В The Economist утверждают, что составляли прогноз с учетом информации о контрактах поставок, ограничений, процента отказывающихся от вакцинации, и количество медицинского персонала в странах. Но исключена возможность впоследствии несколько улучшить прогноз, если на то будут основания.

Таким образом, результаты будут не слишком скоро. В чем же тогда проблема, чтобы вакцинировать всех быстрее?

Основных проблем две.

Первая — неравномерность распределения вакцин. Как утверждает ВОЗ, более трех четвертей людей с прививками от COVID-19 проживают в десяти самых богатых странах мира, на которые приходится 60% мировой экономики.

Гендиректор Организации прямо говорил, что мир находится «на грани катастрофического морального провала» из-за накопления вакцин богатыми странами. Эти страны полагаются на прямые контракты с производителями вакцин.

Поэтому в ВОЗ призвали страны с успешными темпами вакцинации «притормозить» и поделиться препаратами с другими, чтобы те смогли вакцинировать приоритетные группы населения.

Речь идет примерно о сотне бедных стран, которые рассчитывают на бесплатные препараты в рамках глобальной инициативы COVAX и до сих пор не начали вакцинацию. Разве что 24 февраля первые 600 тысяч доз COVAX получила африканская Гана.

Людям вводят вакцины против COVID-19 в вакцинационном центре на стадионе Gillette в Фоксборо, Массачусетс, 11 февраля 2021 годаAP/Steven Senne

На эти поставки рассчитывает и Украина, которая по программе может получить от 2,2 до 3,7 миллиона доз вакцин Oxford/AstraZeneca в первом-втором квартале 2021 года. Но есть риск того, что поставки задержатся, ведь передача бесплатных вакцин зависит от темпов процесса вакцинации в развитых странах.

Проблема вторая — неспособность производителей обеспечить достаточное количество вакцин. Европейский Союз признал это публично, обвинив AstraZeneca и Pfizer в невыполнении договорных обязательств. На фоне этого Еврокомиссия даже решила ограничить экспорт произведенных в ЕС вакцин за границу (сделав, однако, ряд исключений для бедных стран и партнеров Евросоюза — в том числе Украины).

ЕС заключил соглашения на поставку в общей сложности 2,3 миллиарда доз вакцин и ставил целью до конца лета вакцинировать 70% населения. Но похоже, что это не удастся.

«Мы слишком поздно одобрили вакцины, слишком оптимистично оценили объемы их массового производства и, видимо, были слишком уверены, что заказанные препараты поступят нам вовремя», — признала президентк Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Первые признаки нехватки вакцин в ЕС ощущались уже в начале февраля: Испания была вынуждена приостановить вакцинацию в Мадриде на две недели. На днях стало известно, что график вакцинации в ЕС сильно затормозится из-за невозможности AstraZeneca поставить Евросоюзу достаточное количество вакцин. Страны ЕС должны получить во втором квартале 180 миллионов доз, а получится не больше половины от этого количества.

Кроме того, проблема с вакцинацией от коронавируса связана с браком не только препаратов, но и шприцев. Некоторые шприцы могут забирать из одной ампулы только пять доз вакцины Pfizer, тогда как теоретически она рассчитана на шесть. На практике это означает сокращение количества прививок где-то на одну шестую. С такой проблемой столкнулись, например, в Японии.

Есть еще один нюанс — готовность граждан вакцинироваться. Среди стран Европы, которая сейчас отстает от запланированного графика прививок, недоверие к вакцинам иногда довольно значительно. По данным опроса компании Ipsos, в Италии и Испании доля желающих вакцинироваться не превышает 60%, а во Франции она близка к 40%.

Недаром Министерство здравоохранения Израиля (лидера по масштабам вакцинации в мире) вложило много усилий и средств и в информационную кампанию. Речь идет и о разъяснительную работу — в частности среди представителей религиозных общин, которые выступают против вакцинации, — и об отслеживании фейков про COVID-19 и вакцины.

В Украине, по данным социологической группы «Рейтинг», 55% опрошенных готовы сделать прививку от коронавируса, если вакцина будет бесплатной, 40% — пока нет.

Количество введенных доз вакцины от коронавируса по состоянию на 23 февраля 2021 годаhromadske
Страны-лидеры по количеству введенных доз вакцины от коронавируса на 100 человек по состоянию на 23 февраля 2021 годаhromadske

Может, есть какие-то хорошие новости? Хоть где-то вакцинация уже достигла успехов?

По абсолютному количеству введенных доз лидерами являются Соединенные Штаты (более 65 миллионов), Китай (40,5 миллиона), ЕС (более 28 миллионов), Великобритания (18,5 миллиона). Правда, следует учитывать, что большинство зарегистрированных в настоящее время вакцин потребует двухэтапного ввода, поэтому количество введенных доз не тождественно количеству вакцинированных людей.

Если считать количество прививок от COVID-19 в соотношении на 100 человек, то безусловным лидером является Израиль, второе место занимают ОАЭ, а третье — Великобритания.

Израильский фельдшер из медицинской службы Magen David Adom вводит женщине дозу вакцины Pfizer/BioNtech в магазине Ikea в Ришон-Лецион, Израиль, 22 февраля 2021 годаAP/Tsafrir Abayov

История с Израилем, который первым начал массовую вакцинацию всего населения (а не только групп риска), вообще поражает. Стране удалось заключить контракт с производителем Pfizer/BioNTech о поставках вакцины на особых условиях: Израиль платит за препарат почти вдвое дороже, чем страны ЕС — 23 евро за дозу вместо 12. Зато вакцины хватает всем: на сегодняшний день хотя бы одной дозой удалось вакцинировать более половины населения, и до конца марта правительство планирует полностью привить всех взрослых.

Действенность вакцинации можно хорошо понять по цифрам: если еще в январе активных случаев инфицирования в Израиле было 80 тысяч, то сейчас их менее 50 тысяч. В стране постепенно начали ослаблять карантин.

Еще одно условие контракта с Pfizer/BioNTech — еженедельно докладывать о результатах вакцинации. Согласно обнародованным недавно данным Министерства здравоохранения Израиля, эффективность вакцины Pfizer/BioNTech вполне оправдала обещанные 95%. То есть это означает, что среди тех, кто уже получил две дозы вакцины, количество инфицированных на 95% меньше, чем среди непривитого населения.

Что касается тяжелой формы инфицирования и летальных случаев, то этот показатель достигает 99%. Кроме того, вакцина оказалась действенной не только для защиты от инфицирования, но и может предотвращать передачу вируса: почти 90% вакцинированных не передают вирус другим людям.

Великобритания, которая первой в мире начала вакцинацию населения, тоже доложила о первых успехах прививок Pfizer/BioNTech и AstraZeneca. Выяснилось, что даже первая доза двухкомпонентной вакцины способна значительно снизить темпы распространения вируса и предотвратить даже бессимптомное течении болезни. В течение нескольких последних недель количество госпитализированных больных с COVID-19 существенно уменьшилось.

Довольно неожиданные страны в этом списке «успешно вакцинированных» — Сербия и Чили.

Пожилой человек получает дозу вакцины CoronaVac от китайской компанией Sinovac Biotech в вакцинационном центре, созданном на стадионе Bicentenario в Сантьяго, Чили, 3 февраля 2021 годаAP/Esteban Felix

Сербия начала вакцинацию Pfizer/BioNTech первой в Европе, но значительно более популярным препаратом стал российский «Спутник V» (здесь, конечно, не обошлось и без политического влияния Москвы), который не одобрили большинство стран Европы. Сейчас семимиллионная страна сделала по крайне мере одну прививку уже 1,2 миллиона своих граждан.

Чили сейчас удалось провакцинировать почти 16% своего населения. В целом это очень неплохой показатель даже на фоне развитых стран, а на фоне своих соседей по региону — тем более. Для сравнения — в США около 13% вакцинированных.

Главный секрет — заблаговременный заказ вакцин разных производителей: и Pfizer/BioNTech, и AstraZeneca, и китайского Sinopharm. К тому же в стране достаточно эффективная система здравоохранения и оказания оперативной медицинской помощи, что позволило быстро распределить препараты по пунктам вакцинации.

А когда вакцинируют всех украинцев?

Четкого понимания, сколько людей в Украине планируют вакцинировать от коронавируса и когда, пока нет. Поэтому и сравнивать это, например, с прогнозом The Economist крайне сложно.

В конце января главный санитарный врач и заместитель министра здравоохранения Виктор Ляшко представил план бесплатной вакцинации украинцев и проанонсировал вероятное начало прививок уже 15 февраля. Правда, график несколько изменился, и первые прививки в Украине сделали 24 февраля — индийским препаратом CoviShield, разработанным Oxford/AstraZeneca.

Врач получает дозу вакцины против COVID-19 в областной больнице в Броварах под Киевом, Украина, 24 февраля 2021 годаAP

Из Индии в Украину привезли 500 тысяч доз вакцины CoviShield. В Минздраве обещают, что со временем в рамках инициативы COVAX Украина может получить от 2,2 до 3,7 миллиона доз вакцин Oxford/AstraZeneca — это произойдет в первом-втором квартале 2021 года. Также государство продолжит закупать вакцину у производителей.

Если верить плану вакцинации, в течение ближайших двух месяцев вакцинировать будут медиков, работающих с коронавирусными больными в стационарах, а также военных на Донбассе. Далее, как объясняли нам в Минздраве в начале февраля, сразу же начнется следующий этап — возможно, даже параллельно с первым, но только если вакцины поступят вовремя.

В целом календарный план рассчитан на вакцинацию более 14 миллионов человек к концу 2021 года. Но не стоит слишком ориентироваться на эту цифру, потому что она меняется от заявления к заявлению. Например, в середине декабря прошлого года министр здравоохранения Максим Степанов говорил о 21 миллионе украинцев, находящихся в группе риска, которые должны получить вакцину в течение 2021-го. А уже в конце декабря речь шла об охвате вакцинацией не менее половины населения (это как раз около 21 миллиона) в 2021-2022 годах.

Заявления Владимира Зеленского тоже несколько отличаются: в начале февраля он отмечал, что половину украинцев надо вакцинировать в течение 2021-го и в начале 2022 года.

Программа-максимум, как рассказали нам в Минздраве, гораздо оптимистичнее. При мобилизации всех возможностей в Украине будет реально делать примерно 5 миллионов прививок в месяц.

Мэтью Шервуд говорит, что в своем прогнозе The Economist ориентировался именно на прошлогоднее заявление Степанова о вакцинации половины населения Украины до конца 2022-го. В то же время эксперты принимали во внимание данные о поставках вакцин на основе уже принятых договоренностей по состоянию на 22 января. А все дозы вакцины, ожидаемые в рамках программы COVAX вместе с заказами от AstraZeneca, Novavax и китайской Sinovac (которая может поступить с задержкой), не охватят и 30% населения Украины.

«Украина также обратилась за вакцинами к ЕС, однако учитывая возникшие там проблемы с вакцинацией, пока маловероятно, что помощь от Евросоюза поступит в ближайшее время. Конечно, если мы увидим бесспорные признаки того, что правительство обеспечит поступление вакцины раньше и в необходимых объемах — мы это учтем в следующем прогнозе», — отмечает Шервуд.