«Вакцинный национализм»: вакцины от COVID-19 появляются, но получат их не все и не просто так
Еще в начале сентября The New York Times сравнил соревнования ведущих стран мира по созданию вакцин от коронавируса с «холодной войной». В этой борьбе между США, Россией и Китаем в ход шло все — от кибератак до промышленного шпионажа. Прошло три месяца, и генеральный секретарь ООН прямо говорит о «вакцинном национализме», из-за которого малоимущие страны не получат вакцины от COVID-19 в достаточном объеме.
Пандемия коронавируса невольно меняет наш мир, превращая любое средство, сулящее ее облегчение, в сверхценный товар, как бы в ВОЗ ни хотели, чтобы он был «общедоступным благом». Что происходит сейчас с распределением вакцин от COVID-19 в мире, почему неимущим странам они могут достаться только через несколько лет, а также как Россия и Китай используют вакцины для распространения своего влияния — в нашем материале.
Первыми (и то не очень скоро) вакцины получат богатые страны. Они заказали себе препаратов больше, чем нужно
Уже несколько фармацевтических компаний объявили о высокой эффективности своих вакцин от COVID-19. Но получить их смогут далеко не все и не сразу: даже к концу следующего года производственных мощностей не хватит, чтобы обеспечить вакцинацию для всех. Кроме того, все нынешние вакцины нужно вводить дважды, то есть доз препарата должно быть вдвое больше, чем людей.
Pfizer и BioNTech, которые первыми объявили о высокой эффективности своих вакцин, заявляли, что к концу 2021 года планируют изготовить до 1,3 миллиарда доз. Moderna — полмиллиарда-миллиард. Добавим сюда еще вакцину AstraZeneca и Оксфордского университета, которая завершила клинические испытания, но с проблемами, — компания обещает произвести 900 миллионов доз к концу первого квартала 2021 года. Следует подчеркнуть, что пока речь идет только о планах по производству того или иного количества вакцин.
Еще до первых сообщений о действенности вакцин страны начали делать предварительные заказы на них. Как подсчитал объединение международных неправительственных организаций, в него входят, среди прочих, Amnesty International и Oxfam«Народный альянс за вакцины», богатые государства, где живет 14% населения мира, предзаказали себе 53% всех запланированных к производству доз разработанных на сегодня вакцин. К примеру, все дозы Moderna и 96% препарата Pfizer/BioNTech были заказаны странами, где живет только 18% населения мира.
Крупнейшие заказчики вакцин, как показывает исследование Bloomberg — Индия (2,2 миллиарда доз), Европейский Союз (более 1,3 миллиарда), США (910 миллионов), Великобритания (357 миллионов) и Япония (210 миллионов). Из перечисленных стран только Индии не хватит предзаказанных доз для полной вакцинации всего населения; остальные же будут иметь вакцины с запасом, а, например, Канада сможет вакцинировать свое население Канада заказала 266 млн доз вакцины, ее население составляет около 38 миллионов человекпочти четыре раза — это пока рекорд. Вспомним также страны, где уже началась массовая вакцинация — Великобритания, Канада, США. И еще Китай и Россия (там есть свои «вакцины», которые еще не прошли все испытания).
Здесь, конечно, важно уточнить, что речь идет о предварительном заказе — причем не все вакцины гарантированно будут эффективными. К примеру, Квинслендский университет в декабре обнаружил, что их препарат недейственный — в то время как Австралия уже предварительно договорилась о закупке 10 миллионов доз. (Впрочем, Австралия уже заказала 115 доз других вакцин — без учета квинслендской — в расчете на 25 миллионов человек). Если взять только три вакцины, прошедшие клинические испытания, то Канада заказала 80 миллионов доз, этого более чем достаточно для вакцинации 38 миллионов человек. Всего же у Канады контракты с девятью фармкомпаниями всего на 266 миллионов доз.
По подсчетам The Economist, в богатых странах (в том числе членах ЕС) вакцины от COVID-19 станут широко доступными осенью 2021 — в середине 2022 года. Сейчас же они разработали или уже внедряют планы поэтапной вакцинации, начиная с наиболее уязвимых групп населения — пожилых людей и медперсонала. А вот малоимущие страны будут ждать массового распределения вакцин до 2023 года. Среди них — и Украина.
Небогатые страны (и Украина тоже) рассчитывают на бесплатные вакцины от COVAX. Но ему не хватает денег, и не факт, что они появятся
Почему богатые страны заказали так много вакцин? Ответ банален: у них есть деньги для того, чтобы их покупать напрямую у фармацевтических компаний. Или же есть технологии для быстрой разработки собственных вакцин. Те же страны, которые таких средств не имеют, полагаются на Глобальный механизм по распределению вакцин от COVID-19 — COVAX. Это своего рода фонд при Всемирной организации здравоохранения, который будет закупать вакцины и раздавать их странам, которые в этом нуждаются.
К COVAX сегодня присоединились 92 страны (в том числе Украина), где проживают 3,6 миллиарда человек. В планах Глобального механизма по распределению вакцин — до конца 2021 года получить 2 миллиарда доз препаратов для прививки по крайней мере 20% населения стран, входящих в него. Так можно будет замедлить темпы распространения COVID-19 до старта полноценной массовой вакцинации. Это — в идеале. А как в реальности?
В 2020 году COVAX планировал привлечь 2 миллиарда долларов и сделал это в ноябре. Тогда считалось, что для выполнения программы на 2021-й нужно привлечь еще 5 миллиардов долларов. Но в декабре генеральный секретарь ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус оценил общий бюджет Глобального механизма в 28 миллиардов, а не в 7, как считалось ранее. Без этих средств COVAX, по словам Гебреисуса,«станет не более чем жестом вежливости».
Кто финансирует COVAX? Преимущественно благотворители вроде Билла и Мелинды Гейтс — и те же богатые государства. К примеру, Европейский Союз выделит около 610 миллионов долларов. Отдельные члены ЕС, например Франция или Испания, — где-то до сотни миллионов евро каждая. Другие страны меньше: Южная Корея, к примеру, — 10 миллионов долларов. А сколько денег пообещали передать в COVAX Соединенные Штаты? Пока — ноль.
Это — публичная сторона проблемы. Есть и непубличная: как следует из внутренней документации COVAX, с которой ознакомился Reuters, инициатива страдает от логистических и бюрократических проблем. К примеру, в договорах о поставках вакцины есть пункт, который позволяет странам их не принимать. Это, как утверждают аудиторы COVAX, грозит возникновением разрыва между спросом и предложением на препараты.
Но есть и более очевидная проблема. Всего к инициативе COVAX присоединились девять разработчиков вакцин, в том числе и упомянутые уже Moderna и AstraZeneca. Впрочем, лишь последняя и две менее известные компании действительно заключили договоры с COVAX о предзаказе своих вакцин на 700 миллионов доз (напомним, что всего их надо два миллиарда). «Оксфордская» вакцина сейчас проходит повторные клинические испытания, а остальные производители пока не дошли и до третьего этапа. Когда в таком случае COVAX получит первые вакцины — непонятно. Из документов следует, что в худшем случае распределение препаратов может отложиться на 2024 год.
Китай и Россия используют вакцины для распространения своего влияния в мире. Они не очень считаются с солидарностью в борьбе с пандемией
Если для COVAX вакцина — способ спасения бедных стран от вспышки коронавируса, то для отдельных стран — это прежде всего инструмент дипломатии. Речь идет прежде всего о Китае и России, которые разрабатывают свои вакцины от COVID-19 и, завершив все необходимые клинические испытания, начали массовую вакцинацию населения и продажу своих вакцин по всему миру. Ключевое отличие вакцин этих стран от других в том, что они открыто разрабатываются и продвигаются государством и за счет государства.
Именно Китай стал первой страной, которая выдала разрешение на вакцинацию непроверенной вакцине-кандидату. 29 июня вакцину CanSino Biologics разрешили вводить китайским военным. А 28 августа еще две вакцины-кандидата — от Sinovac Biotech и Sinopharm — одобрили для прививки групп людей с высоким уровнем риска заражения. Из этих вакцин только для Sinopharm есть оценка действенности — ее обнародовали 9 декабря, но пока без необходимых научных данных.
В фокусе «вакцинной дипломатии» Китая — страны Юго-Восточной и Восточной Азии, Ближний Восток и Африка. Там проводят массовые клинические исследования вакцин китайские фармкомпании, обещая в обмен приоритет при распределении вакцин. Примеры уже есть: арабские государства — Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн — первыми одобрили вакцину Sinopharm. Пекин же заявляет, что ее хотят приобрести более 100 стран мира, не приводя более конкретных подробностей.
Для Китая «вакцинная дипломатия» — отличный шанс сгладить имидж страны, выпустившей коронавирус из-под контроля и скрывавшей о нем информацию в начале пандемии. А еще — способ распространения экономического влияния, ведь зарабатывать можно не только на продаже, но и на доставке вакцин. К примеру, китайская Alibaba уже договорилась о сотрудничестве в этом вопросе с авиакомпанией из Эфиопии. Не лишним будет упомянуть и масштабный инфраструктурный проект Китая «Один пояс, один путь», который должен связать страну с Западом — и как никогда актуален, когда речь идет о доставке вакцин.
Ударный штык «вакцинной дипломатии» России — «Спутник V», клинические испытания которого решили совместить с массовой вакцинацией. Свой препарат Москва продвигает активно, если не сказать агрессивно (называя его «первой зарегистрированной в мире вакциной», хотя, если учесть китайскую, это не так), но прежде всего среди традиционных политических союзников: среди ярких примеров — Беларусь, Венесуэла и Венгрия. А недавно объединить свои усилия с разработчиками «Спутника V» согласилась британская AstraZeneca препарат которой разработан по той же технологии.
Нельзя не упомянуть о том, как активно необходимость приобретения российской вакцины с недоказанной эффективностью продвигают в Украине. Главным спикером здесь выступает кум российского президента Виктор Медведчук. Началось все с заброса в октябре тезиса о том, что олигарх вместе со всей семьей вакцинировался «Спутником V» во время отдыха в оккупированном Крыму. Сейчас своеобразной кульминацией продвижения российской вакцины в Украину стало утверждение (ложное), что ее производство наладила харьковская фармацевтическая компания.