ВАКС закрыл дело «Роттердам+»

Высший антикоррупционный суд 9 октября решил закрыть дело «Роттердам+» по истечении срока досудебного расследования.

Об этом сообщила Специализированная антикоррупционная прокуратура.

Прокурор САП не согласен с таким решением суда и обжалует его в суде апелляционной инстанции.

Дополнено в 12:00. «Центр противодействия коррупции» уточнил, что основание для закрытия дел из-за истечения сроков появилось в 2018 году. Это одна из так называемых «правок Лозового». Эти поправки приняли народные депутаты в прошлом созыве в нарушение регламента. Сейчас есть шанс, что «правки Лозового» уберут из законодательства: в Верховной Раде зарегистрированы соответствующие законопроекты.

Дело, известное как «Роттердам+», зарегистрировали в Едином реестре досудебных расследований еще 24 марта 2017 года.

В марте 2023 года прокуроры САП по результатам расследования НАБУ направили в суд обвинительный акт в отношении 6 человек, причастных к введению так называемой формулы «Роттердам+». Это первый эпизод этого дела.

По оценке следствия, формула привела к более чем 19,3 млрд гривен убытков потребителям электроэнергии в течение 2016-2017 годов. Прокурор также заявлял гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного государству.

Действия всех обвиняемых квалифицировали по ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины — злоупотребление служебным положением. Санкция статьи предусматривает до 6 лет заключения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, а также штраф. Представителям частных компаний инкриминировали пособничество.

Что такое «Роттердам+»?

Это формула, определяющая стоимость электроэнергии, производимой теплоэлектростанцией. Ее применяли в 2016-2019 годах.

Для производства электричества ТЭС нужно сжигать угли. Согласно формуле «Роттердам+», стоимость этого угля для ТЭС зависела от цены на уголь на европейском рынке, а именно в порту города Роттердам в Нидерландах.

К этой цене прибавляли стоимость транспортировки угля из Роттердама, хотя львиную долю угля ТЭС покупали не в Нидерландах, а в Украине, россии или с оккупированных территорий (как российский уголь). Поэтому на самом деле цена угля была ниже и ТЭС получали сверхприбыли.

Больше всего от этого выигрывала компания ДТЭК бизнесмена Рината Ахметова, которая является монополистом на рынке и имеет больше всего ТЭС в стране. Платили за это украинцы и украинские предприятия, которые имели высокие тарифы на электроэнергию.