Венеция без венецианцев. Превратится ли город в музей под открытым небом?

Ежегодно Венецию посещает около 25—28 миллионов туристов со всего мира, которые оставляют в городе не менее 2,5 млрд евро. Однако многих местных жителей это не радует, ведь настоящая Венеция умирает и превращается в своеобразный Диснейленд, музей под открытым небом.

За последние 40 лет население исторической части Венеции уменьшилось более чем вдвое: со 120 тысяч до менее чем 53 тысяч человек. Причина не только в типичной для всей Италии низкой рождаемости. Город покидает молодежь: ежегодно из него выезжают сотни венецианцев. Для многих жителей причина очевидна — массовый туризм.

Туристы заполняют город и вытесняют местных на периферию — как в переносном, так и в прямом смысле. Украинка Юлия Бойкевич, которая уже 15 лет живет в Венеции, рассказывает популярную городскую легенду о том, что когда-то по большим улицам передвигались богатые венецианцы, а их слуги пользовались переулками. Теперь уже местные вынуждены ходить по переулкам, чтобы не тратить часы, пробираясь через толпы туристов, которые медленно гуляют по основным улицам. Многие венецианцы сейчас чувствуют себя просто приложениями к механизму, который обслуживает миллионы посетителей, а не хозяевами города.

Исследователи из Университета Ка' Фоскари в Венеции подсчитали, что город может без вреда для себя принимать около 52 тысяч туристов в день. Из них большинство должны составлять туристы, которые остаются в городе по крайней мере на одну ночь. Но город ежедневно посещает 77 тысяч человек, и три четверти из них составляют туристы, которые задерживаются здесь всего на несколько часов. Именно таких туристов чаще всего касаются нарекания венецианцев. Они часто посещают лишь основные достопримечательности, расположенные в центре города — мост Риальто, а также площадь и базилику Святого Марка.

Туристы фотографируются на площади Святого Марка в Венеции, Италия, 25 мая 2018 годаEPA-EFE/ZOLTAN BALOGH
Даже в наводнение посетителей в городе не становится меньше, на фото — девушки делают сэлфи на площади Святого Марка в Венеции, Италия, 1 ноября 2018 годаEPA-EFE/ANDREA MEROLA

При этом туристы-«однодневки» переполняют улицы и транспорт, оставляют за собой тонны мусора, однако тратят сравнительно небольшие суммы — в основном на сувенирную продукцию и быстрое питание. Определенные категории туристов, например, из Китая, тратят значительные средства — но преимущественно на брендовые товары известных международных марок.

Как следствие, предприниматели — как итальянцы, так и иностранцы — массово выкупают или арендуют дома в центре и обустраивают там заведения, направленные именно на туристов. Это повышает цены на жилье и вытесняет местных жителей и ориентированный на них малый бизнес — традиционные мастерские, хозяйственные и продуктовые лавки — из центра города на окраины и в Местре — материковый пригород Венеции (там цены на жилье вдвое ниже).

Действительно, нередко можно увидеть, что верхние этажи зданий в центре Венеции пустеют. А нижние занимают роскошные магазины международных сетей или многочисленные сувенирные лавки с карнавальными масками и изделиями из «муранского» стекла, изготовленными в Китае.

Туристы на улицах оставляют за собой тонны мусора, на фото — люди с пластиковой посудой отдыхают на берегу в Венеции, Италия, 24 мая 2018 годаEPA-EFE/ZOLTAN BALOGH

Лодки против лайнеров

Символ массового туризма — большие круизные корабли, которые каждое утро привозят в Венецию тысячи туристов. По мнению противников массового туризма, корабли-гиганты ускоряют разрушение фундамента старинного города, построенного на неустойчивых болотистых островах, и наносят значительный ущерб окружающей среде. Несколько раз в год венецианцы из движения «Нет большим кораблям» на лодках преследуют лайнеры и требуют навсегда покинуть Венецию.

Представители движения «Нет большим кораблям» протестуют против прохода больших круизных кораблей через город, Венеция, Италия, 30 сентября 2018 годаEPA-EFE/ANDREA MEROLA

В 2013 году власти попытались запретить проход круизных кораблей рядом с городом, однако суд отменил это решение. В 2017 году было наконец достигнуто согласие между мэрией, правительством и ассоциацией круизных компаний об обустройстве до 2022 года альтернативного порта за пределами исторической части. Планируется, что уже из него туристы на малых лодках будут добираться до города. Активисты отмечают, что это может уменьшить разрушение Венеции, но не решит проблему вреда окружающей среде. К тому же, как это часто бывает в Италии, очередная смена правительства полностью остановила реализацию договоренности. Поэтому каждый день все еще можно увидеть гигантские корабли, проплывающие мимо площади Святого Марка на расстоянии в 200-300 метров от берега.

В любом случае, на круизных лайнерах в Венецию попадает десятая часть туристов, посещающих город в течение одного дня. Другие прибывают на поездах и автобусах, и дальше преимущественно направляются к площади Святого Марка — бывшему политическому сердца города, а теперь одному из самых фотографируемых мест планеты. В прошлом году власти попытались ограничить количество туристов на наиболее популярных маршрутах, на несколько дней установив в их начале турникеты. К сентябрю 2019 года мэрия также планирует ввести специальный билет для всех однодневных туристов, он будет стоить от 3 до 10 евро. Ожидается, что собранные десятки миллионов евро помогут компенсировать часть расходов на уборку мусора и содержание сложной и устаревшей инфраструктуры. Мэр города также надеется, что дополнительные расходы могут несколько уменьшить потоки туристов.

Люди проходят через металлические турникеты в Венеции, Италия, 27 апреля 2018 годаEPA-EFE/RICCARDO GREGOLIN

В глазах некоторых венецианцев введение турникетов или билета для туристов окончательно закрепляет преобразование Венеции из живого города в музей, за посещение которого надо платить. К тому же, скептики сомневаются, способны ли эти меры остановить вымирание города. Как пишет журналист Фабио Кремонези в блоге для газеты «Il Sole 24 Ore», уменьшение населения Венеции началось еще в 1950-е годы, задолго до развития дешевых авиапутешествий и массового туризма.

С ним соглашается Сальваторе Сеттис, венецианский урбанист и автор книги «Если Венеция умрет». По его мнению, приоритетом должна быть не борьба с туризмом, а привлечение новых жителей. Для этого необходимо решить проблему отсутствия или дороговизны жилья.

Круизный лайнер проходит перед площадью Святого Марка в Венеции, Италия, 21 сентября 2013 годаEPA-EFE/ANDREA MEROLA

Что перевесит для местных — прибыль или потери?

Туризм может быть для Венеции источником проблем — но для многих он является основным источником доходов. Неоднозначное отношение к туризму иллюстрируют слова Карлы Фальер из старинного венецианского рода, которая сдает туристам в аренду через популярный сервис Airbnb квартиру в районе Кастелло. Она рассказывает, что любит город, хочет его сохранить и тоже видит недостатки в наплыве посетителей. Однако, по ее мнению, у этой проблемы нет решения: «Как можно ограничить количество туристов?».

Ответственность за проблемы с жильем в городе часто возлагают именно на Airbnb и тех туристов, которые остаются здесь ночевать. Отели открывают в древних зданиях, а тысячи венецианцев, как Карла, переобустраивают свои квартиры для сдачи в аренду туристам или для продажи их иностранцам. При этом владельцы квартир переселяются из исторической части в материковый Местре. Спрос на жилье со стороны туристов делает аренду практически недоступной для малоимущих местных жителей и студентов университета.

Все больше квартир сдается через Airbnb, но венецианцы продолжают жить своей жизнью, на фото — местный житель с собакой во дворе в Венеции, Италия, 24 мая 2018 годаEPA-EFE/ZOLTAN BALOGH
Жилой квартал в Венеции, Италия, 24 мая 2018 годаEPA-EFE/ZOLTAN BALOGH

В то же время сотни домов, принадлежащих городу, пустеют, ведь их состояние является неудовлетворительным, а власть не успевает их отремонтировать. Поэтому десятки венецианцев захватывают пустующие квартиры и собственноручно их восстанавливают. Они нарушают закон, но не видят другого выхода — ведь не могут позволить себе высокую арендную плату.

Для таких венецианцев вред от туризма является бесспорным. В местных заведениях нередко можно увидеть листы с подписями местных, выступающих против предоставления разрешений на открытие новых отелей. Но город нуждается в деньгах и не способен самостоятельно содержать тысячи старинных зданий и необходимую инфраструктуру. Поэтому обычно мэрия предоставляет разрешения при условии значительных инвестиций в восстановление прилегающих территорий.

Вода постепенно разрушает здания, уровень воды растет, а нижние этажи регулярно затапливает во время приливов. Венеция, 15 апреля 2019 годаРостислав Аверчук

Доходы от туризма являются очень важными для тысяч других венецианцев. Как пишет известный журналист Эдвард Лукас, гондольеры (их около 600) и владельцы водных такси (около тысячи) сдерживают местную власть от слишком решительной борьбы с массовым туризмом. Попытки урегулировать и ограничить работу вездесущих киосков с дешевыми сувенирами в центре города привели к обвинениям в расизме — ведь в киосках работают преимущественно мигранты из Южной Азии.

Еще одной проблемой является то, что городские власти — общие для исторической части Венеции и материковой: то, что может быть смертельным для островной части, выгодно для Местре — и наоборот. В прошлом году суд заблокировал референдум, на котором жители именно исторической части Венеции должны были высказаться, создавать ли им собственные органы самоуправления.

За получасовую прогулку на гондоле необходимо заплатить 80 евро, Венеция, Италия, 26 марта 2019 годаEPA-EFE/KHALED ELFIQI

Проблема или решение?

Валерия Дуфло, соучредитель организации «Аутентичная Венеция», приветствует попытки городских властей наконец взять под контроль массовый туризм и ограничить его негативное влияние на инфраструктуру, окружающую среду и местное сообщество. Однако, по ее мнению, еще рано говорить об их эффективности. Поэтому ее организация, как и десятки других объединений, пытается поддержать венецианцев, рекламируя среди туристов созданные местными услуги и товары, а также пропагандируя более ответственный туризм.

Симона Слионските из организации местных гидов ежедневно проводит бесплатные экскурсии по городу и призывает десятки своих клиентов посещать те мастерские и рестораны, которыми владеют местные жители. Среди клиентов она распространяет карту с обозначенными заведениями. Показав ее, посетители могут получить в этих заведениях скидки и дополнительные услуги. На витринах ремесленников, пекарей или мясников можно увидеть призывы помочь местным предпринимателям.

Как убеждает Симона, сами туристы должны быть заинтересованными в том, чтобы Венеция не превратилась в музей под открытым небом, а осталась живым городом. Взаимодействие между туристами и местными может обогатить впечатления о посещении Венеции. Например, лучший способ понять, покупаете вы подделку или настоящую карнавальную маску — расспросить мастера о его изделии. Как утверждают активисты, полученная информация и качественный товар гораздо ценнее, чем импортируемая маска за несколько евро.

Гондолы на берегу канала в Венеции, Италия, 25 мая 2018 годаEPA-EFE/ZOLTAN BALOGH

Несмотря на все, Венеция остается одним из самых привлекательных городов Европы и мира. Открытость города уже дает свои плоды. Та же Валерия Дуфлот — француженка, которая влюбилась в Венецию во время туристической поездки. Гид Симона Слионските эмигрировала из Литвы. Не будучи коренными венецианками, Валерия и Симона стали одними из наиболее активных защитниц города.

Возможно, ключ к спасению Венеции действительно не в том, чтобы пытаться закрыться от окружающего мира и вводить запреты — ведь именно это может превратить город в музей с живыми экспонатами. Фабио Кремонези замечает, что Венеция ничем не отличается от других туристических городов, где центральная часть становится слишком дорогой для местных. По его мнению, туризм не нужно демонизировать — наоборот, он может стать источником решений и ресурсов для новой Венеции. Если туризм не убьет Венецию, то сделает ее сильнее.

Автор: Ростислав Аверчук