«Включение Вакарчука очень сильно влияет на избирателя», — интервью с социологом
Видео на украинском языке
Рейтинг Владимира Зеленского растет даже после избрания президентом. Теперь это важно не для него лично, а для его политической силы, которая может составить большинство в новом парламенте. Какие партии придут в Верховную Раду, будут ли досрочные выборы и готовы ли украинцы перезагружать власть? Об этом Громадское поговорило с заместителем директора социологической группы «Рейтинг» Любомиром Мысивым.
С чем связана тенденция роста рейтинга партии Зеленского?
Утверждение о том, что рейтинг Зеленского начнет падать после выборов, не вполне правильно, поскольку избиратель, который уже проголосовал за него во втором туре, определенным образом уже почувствовал вкус этого протестного голосования. Эти избиратели все еще продолжают поддерживать эту тенденцию, что «давайте поменяем эту старую систему на новую», и это дает основания говорить о потенциале роста самого партийного рейтинга. Хотя мы пока не видели лиц этой новой партии, но потенциально она будет расти.
Может ли что-то зависеть от людей, которые будут представлять партию?
Возможно, будет коррекция и мы увидим уже определенную кампанию, и тогда общество уже сможет определяться конкретно, хочет ли оно голосовать именно за этих кандидатов или же за других. Но все равно можно прогнозировать: если не будет никаких сложных ошибок новоизбранного президента Зеленского, то к октябрю рейтинг сохранится где-то примерно в этих показателях. Если же ошибки будут допущены, будет неправильно выстроена коммуникация с обществом или будет определенный скандал, то очевидно, что рейтинг будет меняться.
Вы утверждаете, что такие показатели релевантны для выборов в октябре?
Да, думаю, что они могут продержаться и до октября месяца. Поскольку не так много времени осталось и, как мы видим по явке, мобилизация избирателя осталась снова высокой, в этом опросе около 80% сказали, что готовы участвовать в выборах. То есть они готовы дальше перезагружать власть, что им пока удалось, и партия, которая это может делать дальше, это «Слуга народа». Можем говорить о том, что появятся новые политические проекты, которые определенным образом будут корректировать показатели «Слуги народа», но, скорее всего, они будут оставаться на первом месте.
По этим показателям почти возможно конституционное большинство партии «Слуги народа».
Действительно, есть огромное доверие к Владимиру Зеленскому. Почти 60% доверяют ему как личности и политику. Это большой аванс доверия к новоизбранному президенту. Им придется использовать этот аванс и, возможно, перевести в политический рейтинг. О конституционном большинстве говорить рано, потому что есть еще «мажоритарщики», которые в определенной степени будут влиять на результаты выборов. Но говорить о том, что «Слуга народа» наберет больше всего — это вполне реально.
Какие силы могут негативно повлиять на рейтинг партии Зеленского? Святослав Вакарчук представил свою партию, которая пока набирает менее 1%, насколько это соответствует действительности?
Преимущество новых лиц состоит в том, что когда они заходят на электоральные поля, то забирают не только у конкретного персонажа или партии, они могут заходить на разные политические или идеологические поля, или забрать избирателей из разных электоратов.
Поле роста у Вакарчука есть, потому что, в первую очередь, это электорат западного региона, где он популярен, поэтому он непосредственно будет влиять на рейтинги БПП «Солидарность» и будет забирать молодежь, которая, возможно, и голосовала за Зеленского, но по региональному принципу будет голосовать за «своего». Но все зависит от того, как Вакарчуку удастся наладить коммуникацию с этими избирателями за столь короткое время.
Но успеет ли он это сделать до октября?
Учитывая опыт выборов, которые мы прошли, сейчас загадывать наперед трудно. Мы видели изменения рейтинга Зеленского, который за несколько недель смог переломить ситуацию в свою пользу. Во-первых, все лето впереди, а это достаточно сложная кампания, тем более молодой избиратель в большинстве своем в это время на отдыхе.
Реально ли Вакарчуку набрать эти 5%? Или стоит ожидать появления каких-то более медийных лиц для того, чтобы увеличить эту коммуникацию и узнаваемость?
Конечно, Вакарчуку надо будет собирать медийных лиц, так как только на одном образе Вакарчука будет трудно выехать. Поэтому лучше давайте подождем какого-то определенного решения.
Сейчас, согласно вашему опросу, у нас шесть политических сил, которые могут пройти в парламент. Кто-то может выпасть из этого списка?
Да, могут выпасть те партии, которые сейчас занимают уровень 5%, Гриценко и Смешко, поскольку, в первую очередь, это единый электорат и зависит от того, кто выиграет — «Сила и честь» или «Гражданская позиция».
Это достаточно сложно предсказать, давайте вспомним выборы президента: с появлением Смешко рейтинг Гриценко сразу начал падать. Поэтому борьба между ними будет достаточно жесткой, и они будут продолжать забирать голоса и у БПП, и будет на этом же электоральном поле партия Вакарчука. Это включение Вакарчука в прежнее «оранжевое электоральное поле» очень сильно влияет на избирателя, если им удастся построить нормальную кампанию.
Партия БПП проголосовала за инаугурацию двадцатого мая, возможно, в ожидании того, что первым указом президента будет роспуск парламента. Можно ли считать, что досрочные выборы будут в пользу БПП «Солидарность»?
Если говорить об определенных перспективах и стратегическом мышлении, то определенные основания для такого решения есть. Потому что если ждать осени, еще и если развернется активная медийная кампания того же Вакарчука или Гриценко, или Смешко, то конкуренция будет большой. Зоны роста этих партий значительно ограничены, ведь их все равно съедает «Слуга народа». Поэтому БПП, возможно, действительно на руку пойти на досрочные выборы и сохраниться хотя бы маленькой частичкой.
Что будут делать партии с маленьким процентом, например, «Народный фронт» или «Самопомощь»?
Таким партиям придется искать места в других, более перспективных политических проектах. И говорить о том, что они смогут нарастить самостоятельно с 1%, имея уже определенный политический бэкграунд, в такой ситуации гораздо сложнее, чем в отношении какой-то новой молодой партии.
Есть стремительный рост «Оппозиционной платформы», с чем связан рост их рейтинга?
Рост «Оппозиционной платформы» связан с тем, что резкую антироссийскую кампанию на выборах вел Петр Порошенко. То есть получается, что Порошенко в определенной степени помог «Оппозиционной платформе — За жизнь» набрать эти голоса. Если проследим хронологически, Юрию Бойко удалось в конкуренции, в частности, с Вилкулом, набрать рейтинг после визита в Москву и за счет мобилизации избирателя из Донецкой и Луганской областей, который на предыдущие выборы не пришел.
Будет ли продолжаться рост рейтинга Юрий Бойко, лидера «Оппозиционной платформы — За жизнь»?
Да, но это будет очень сильно зависеть от того, насколько будет работать вторая часть бывшего оппозиционного блока. Ведь с таким ярким спикером, как Евгений Мураев, определенные шансы на набора этого электората у них есть. Всегда оставалась большая зона роста в электоральном поле бывшей «Партии регионов», ведь значительная часть людей после Майдана разочаровалась вообще в украинской политике. И теперь они частично вернулись в политическую жизнь, проголосовав за «Слугу народа», так же они получили «Оппозиционную платформу», и теперь у них есть более широкий спектр, чем одна партия, что позволяет говорить об определенной конкуренции. Бойко есть, куда расти, но все будет зависеть от кампании собственно Мураева и Вилкула.
Стоит ли ожидать существенных изменений цифр, которые мы видим сейчас от социологов?
Что понимать под существенными изменениями? Если говорить о падении в 10-15%, то таких изменений ждать не стоит и я не берусь пока такое прогнозировать. Оснований на сегодняшний день, несмотря на то, что мы имеем, нет. Останется примерно так, как есть, но, конечно, будет иметь значение, если выборы будут срочные осенью. Потому что осенью у нас заканчивается сезон отпусков, люди возвращаются к жизни, возникают экономические и социальные вопросы — в первую очередь, тарифы. Поэтому та часть населения, которая ожидала от Зеленского экономических подарков, частично может в нем разочароваться. С другой стороны, на противостоянии с парламентом у Зеленского есть шанс набрать, поэтому эта кампания остается интересной, и поэтому социологи и политологи не берутся прогнозировать. И парламентские выборы гораздо важнее, поскольку после них теоретически у нас уже пять лет не будет выборов центральной власти, и мы останемся с той, которую выберем. Также на парламентских выборах, в отличие от президентских, у нас будет гораздо больше новых проектов, мы сможем увидеть там совсем другие сюрпризы. И еще больше креатива.