Впереди «Оскар». Как «Земля кочевников» Хлои Чжао приближается к главной кинопремии мира
25 апреля состоится церемония награждения премией «Оскар». Одним из ее фаворитов стала лента режиссера Хлои Чжао «Земля кочевников». Она претендует на награды в шести номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая операторская работа» и «Лучший монтаж».
Кроме этого, фильм уже получил награду «Золотой глобус» в номинациях «Лучший фильм» (драма) и «Лучший режиссер» и четыре приза премия Британской академии киноBAFTA, среди которых награда за лучший фильм года. А свое триумфальное шествие лента начала с получения «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале еще осенью 2020 года.
В небольшом городе Эмпайр жизнь теплилась благодаря гипсокартонному заводу. Производство прекратилось — а с ним и время существования этой точки на карте. Даже почтового индекса не осталось.
Ферн, жительница города, потеряла мужа и, не имея ни работы, ни перспектив, отправляется в путь на своем стареньком фургоне. Ей под 60, большая часть жизни уже позади, а теперь она вынуждена искать сезонную работу, например, на складе Amazon или в забегаловке парка развлечений.
Во время путешествия Ферн знакомится с современными кочевниками — «номадами», которые потеряли жилье из-за экономического кризиса 2008 года и тоже теперь живут «на колесах».
Фильм Хлои Чжао — это экранизация документального романа Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века». Адаптация стремится сохранить «документальность» оригинала: большинство ролей второго плана исполняют не профессиональные актеры, а те самые «номады», и играют они сами себя.
Роль Ферн досталась актрисе Фрэнсис МакДорманд, известной по лентам «Фарго» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а ее основной экранный партнер — Дэвид Стрэтэйрн.
Современные «номады» время от времени съезжаются в пустыню на встречу, где у костра можно рассказать свою историю или поделиться навыками выживания, когда ты постоянно в дороге: как утеплить авто или где лучше припарковаться на ночь.
Их лидер Боб Уэллс, который сыграл в фильме самого себя, в своих «проповедях» сравнивает участников движения с «рабочими лошадьми», которых после потери сил отправили на пастбище. Американскую экономику он называет «Титаником», а своим последователям он дает, по собственному его мнению, «спасательные шлюпки» для выживания.
Не все «номады» стали бездомными из-за потери залогового жилья, но всех выбросила на обочину система — отсутствие адекватного пенсионного обеспечения, невозможность иметь стабильную работу, столкновение с системой здравоохранения. И даже если сами документальные герои говорят об определенных преимуществах своего образа жизни, то героиня МакДорманд на собственной шкуре доказывает, что судьба кочевника — это вовсе не «шлюпка», а скорее удар о жесткое дно.
Кочевничество самой Ферн лишь частично связано с тем, что она потеряла работу. На протяжении фильма ей неоднократно предложат вновь обосноваться в собственном доме, но именно здесь и появляется вторая линия фильма — история женщины, которая сначала полжизни страдала от абьюза со стороны родителей, а затем — со стороны мужа. Никогда Ферн не жила для себя, никогда не действовала так, как сама того хотела.
Эта несложная, но важная идея делает «Землю кочевников» большим, чем просто портретом определенной социальной группы. Чжао не романтизирует «кочевничество» в целом и рассказывает о его основной причине — существующем экономическом строе, а на основе истории главной героини говорит о патологическое состояние, характеризующееся глубоким проникновением и значительной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человекасозависимых отношениях, точнее — об их последствиях. Одиссея Ферн никогда не закончится, ей явно придется бежать от своей травмы всю жизнь.
«Земля кочевников», несмотря на принадлежность к очень американскому жанру «роуд-муви», очень универсальная история. Можно, например, заменить Amazon на любого другого корпоративного монстра, а гипсокартонную фабрику города Эмпайр — на другое погибшее производство, которыми усеяна хотя бы и территория Украины.
Впрочем, в нашем варианте у Ферн, скорее всего, не было бы машины, но она была бы владелицей жилья в приватизированной «хрущевке», и путешествовала «от себя к себе» можно было бы разве что внутренне. Эта универсальность сюжета, внешняя простота фильма и безграничная харизма МакДорманд обеспечили «Номадленду» любовь зрителей и длинный перечень профессиональных наград.
А получение «Оскара» станет достойным венцом этого списка.