«Встает ли с колен» Кавказ? Протесты против мобилизации в россии
Таких масштабных протестов в россии не было с первых дней полномасштабного вторжения в Украину. После объявления так называемой частичной мобилизации в стране прошли антивоенные акции. Правда, через несколько дней «общероссийские» инициативы почти угасли.
В то же время центр протестного движения переместился на Северный Кавказ — в регион со сложной этнической и конфессиональной ситуацией. А вместо массовых антивоенных выступлений мы стали свидетелями единичных эффектных акций.
«Весна» по-русски
Призыв к противодействию «могилизации» опубликовало молодежное движение «Весна». Возникло оно в 2013 году в Санкт-Петербурге, отделившись от условно либеральной партии «Яблоко»; во времена Евромайдана было замечено во время протеста в поддержку «братского народа»; в конце концов, в 2022-м стало координатором антивоенных протестов в россии и сразу же фигурантом уголовного дела.
Важно отметить: речь идет именно об «антивоенном» протесте, а не о поддержке Украины. Или, что точнее, протест именно против мобилизации в россии.
Акция 21 сентября стала наиболее массовой в россии с начала марта, охватив не менее 30 крупных городов. Силовики не брезговали жесткими задержаниями, особенно в Санкт-Петербурге (где состоялось небольшое шествие) и Москве. Зафиксированы случаи, когда задержанным вручали повестки в военкомат (и нет, кремль не видит в этом ничего удивительного).
Последующие антивоенные протесты в россии, пришедшиеся на субботний день 24 сентября, оказались менее многолюдными. Силовиков было больше протестующих (по отдельным подсчетам, вчетверо). Журналисты были свидетелями задержания даже обычных прохожих, не участвовавших в протесте.
Все это сопровождалось нечеловеческими условиями для вышедших на протесты россиян. Можно вспомнить два наиболее показательных эпизода: как людей в Петербурге продержали 40 часов в участке, заставив спать на кафельном полу возле туалета; и как мужчину изнасиловали гантелью, сняли это на видео и показали его девушке (которой клеили стикеры суперклеем на лицо).
Сухой итог: по состоянию на утро 27 сентября почти 2400 задержанных россиян.
Чечня
Иначе сложилась ситуация в Чечне, которую контролирует приближенный к кремлю рамзан кадыров. Еще 20 сентября в WhatsApp распространилось аудиосообщение женщины, призывавшей чеченских матерей собраться на митинг перед мечетью в Грозном и выступить против отправки сыновей в Украину.
Несмотря на то, что мечеть окружили, рядом собрались несколько десятков женщин, которых сразу же забрали силовики. Задержанных, вероятно, допросили, часть отпустили, судьба остальных неизвестна. Сам кадыров тогда же, 21 сентября назвал противников мобилизации «врагами народа» и предложил отправлять в Украину мужей протестующих.
Правда, уже на следующий день заявил, что частичной мобилизации в Чечне не будет, потому что «республика» и так перевыполнила «план» на 254% (хотя данные независимых СМИ подвергают сомнению и это). А потом кадыров вообще предложил мобилизовать половину российских силовиков.
И дальнейшие события показали, что, возможно, бессменный лидер Чечни просто действовал на опережение.
Якутия
Уже 25 сентября центр протестов переместился из крупных городов в южные и восточные регионы россии.
Началось все в Якутске — административном центре Якутии, где несколько сот человек (в основном женщины) вышли на центральную площадь на акцию против мобилизации с лозунгами «Нет геноциду» и «Нет войне». Пожалуй, больше всего протест запомнился народным хороводом осуохай, который женщины водили вокруг полицейских.
AMP версия сайта не поддерживает этот контент
Посмотреть в Telegram.«Действуют только женщины, мужчины со стороны поддерживают аплодисментами», — иронично описывал протест местный журналист. Задержали на акции более двух десятков женщин, были задержанные и среди мужчин.
Что интересно, провластные СМИ и организации решили подать протест как акцию «благословения на возвращение живыми мужчин и сыновей». После 25 сентября об акциях протеста в Якутии не сообщалось.
Кабардино-Балкария
Несколько дней протесты против объявленной путиным мобилизации продолжаются в Нальчике — административном центре Кабардино-Балкарской Республики. На видео, где присутствует несколько человек (тоже преимущественно женщин), слышны возгласы: «Нас не надо любить, нас надо уважать!», «Деньги все решают? Для кого мы сражаемся, для вас?»
О задержании протестующих в Нальчике не сообщалось. Женщины предложили мобилизовать детей местных чиновников, на что те призвали «не работать на ненужный пиар» и «соблюдать федеральные законы».
Дагестан
Но, похоже, самые крупные акции протеста против мобилизации проходят в Дагестане — регионе, который даже по открытым данным является лидером по количеству погибших в Украине военных и «добровольцев».
Начались акции также 25 сентября. Днем жители села Эндирей перекрыли важную республиканскую трассу Хасавюрт — Махачкала (последняя — административный центр Дагестана). Если верить видео с места событий, люди не расходились, даже когда прибывшие силовики начали стрелять в воздух из автоматов. Были и столкновения протестующих и правоохранителей.
AMP версия сайта не поддерживает этот контент
Посмотреть в Telegram.После встречи митингующих с представителями власти протест в Эндирее завершился. Интересный нюанс: как пишут местные блоггеры, руководители Хасавюртского района Дагестана являются выходцами именно из этого села.
Параллельно акции начались в Махачкале с возгласами вроде «россия напала на Украину», «россия находится на территории другого государства», «шахид за путина не умирает». Очевидцы также сообщали о большом количестве силовиков и массовых задержаниях (не менее 100 человек), сопровождавшихся столкновениями.
AMP версия сайта не поддерживает этот контент
Посмотреть в Telegram.На следующий день протест повторился, между митингующими и силовиками произошла потасовка, вероятно, с применением электрошокеров и перечного газа. Задержания были более массовыми — около 150 человек, среди них и два журналиста. Непродолжительная и менее многолюдная акция против мобилизации состоялась и в Хасавюрте, завершившись задержаниями.
Глава Дагестана Сергей Меликов не нашел ничего лучшего, кроме как заявить, что акции в Махачкале «были подготовленными и управлялись, в частности, из-за границы» на «полученные от иностранных спонсоров деньги».
Одиночные протесты
В то время как массовые акции в «материковой» россии фактически прекратились, одиночные «акции» (в самом широком смысле этого слова) иногда случаются.
Так, 26 сентября 25-летний Руслан Зимин со словами «сейчас все поедем домой» (по другой версии — «никто не будет воевать») открыл стрельбу в военкомате Усть-Илимска в Иркутской области и тяжело ранил главу призывной комиссии Александра Елисеева. Причем повестка пришла не самому Зимину, а его «лучшему другу». А в военкомате, как выяснилось, не было металлоискателя и документы на входе не проверяли.
А в Рязани 25 сентября на автовокзале поджег себя мужчина, который говорил, что не хочет участвовать в войне с Украиной. Когда его забирали в больницу, он кричал: «Я не хочу на фронт». Врачи констатировали ожоги 90% тела.
К слову, о поджогах. Как известно, еще с начала полномасштабного вторжения в россии начались поджоги военкоматов и административных зданий. Количество таких случаев возросло с начала объявления частичной мобилизации: с конца февраля произошло 54 атаки на здания органов власти в разных регионах, из них 17 — за последние шесть дней.
кремль почти не комментировал протесты против мобилизации, разве что в первые дни назвал «истерической и чрезвычайно эмоциональной» реакцию «части россиян». Неформально известно, что москву беспокоит ситуация на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, где протестная волна пока не спадает. Там готовятся к ее подавлению «мирными средствами» (точечным призывом и возвращением домой незаконно мобилизованных) и «силовым путем».