Выбитые зубы и угроза депортацией. Почему к казахским активистам приходила СБУ и что про них известно?

6 января проживающие в Украине координаторы движения «Демократический выбор Казахстана», сторонники бежавшего из страны оппозиционера Мухтара Аблязова заявили об избиении и угрозах со стороны Службы безопасности Украины. В СБУ же заявили, что проводили профилактические беседы, но делали это мирно.

Что произошло на самом деле — попыталось разобраться hromadsке.

Несвятой вечер

«В тот вечер мы с Заманбеком по телефону обсуждали события в Казахстане и планы. И тут он резко замолк. Сначала просто тяжело дышал в трубку, а потом начал кричать “Помогите!” Я подумал, что он шутит. Но потом он включил видео, и я увидел кровь на его лице, выбитые зубы. В это время в мою дверь тоже позвонили», вспоминает события вечера 6 января гражданин Казахстана Елдос Насипбеков. С 2019 года он живет в Украине и вместе с Заманбеком Треулиевым координирует движение«Демократический выбор Казахстана» (ДВК), которое возглавляет бывший министр энергетики Казахстана Мухтар Аблязов. Последний сейчас живет во Франции и называет себя лидером казахстанских протестов.

Мы приехали в небольшой городок под Киевом, где живет Заманбек. Он проводит нас тем же путем, каким передвигался в тот вечер. Вместе заходим в подъезд и поднимаемся по лестнице.

«Поднялся я к себе на четвертый этаж. В это время я разговаривал с Елдосом по телефону. У нас там нет света, и они стояли в темном углу в гражданской одежде, их было трое. Они крикнули “Стой!”, набросились на меня, и я начал убегать. Они меня толкнули, били по спине, толкали, чтобы я упал. На первом этаже, когда я хотел выбежать, меня заблокировали, избили», — рассказывает Заманбек. Он говорит, что тогда ему выбили зубы. «Но они говорили, что я сам виноват, потому что врезался в двери. Но я уверен, что меня заблокировали, иначе я легко открыл бы их».

По его словам, на шум вышли соседи, и только тогда мужчины представились, что они из СБУ. «Начали вежливо говорить, что якобы хотели проверить документы», — вспоминает Заманбек.

Вскоре приехал наряд полиции, прибыли адвокаты и ситуацию урегулировали.

Заманбек Тлеулиев демонстрирует hromadske выбитые зубы, январь 2022 годаВиктория Рощина / hromadske

В это же самое время Елдос Насипбеков, другой активист «Демократического выбора Казахстана», по его словам, под давлением сотрудников СБУ писал расписку.

«Они сказали написать расписку об отказе заниматься политической деятельностью именно с территории Украины. Говорили, что мы втягиваем Украину в это. Я сначала сказал, что ничего не буду подписывать. Но потом они сказали, что это все геополитическая игра, я никакой роли не играю, ничего не решаю и решение уже принято. Вот если я откажусь, то сказали, что до конца недели я буду депортирован в Казахстан. “А ты ведь знаешь, что там с тобой будет?” — говорили они мне».

Оба активиста до сих пор боятся. Говорят, что замечают за собой слежку.

Cриншоты угроз, которые, по словам Заманбека Тлеулиева, он получает от анонимных пользователейпредоставлено hromadske

«Когда на следующий день после этого я выходил, рядом стоял автомобиль, в котором сидели трое мужчин. У них было приоткрыто окно, и они смотрели на меня и улыбались», — рассказывает Заманбек. Он показывает десятки скриншотов с угрозами от анонимов. Впрочем, молодые люди уверяют, что это их не остановит.

«Я буду продолжать свою деятельность, потому что их действия совершенно незаконны. Мы будем это доказывать», — говорит Елдос. И добавляет, что сразу после встречи с представителями СБУ он связался с Мухтаром Аблязовым и призвал продолжать работу.

Что говорят свидетели

«Я выходила и увидела, что у мужчины уже был выбит зуб, была кровь, было трое мужчин здесь», — рассказывает Татьяна, консьержка дома, где проживает Заманбек.

Она как раз выходила на улицу со своим четырнадцатилетним сыном, чтобы выгулять собаку. «Другие жители сказали, что услышали, как кто-то кого-то бьет и вызвали полицию. Я этого не слышала. Мужчины увели моего несовершеннолетнего сына, о чем-то с ним говорили и хотели сказать, что это якобы он ударил, когда открывал дверь. Выходит, что все хотели повесить на моего сына», — говорит женщина.

Татьяна — консьержка дома, в котором живет Заманбек. Она стала свидетелем части событий 6 января 2022 года и видела сотрудников СБУ, январь 2022 годаВиктория Рощина / hromadske

Нам удалось пообщаться и с сыном Татьяны, Ильей. Он подтверждает слова мамы. Рассказывает, что правоохранители давили на него и просили сказать, что он выбил зубы Заманбеку.

«СБУ заблокировала ему дверь, выбили зубы и давили на меня. Они говорили, чтобы я остался возле них и когда приедет полиция, сказал, что это я, закрывая дверь, выбил зубы парню. А когда ему угрожали депортацией, сказали мне, что он террорист и незаконно находится на территории Украины», — сказал Илья. А кроме трех мужчин внутри дома он видел на улице еще нескольких, которые блокировавали дверь.

На первом этаже дома есть камера наблюдения. Но, как сообщил владелец здания, в тот вечер она не работала. Якобы не продлили договор с интернет-провайдером. Короткое видео нам предоставила консьержка, а также сами оппозиционеры из Казахстана. Самого конфликта и момента утраты зубов на них нет.

Мы направили запрос в СБУ с просьбой предоставить нам их видео. По словам Заманбека, сотрудники спецслужбы все время вели съемку. Ни ответа, ни видео мы пока не получили.

Заманбек Тлеулиев (слева) и Елдос Насипбеков (справа)предоставлено hromadske

Кто такие Елдос Насипбеков и Заманбек Тлеулиев и что они делают в Украине?

Елдосу и Заманбеку — 23 и 27 лет соответственно. Они родились в Казахстане, там же учились и работали, там остались их родные. К движению «Демократический выбор Казахстана» ребята присоединились в 2019 году.

«Я приехал в Украину летом 2019 года, подал заявление на получение политического убежища, потому что к моим родителям приезжали сотрудники КГБ, полиции, акимата (мэрии). Они собирали обо мне информацию. Родители плакали, звонили, просили, чтобы я возвращался, что на них давят. Я понимал, что меня могут закрыть, могут убить и могут взять в заложники моих родителей. Что я буду делать в этом случае? Ну я и ответил себе: лучше просить прощения у родителей, чем у всей нации. Мы будем бороться до конца», — говорит Заманбек.

Среди его обязанностей — координация протестов, их освещение и комментирование, прямые эфиры. Финансируют их, по его словам, небезразличные граждане Казахстана. Главной целью своей деятельности активисты называют построение демократической страны с парламентской формой правления без должности президента. «Построить крутую страну, а не просто изменить режим Назарбаева. Есть политические программы политических, экономических, социальных реформ. Из важного — увеличение зарплат. Цифры реальные, мы показали, откуда мы возьмем средства. Потому что все нефтегазовые предприятия, металлургические заводы — все в руках Назарбаева и идет в карман политической верхушке. Мы же говорим, что это будет перераспределение для всего народа», — говорит Заманбек.

Бывший министр энергетики Казахстана Мухтар Аблязов в Париже, 15 декабря 2016 годаAP Photo / Alexander Turnbull

Что такое «Демократический выбор Казахстана»?

Движение «Демократический выбор Казахстана» было создано в 2001 году бывшим министром энергетики Казахстана Мухтаром Аблязовым. Во времена правления Назарбаева министра осудили за хищение денег, но позже под давлением международных институций выпустили из тюрьмы. В 2018-м Аблязова приговорили еще и к пожизненному заключению якобы за организацию убийства главы правления банка.

Сейчас Аблязов живет в Европе и называет себя противником режима Нурсултана Назарбаева. 7 января этого года он объявил себя лидером протестного движения Казахстана и осудил военную интервенцию Организации договора о коллективной безопасности в Казахстан, а действия России и ее союзников назвал оккупацией.

Обвинения против Аблязова были выдвинуты и в Украине. Они касались его деятельности на посту руководителя «БТА Банка». В 2013 году украинские правоохранители даже пытались экстрадировать его из Франции.

Профилактические беседы

В СБУ признают: их сотрудники к активистам ДВК приходили. Но уверяют: вели себя вежливо. «Учитывая нынешнюю ситуацию в Казахстане, Служба безопасности Украины в рамках своих полномочий принимает комплекс мер, в том числе и оперативных, чтобы эффективно защищать безопасность граждан Украины. Особенно учитывая российский фактор и вероятные провокации со стороны РФ, которые могут дискредитировать наше государство на международной арене и навредить его интересам», — отметили в СБУ и добавили, что их сотрудники с гражданами Казахстана общались вежливо.

«Учитывая обеспокоенность последних, на место была вызвана Нацполиция, которая зафиксировала, что все происходило без нарушений и в рамках украинского законодательства. Попытки трактовать это по-другому, как и любые разговоры о давлении со стороны СБУ, не имеют ничего общего с реальным положением дел», — сказали в СБУ.

На квартире у Службы безопасности?

Заманбек Тлеулиев рассказал, что его якобы начали преследовать еще в 2020-м.

«За мной следили, посылали людей. Вот, например, познакомился я с девушкой или с каким-нибудь мужиком. Они пытались узнать информацию. Потом я снимал два месяца квартиру на Софиевской Борщаговке, и это была квартира представителя СБУ. Потом он рассказал, что сотрудничает с СБУ и предлагал за каждую встречу и слив информации 1000 евро», — говорит Заманбек и показывает переписку с мужчиной по имени Сергей Демидюк и его фото.

«После обещания денег начались угрозы, говорили, что я ничтожество, что никто меня не защитит. Мне говорили, что якобы помогут с проживанием, но я понял, что здесь уже наши власти сотрудничают с миграционной службой и мне отказали (в политическом убежище, — ред) просто так», — говорит активист.

Мы связались с Сергеем Демидюком. Он заверил, что никаких разговоров о сливе информации с Заманбеком не вел. «Он просто арендовал у нас жилье. Все. Никаких разговоров о деньгах или сливе информации не было и не могло быть. К СБУ ни я, ни мои родные тоже не имели отношения», — сказал Демидюк.

Мы отправили в СБУ еще один запрос — работал ли у них Демидюк. Ответа пока не получили.

Стратегия защиты казахстанских активистов

Адвокат активистов Дмитрий Моргун обратился с заявлениями в Государственное бюро расследований. Он считает, что сотрудники СБУ превысили полномочия, применили насилие и тем самым нарушили 365 статью Уголовного кодекса Украины.

«Их действия (сотрудников СБУ, — ред.) нельзя назвать законными, потому что если у них были вопросы к ребятам, они должны были вручить повестки о вызове, что предусмотрено как единственное законное вмешательство в частную жизнь граждан-нерезидентов. Такие действия являются устрашением, принуждением к определенным действиям», — уверяет защитник.

Двух сотрудников СБУ удалось идентифицировать. Это Александр Капитанюк и Егор Косов.

Удостоверение сотрудника СБУ Александра Капитанюка, приходившего к Елдосу Насипбековускриншот

«Также после проведения судебно-медицинской экспертизы добавим еще статью 122 (телесные повреждения средней тяжести). Санкции статей предусматривают лишение свободы на срок от 3-8 лет с запретом занимать определенные должности до 3-х лет», — рассказал адвокат.

Кроме того, он отметил, что его подзащитных оскорбляли, называли экстремистами и террористами.

Активистка фонда Правозащитная организация, основанная в Польше в 2009 году по инициативе украинских студентов и общественной активистки Людмилы Козловской. Цель деятельности — защита прав человека, демократии и верховенства права в постсоветских странах (Казахстан, Россия, Украина, Молдова).«Открытый диалог» Людмила Козловская объясняет: Казахстан последовательно злоупотребляет антиэкстремистским законодательством для преследования мирных граждан. «За последние 10 лет мы зафиксировали десятки случаев, когда Казахстан с помощью других стран или самостоятельно, используя международные механизмы или просто спецслужбы, оказывал давление, пытался похитить и даже похищал с территории ЕС своих граждан, чтобы оказывать давление на лидера оппозиционного движения Мухтара Аблязова или любых других людей, которых ассоциируют с ним», — отметила Козловская.

В то же время, медиаэксперт Дмитрий Золотухин напоминает, что движение «Открытый диалог» Людмилы Козловской может быть не полностью объективным по отношению к казахстанским властям, потому что более 10 лет сотрудничает с оппозиционером Мухтаром Аблязовым.

Украинская правозащитница Александра Матвийчук, приобщенная к реформе СБУ, отмечает, что Украина до сих пор остается опасной для беженцев и искателей убежища.

«Можно вспомнить многие примеры за последние годы. В частности, незаконное задержание и помещение в СИЗО азербайджанского правозащитника Аловсата Алиева, у которого есть официальный статус беженца в Германии. В СИЗО его каким-то образом посетил сотрудник органов внутренних дел Азербайджана, который давил на него, чтобы правозащитник подписал документы на ускоренную экстрадицию. Теперь мы имеем дело с "проверкой и общением с отдельными гражданами Казахстана", именно так пресс-центр называет избиение сотрудниками СБУ Заманбека Тлеулиева у подъезда собственного дома и угрозы немедленной депортации за ведение оппозиционной деятельности в Казахстане», — говорит правозащитница Александра Матвийчук.

Впрочем, она отмечает, что, несмотря на все недостатки, Украина остается едва ли не единственным островком какой-либо свободы в регионе Евразия.

«Но наши власти, в частности ГМС, СБУ, ОГП и тому подобное, делают невозможным безопасное пребывание людей, бегущих от политических преследований. Если мы хотим помочь людям в Беларуси, Казахстане и других авторитарных странах, то должны сформировать адекватную миграционную политику и реформировать упомянутые выше органы», — говорит Матвийчук.

Между тем адвокат Дмитрий Моргун вместе со своими подзащитными ожидает видео с нагрудных камер полицейских, реакцию омбудсмена и служебное расследование СБУ.

А hromadske ожидает, что СБУ все же ответит на наш информационный запрос.