Выполнит ли украинская прокуратура решение Европейского суда по журналистке Седлецкой о запрете на доступ к данным

Журналисты обращаютсякГенеральной прокуратуреУкраины (ГПУ) и главе ведомства Юрию Луценко с призывом публично прокомментировать решение Европейского суда по правам человека о запрете на доступ к данным главного редактора программы журналистских расследований «Схемы» Натальи Седлецкой и объяснить, как Украина будет его выполнять.

Журналисты обращаютсякГенеральной прокуратуреУкраины (ГПУ) и главе ведомства Юрию Луценко с призывом публично прокомментировать решение Европейского суда по правам человека о запрете на доступ к данным главного редактора программы журналистских расследований «Схемы» Натальи Седлецкой и объяснить, как Украина будет его выполнять.

К инициативе с обращениями присоединились журналисты более 15 изданий, в частности «Громадское» («Громадське телебачення»), «Украинская правда», телеканал 24, телеканал UA:Первый, «Новое время»,Радио Свобода, «Громадское радио», «Цензор.нет», «Слово и Дело», «UA Крым», «Слідство.інфо», Kyiv Post, Bihus.info, программа Вікна-новини (СТБ), Медийная инициатива за права человека, бюро журналистских расследований «Свідомо», ИА «Центр журналистских расследований».

В соцсетях журналисты публикуют сообщения с тегами #почуюкожного#Луценко_дай_відповідь.

Журналисты требуют от генпрокурора ответа на следующие вопросы:

  1. Какие меры приняла Генеральная прокуратура Украины во исполнение требований этого решения ЕСПЧ? Какие меры еще планируют принять?
  2. Получили ли уже следователь или прокурор сведения от оператора «Киевстар» на исполнение постановлений следственного судьи Печерского районного суда от 27.08.2018 года по номерам журналисток Натальи Седлецкой и Кристины Бердинских? Какие именно сведения были получены, в каком объеме и когда?
  3. Предоставил ли «Киевстар» сведения сначала в полном объеме в соответствии с постановлением Печерского суда, а затем в более ограниченном, согласно письму следователя мобильному оператору от 4 сентября?
  4. Будет ли использовать Генпрокуратура решение, вынесенное апелляционным судом Киева от 18 сентября, которым был ограниченобъем доступа к данным телефона журналистки Седлецкой, ведь это решение по своей сути тоже противоречит решению ЕСПЧ?
  5. Если следователь или прокурор в уголовном производстве уже получили сведения от «Киевстара» с телефонов журналистки Натальи Седлецкой и Кристины Бердинских, какие планируется принять меры по этим сведениям на обеспечение требования ЕСПЧ? Планируют ли уничтожить их в установленном законом порядке?
  6. Поручали ли Генеральной инспекции провести служебное расследование в отношении действий следователя Ижука и прокурора Зимогляда для дальнейшего направления дисциплинарной жалобы в отношении указанных прокуроров в Квалификационно-дисциплинарную комиссиюпрокуроров? Если да, то когда и каков результат такого служебного расследования?

Такие же вопросыЛуценко получил в официальных информационных запросах от редакций, направленных в ГПУ.

Согласно закону «О доступе к публичной информации», ГПУ должна дать ответ на информационный запрос журналистам в течение пяти рабочих дней.

19 сентября пресс-секретарь генерального прокурора Украины Юрия Луценко Лариса Сарган сообщила, что ГПУ получила письмо ЕСПЧ по делу Натальи Седлецкой, но пока не комментирует решение.

«С этим документом сейчас работают в Генеральной прокуратуре. И пока идет работа с документом, мы не комментируем эту информацию», — ответила Сарган на запрос «Детектора медиа».

Накануне Европейский суд по правам человека принял решение, которым обязал украинскую власть воздержаться от доступа к любым данным с телефона главного редактора программы журналистских расследований «Схемы» Натальи Седлецкой.

Запрет на доступ к данным с телефона журналистки будет действовать в течение месяца – до 18 октября 2018 года. За это время защита Седлецкой должна подготовить и направить полную жалобув ЕСПЧ, которую суд будет рассматривать «в приоритетном порядке».

Решение ЕСПЧ является обязательным для исполнения.

10 сентября защита Седлецкой обратиласьв ЕСПЧ с просьбой применить правило 39 Регламента, чтобы обезопасить источники антикоррупционных расследований журналистки и возглавляемой ею редакции программы «Схемы» от возможного раскрытия.

При этом в тот же день, когда поступило решение ЕСПЧ – 18 сентября – Апелляционный суд Киеваразрешилследователям отслеживать местонахождение телефона главного редактора программы журналистских расследований «Схемы» Натальи Седлецкой за полтора года (2016-2017 годы).

Напомним, 4 сентября сталоизвестно, что Печерский районный суд Киевапредоставил Генпрокуратуре доступ к информации по телефону журналистки Натальи Седлецкой за 17 месяцев. Редакция «Радио Свобода» выразила возмущение этим решением суда.

В ГПУ отрицали прослушиваниеСедлецкой и заявили, что никоим образом не вмешиваются в профессиональную деятельность и личную жизнь журналистки, к телефону которой суд предоставил им доступ.

В то же время Наталья Седлецкая в комментарии Громадскому сообщила, что данные, доступ к которым предоставил суд, будут включать содержание SMS-сообщений.

Журналистка Кристина Бердинских сообщила, что суд предоставил ГПУ доступ к информации и с ее телефона.

5 сентября генпрокурор Луценко пригласил журналистку Седлецкуюна закрытую встречу. При этом онотказался от прямого эфира на «Радио Свобода», куда его приглашали публично ответить на вопрос о предоставлении следователям доступа к телефону журналистки.

7 сентября в Киеве под зданием ГПУ журналисты и активисты вышли на акцию поддержки журналистки «Схем» Натальи Седлецкой. Журналисты призвали ГПУ не реализовывать решение о доступе к ее телефону.

13 сентября стало известно, что Наталья Седлецкая подала апелляционную жалобу на решение суда, которым следователю Генпрокуратуры предоставили доступ к информации по ее телефона.

Президент Украины Петр Порошенко, отвечая на вопрос о предоставлении прокурорам доступа к информации с телефонов журналистов, посоветовал медийникам пойти на встречу к генпрокурору Юрию Луценко и «снять все вопросы».