Язык снова актуален: какую украинизацию школ предлагает законопроект Максима Бужанского

17 июля, в последний день последней сессионной недели перед летними каникулами, парламент должен рассмотреть инициированные нардепом от «Слуги Народа» Максимом Бужанским изменения двух законов, которые касаются обучения на государственном языке. Эти изменения отменяют переход на украинский язык обучения в объеме не менее 80% для русскоязычных классов средней школы, запланированный с 1 сентября этого года. Новой датой перехода станет тоже 1 сентября, но уже в 2023-го.

Но уже с объемом украинского не 80%, как предусматривает закон сейчас, а 20% — в пятом-восьмом классе, 40% — в девятом и 60% — в старших классах.

«Этот проект, который вносит изменения в законы о языке и об образовании — наибольшая угроза украинскому языку и украинскому образованию со времен Януковича. Это путь к тотальной русификации образования», — говорит Владимир Вятрович, нардеп от «Европейской Солидарности», которая из-за этого собирает акцию протеста под стенами Верховной Рады.

Сам Бужанский объясняет, что только хочет устранить «дискриминацию», поскольку «для одних (русскоязычных), действуют одни правила, а для других (польско-, румыно-, венгроязычных) — другие».

О чем именно идет речь?

Согласно законам Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», «Об Образовании» и «О среднем образовании» (последний подписал уже президент Зеленский после рекомендаций Венецианской комиссии) школы с языком обучения национальных меньшинств должны увеличить объем учебного процесса на государственном, то есть украинском языке, в средней и старшей школе.

В частности, для школ с языками обучения стран ЕС (95% — это школы с венгерским и румынским языками обучения) предусматривается преподавание предметов на украинском языке с 5 класса — минимум 20%, а в 9 классе — минимум 40%. А со старшей школы — это от 60% обучения на украинском. И эти изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 года.

Отдельно предусмотрены нормы для крымских татар как коренного народа Украины. Для них заложили обучение на языке коренного народа с 1 по 12 класс наряду с изучением на украинском языка.

А вот для остальных национальных общин (прежде всего речь идет о русском языке преподавания) предполагается с 5 класса минимум 80% преподавания на украинском языке. И эта норма вступает в силу с 1 сентября уже этого года. Но Бужанский предлагает, чтобы эта норма начала работать через три года — в 2023-м.

«Это закон не о языке. А о том, что есть дискриминационные нормы деления украинцев на категории — для одних одни правила, для других — другие. Не может быть так, чтобы российские школы переходили на государственный язык с 2020 года, а школы, где обучение проходит на языках стран ЕС, с 2023 года», — объясняет он суть своего законопроекта.

Также выравнивается норма, регламентирующая объем преподавания на украинском языке. Выравнивается по норме, заложенной в принятом нами законе о среднем образовании для нацменьшинств языковой группы стран ЕС (то есть вместо 80% предлагается 20, 40 и 60% соответственно — ред.»), — объясняет он суть своего законопроекта.

Слева направо: первый вице-спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук, народный депутат Максим Бужанский и спикер ВРУ Дмитрий Разумков во время заседания ВР, Киев, 18 июня 2020 годаКузьмин Александр/УНИАН

Что говорят те, кто против?

Разногласия насчет сроков и объема ввода украиноязычного обучения для различных нацменьшинств один из разработчиков языкового закона Тарас Шамайда пояснил, в частности, и рекомендациями Венецианской комиссии — главного органа Совета Европы в области права.

«В отношении русскоязычных классов, то там учителя владеют украинским, а дети живут в соответствующей среде и им легче будет перейти на обучение на украинском. А для тех же венгерских, румынских школ надо больше времени на подготовку к переходу на украинский язык обучения в объемах, утвержденных законом».

По его словам, похожие претензии на те, которые сейчас есть и у Бужанского, в 2019 году уже рассматривал Конституционный суд. Однако он признал эту норму закона конституционной.

«Бужанский пытается сорвать уже запущенный процесс, который касается 200 тысяч школьников средней школы, которые с 1 сентября должны начать учиться минимум на 80% на украинском языке», — говорит Шамайда.

Как отклоняли законопроект

Законопроект Бужанского зарегистрировали еще в конце октября 2019 года. По словам Вятровича, его трижды рассматривали в парламентском комитете по гуманитарной и информационной политике, и в конце вернули на доработку. А 23 июня комитет рекомендовал в случае рассмотрения законопроекта в сессионном зале его отклонить из-за непредусмотренных на него расходов в бюджете 2020 года.

«На дополнительное издание учебников на русском языке в 2020-2022 годах необходимо дополнительно 56,8 млн грн из Государственного бюджета Украины, из них 38,6 млн грн — в 2020 году», — говорится в заключении комитета.

Там уже указано, что ни Министерство финансов, ни Минобразования тоже не поддерживают этот законопроект.

За несколько дней до согласительного совета председатель гуманитарного комитета Николай Потураев сказал, что проект Бужанского не успеют рассмотреть на этой сессии, потому что есть большое количество насущных вопросов. А дальше, мол, законопроект потеряет актуальность, поскольку с сентября дети начнут учиться уже по новым программам.

Как он появился в повестке дня

На самом согласительном совете 13 июля Александр Корниенко, первый заместитель председателя фракции «Слуга Народа», попросил законопроект Бужанского «обязательно внести в повестку дня этой недели». «Он сейчас немножко ниже подвинулся, то есть на сентябрь, а в сентябре это уже должно происходить. Так что здесь есть логика к тому времени успеть это сделать».

Спикер Дмитрий Разумков предложил вынести законопроект на рассмотрение на 16 июля. На тот момент возражений в зале не было.

Уже под конец согласительного совета представитель «ЕС» Иванна Климпуш-Цинцадзе между прочим упомянула, что «это цинизм так праздновать Декларацию о государственном суверенитете» (16 июля — день празднования 30-й годовщины провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украины — ред.).

«Ни один из представителей депутатских фракций и групп после предложений Корниенко не выступил с возражением. Если бы оно было, то необходимо было бы ставить на голосование», — ответил Разумков.

Далее эта дискуссия перешла на телеэкраны.

«Только политиканы могут доставать накануне выборов меченую карту, языковую, и вбрасывать ее в сессионный зал. Это соответствует идеологии «Слуг» — раскалывать страну перед выборами, доставая языковые законы об убивании украинского языка в школе», — заявила в эфире программы «Свобода слова» сопредседатель фракции «Европейская Солидарность» Ирина Геращенко.

«Я не хотел бы напоминать, у кого на бордах висела язык, и не только он, и кто поднимал этот вопрос», — ответил ей спикер Разумков, вспоминая предвыборный лозунг лидера «ЕС» Петра Порошенко «Армия. Язык. Вера.».

***

«В зале я сделаю все возможное, чтобы закон не был поставлен на рассмотрение», — заявил нардеп от «ЕС» Андрей Парубий.

Не остановив процесс на согласительном совете, «ЕС» планирует теперь его заблокировать в сессионном зале и с помощью митинга под стенами парламента. Обещают даже провести ночь под парламентом, если рассмотрение состоится в пятницу.

Однако перспективы принятия законопроекта невысоки, учитывая, что даже глава профильного комитета от «Слуг» рекомендовал его отклонить.

Часть «Слуг» публикуют на своих страницах одинаковые заявления о поддержке проекта своего коллеги по фракции. Поддерживает проект Бужанского и «Оппозиционная Платформа — За Жизнь», представители которой критикуют принятый предыдущим созывом парламента языковой закон. По представлению нардепов от «ОПЗЖ» Конституционный суд уже начал рассматривать его конституционность.

По словам нардепа от «ОПЗЖ» Олега Волошина, законопроект Бужанского «не решает в комплексе вопросы», но это «хоть что-то». В феврале Волошин в соавторстве с Бужанским разрабатывал еще один языковой законопроект. В нем предлагалось гарантировать право на обучение на языках коренных народов или национальных меньшинств без каких-либо процентных соотношений.

Как бы ни завершилось рассмотрение законопроекта, это добавит политических баллов обеим сторонам. Бужанскому — статуса защитника русскоязычного населения среди избирателей русскоязычного в основной массе Днепра, где тот планирует баллотироваться на городского главу. А «Европейской солидарности» это даст возможность в очередной раз мобилизовать сторонников и утвердиться в статусе последнего политического форпоста по защите национальных интересов.