За что голосует Рада? Смотрите в TikTok. Об открытости парламента и не только
В скором времени начнется третий год великой войны. Именно столько в здание украинского парламента не ступала нога журналиста. До этого были еще и карантинные ограничения из-за COVID-19 (если кто-то еще помнит о пандемии).
Если в «коронавирусные времена» медийщиков хотя бы пускали в пресс-центр на третьем этаже здания Верховной Рады, куда изредка приходили депутаты, то теперь — вообще нельзя. Пресс-центр сейчас — на улице Липской, не в стенах парламента. Да и туда все равно мало кто ходит. На профильном телеканале «Рада» эфиров заседаний вы тоже не увидите — там телемарафон «Единые новости».
Нынешние ограничения объясняют мерами безопасности. По правде, если в начале великой войны они действительно были понятны, то сейчас возникает парадокс, потому что трансляции со слушаний некоторые парламентарии ведут у себя в TikTok.
О том, откроют ли в ближайшее время парламент и используют ли депутаты ограничения в свою пользу — читайте в материале hromadske.
Какая ситуация сейчас?
С 24 февраля 2022 года украинцы не могут даже узнать заранее, когда будет следующее пленарное заседание Верховной Рады и какая у депутатов повестка дня. Такая информация появляется на сайте ВР позже. Также было одобрено постановление, которое закрепило запрет парламентскому телеканалу вести прямые эфиры с заседаний. Записи публикуются только впоследствии на YouTube.
В то же время в таких условиях источниками новостей становится ряд депутатов. Речь идет, в частности, об Ирине Геращенко, Ярославе Железняке, Алексее Гончаренко. Последний еще и ведет прямые эфиры с заседаний в TikTok, но к этому вернемся позже.
Фракция «Слуги народа» в феврале прошлого года хотела законодательно ввести «час тишины» для всех депутатов. То есть любая информация о принятых во время заседания решения появлялась бы не ранее чем через час после закрытия заседания или объявления перерыва в нем. Еще с апреля 2023-го этот законопроект ожидает второго чтения.
Бездействующие постановления
Так что пока «тишина» не прописана в законе, но раньше было одобрено чем-то подобное постановление. Правда, по сути, оно не действует на самих парламентариев. «В регламенте нет запретов на трансляцию, то есть нет и ответственности для депутатов за такие действия», — объяснил в комментарии hromadske глава Комитета Рады по вопросам свободы слова Ярослав Юрчишин.
Он добавил, что указанное постановление, ограничивающее ведение эфиров, имеет более низкую силу, чем закон, и не применяется регламентным комитетом для того, чтобы повлиять на депутатов. Об этом сказал и парламентарий Алексей Гончаренко, который ведет эфиры в TikTok.
«Я не нарушаю регламент ВР, он не запрещает ведение трансляций. А постановление они могут принять любое», — ответил депутат в комментарии hromadske. К слову, сам он за него не голосовал.
Ранее Ярослав Юрчишин уже заявлял: такие эфиры в TikTok искажают информационное поле, потому что депутаты там «рассказывают и показывают только то, что им выгодно». Но трансляции на телеканале «Рада» запрещены по вопросам безопасности, говорит Юрчишин. Упомянул он и о скорости ракет типа российская аэробалистическая ракета«Кинжал».
«Насколько опасны даже обломки — очень легко увидеть по последствиям последних обстрелов. Поэтому то, что специальные институции, отвечающие за безопасность, не рекомендуют трансляцию онлайн, — достаточно логично», — отметил председатель Комитета Рады по вопросам свободы слова журналистам hromadske.
Но с этим не согласился Гончаренко: в любую точку Украины может прилететь что угодно. А здание Рады имеет укрытие, так что кто захочет, тот может пойти туда, если объявят тревогу.
«Я думаю, что темы войны и безопасности используются для того, чтобы закрыть Верховную Раду, чтобы не было трансляций, не пускали журналистов, и они не задавали неудобных вопросов. Это была бы мечта любой власти», — заявил депутат.
И добавил: «Удивительно, что Юрчишин вместо того, чтобы инициировать трансляции и вернуть журналистов, пытается найти объяснение этому неправильному подходу».
В то же время Юрчишин в интервью для «Честно» говорил, что, пока действует военное положение, журналистов вряд ли допустят к зданию Рады: оно не было рассчитано на то, что придется в нем скрываться, поэтому места там на всех может не хватить. Впрочем, качественные укрытия есть рядом.
«Теоретически парламент может заложить средства на развитие укрытия, но за это нас сразу же раскритикуют, потому что это не приоритет», — добавил он. И отметил, что был запрос в ГСЧС и СБУ, чтобы узнать количество людей, которым в Раде можно гарантировать защиту.
«Такая деятельность не отличается от корректировщиков»
Глава парламента Руслан Стефанчук заявил для hromadske, что любое распространение информации раньше, чем это определено постановлением, «однозначно составляет соответствующий уровень угрозы деятельности ВРУ».
Относительно действенности постановления он отметил, что депутаты должны понимать, что принятые законы и постановления касаются и их самих. А пока они демонстрируют пренебрежение решениями парламента, то этого нельзя требовать от других.
Стефанчук считает, что такое поведение депутатов недопустимо. «Я бы рекомендовал некоторым нашим депутатам повысить уровень собственной культуры выполнения законодательных актов и постановлений ВР», — добавил он.
Также глава парламента отметил, что информация о заседании Рады появляется в полном объеме через час после завершения заседания на официальных ресурсах.
«Есть люди, которые хотят поймать какой-нибудь мгновенный хайп, подвергая угрозе других членов парламента, работников его аппарата. Мое мнение — что их деятельность не отличается от корректировщиков. Это не вопрос регламентного комитета — должны действовать правоохранительные органы, если они видят в этом угрозу национальной безопасности, а я убежден, что такая угроза есть», — сказал он.
И добавил, что выборов в парламент не будет во время военного положения, а количество депутатов и так критически низкое — 401. Поэтому это может привести к тому, что при тех или иных обстоятельствах Рада будет не в состоянии выполнять свои функции, сказал Стефанчук, очевидно, подразумевая угрозу ударов.
О пиаре для депутатов
Так что в нынешних условиях оперативными источниками новостей из парламента становятся депутаты. А официальные источники коммуникации парламента не успевают, как говорил Юрчишин.
Так что возникает вопрос, не используют ли это все парламентарии в свою пользу? Так, их как чуть ли не единственный источник цитируют, а их комментарии сразу распространяются в СМИ. Председатель Комитета по вопросам свободы слова это признал: «используют».
«Поэтому для руководства парламента было бы логично наладить качественную работу пресс-центра ВРУ. Мы, со стороны комитета, будем максимально этому способствовать», — добавил он.
В то же время Гончаренко считает, что этот вопрос «странный». «Пусть сделают трансляцию в Раде, и не будет этого. ВР должна быть открыта, я добиваюсь этого доступными мне средствами, что делал и буду делать», — ответил он.
Опрошенные хотят открытости
Приблизительно 65% опрошенных украинцев считают, что журналисты должны присутствовать на заседаниях парламента даже во время военного положения, а за эфиры заседаний на телеканале «Рада» выступают более 57% граждан.
Такие результаты показал опрос, который провел Неприбыльная аналитическая организация, основанная в 1992 году. Проводит исследования общественного мнения и анализирует общественные и политические процессы.фонд «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Негосударственный аналитический центр, основанный в 1994 году. Осуществляет исследование государственной политики, проводит экзитполы и другие опросы граждан.Центра Разумкова по заказу Общественное движение, начатое в 2011 году. Участники движения совместно с журналистами и активистами следят за деятельностью чиновников и, в частности, проверяют депутатов на соответствие критериям добропорядочности.движения «Честно» с 8 по 15 декабря 2023 года.
Только 11% респондентов не согласны с тезисом о необходимости доступа журналистов к заседаниям, а с необходимостью трансляции не согласны примерно 14% граждан.
Аналитик из «Честно» Александр Салиженко отметил, что вопросы безопасности понятны, но все-таки полномасштабная война длится уже два года. Все граждане, государственные и частные учреждения адаптировались к работе в таких условиях. И парламент тоже должен.
Салиженко подчеркнул, что открытость важна, поэтому нужно найти механизм, который должен работать, чтобы было полноценное информирование.
Аналитик заключает: «Ситуация абсурдна: когда нет трансляции на официальном источнике, но есть у TikTok. Это какой-то постмодерн: заходишь в TikTok, а там трансляция Верховной Рады. Это не объективная, беспристрастная трансляция — а конкретного депутата, который показывает то, что хочет. Это трудно назвать адекватной трансляцией, которая необходима гражданам».