«За лекарства для четырехлетней Евы меня могли арестовать»

«За то, что я покупала лекарства для чеытрехлетней Евы, меня могли арестовать», — рассказывает киевлянка Ния Никель. Ее дочери требовались препараты на основе медицинского каннабиса, которые она заказывала из Польши и за которые могла сесть за решетку, ведь в Украине медканабис запрещен.

Но здоровье четырехлетней Евы для мамы было важнее. У девочки эпилепсия, Детский церебральный паралич — комплекс нарушений, влияющих на способность человека двигаться, поддерживать равновесие и осанкуДЦП и тяжелое генетическое заболевание. Из-за этого случались тяжелые приступы — по 20-30 раз в день.

Каннабиоидное масло изменило жизнь ребенка. Теперь у нее всего несколько приступов в день, девочка улыбается, она меньше чувствует боль, рассказывает мама. С начала полномасштабной войны семья переехала в Польшу. В Кракове Ния платит за препарат для Евы втрое меньше, чем в Украине, и ничем не рискует: каннабиоидное масло в Польше считается БАДом (биодобавкой), его без рецепта можно заказать в интернете. В Кракове девочка начала посещать бассейн, детский сад, у нее улучшились память и концентрация, делится успехами Ния.

Ее история — не единичная. Многие тяжелобольные пациенты вынуждены нелегально завозить лекарства на основе медицинского каннабиса в Украину, спасая здоровье, рассказывает hromadske исполнительный директор благотворительного фонда «Пациенты Украины» Инна Иваненко.

«Мы должны бороться за то, чтобы лечение было доступным и комфортным именно в Украине. Принятие закона о легализации медицинского каннабиса — шанс для миллионов пациентов получить доступ к лечению, которое давно является нормой в десятках цивилизованных стран», — убеждена она.

Иваненко объясняет, что закон позволит тяжелобольным и людям с Посттравматическое стрессовое расстройствоПТСР покупать лекарства на основе медицинского каннабиса легально, по рецепту врача.

50 стран, но без нас

Вопрос легализации каннабиса в Украине медики и общественность поднимают уже несколько лет. Было разработано несколько законопроектов, однако ни за один из них депутаты не проголосовали.

Полгода назад зарегистрирован последний, правительственный, проект закона №7457 «О регулировании обращения растений рода конопли (Cannabis) в медицинских, промышленных целях, научной и научно-технической деятельности для создания условий расширения доступа пациентов к необходимому лечению онкологических заболеванийи посттравматических стрессовых расстройств, полученных в результате войны».

Документ получил в целом положительные выводы профильных парламентских комитетов и ожидает рассмотрения. В открытом обращении к Верховной Раде общественные организации призывают его принять.

«В более чем 50 странах мира использование каннабиса в медицинских целях — уже давно нормальная практика. Среди этих государств Германия, Испания, Нидерланды, Италия, Чехия, Франция, Португалия, Польша, Греция, Австрия, Дания, Бельгия, Норвегия, а также Великобритания, США и Канада», — отмечают авторы обращения, в общей сложности — почти 90 организаций.

По словам представительницы профильного комитета парламента Ольги Стефанишиной, активному продвижению законопроекта помешала война. Но война может стать и движущей силой для перемен.

«Это будет третья попытка, и я хочу верить — успешная. Потому что за этим заком — миллионы людей с онкологией, эпилепсией, болезнью Альцгеймера, а также люди с разными психологическими расстройствами. Во время большой войны этот закон стал еще более актуальным»,объясняет Стефанишина и добавляет, что сегодня парламент как никогда близок к легализации медицинского каннабиса.

16 февраля 2023 года комитет Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования согласовал поправки к законопроекту в первом и втором чтениях, чтобы привлечь больше голосов народных депутатов. Закон рекомендуется принять в первом чтении.

hromadske

За и против

На сегодняшний день закон рекомендовали принять в первом чтении. Но соберут ли голоса? Традиционно против «Батькивщина». Заместитель главы фракции Сергей Соболев в комментарии hromadske объяснил почему: «Правительство может без решения парламента расширять перечень заболеваний, при которых разрешено использовать медицинский каннабис. Появившиеся в Раде законопроекты о его легализации странным образом были связаны с законом о легализации игорного бизнеса. А все прекрасно знают, что игорный бизнес сопровождают наркодельцы».

По словам Соболева, ключевой вопрос закона о легализации медицинского каннабиса на самом деле состоит в том, разрешать ли его выращивание на продажу.

«Именно поэтому, прикрываясь пациентами, его снова активно поднимают», — убежден он.

Легализация медканабисса невозможна, тем более в условиях военного времени, когда есть так называемые серые территории, где отсутствует тотальный контроль ВСУ, подразделений МВД, других спецслужб, отметил депутат.

«Разрешать выращивать каннабис на продажу — это преступление против собственного народа, потому что речь идет не только о бесконтрольном выращивании, но и о дальнейшем распространении веществ на основе этого», — уверен один из руководителей «Батькивщины».

Опасения в отношении законопроекта есть даже у сторонников легализации медицинского каннабиса. В Украинской конопляной ассоциации прокомментировали решение профильного комитета Верховной Рады и предположили, что лоббированием законопроекта занимаются украинские фармкомпании, вероятно, желающие получить возможности производить лекарства с каннабисом.

«И в общем это нормально, если будет создана справедливая конкурентная среда с равным доступом к выращиванию, переработке и производству конечного продукта для разных игроков рынка, начиная с малого и среднего бизнеса», — заявили в ассоциации.

Также там обратили внимание на формулировку «наркосодержащие лекарства», фигурирующую в законопроекте: «Скорее всего, это означает, что каннабис и его производные остаются в списке веществ, запрещенных к обороту в Украине, утвержденному постановлением Кабмина от 06.05.2000 №770».

На проблему оборота обратил внимание и соорганизатор «Конопляного Марша Свободы за легализацию медицинского каннабиса» Тарас Ратушный. По его мнению, законопроект в нынешнем варианте не решает вопроса доступа пациентов к таким лекарствам.

«Проблема медицинского использования каннабиса — в его юридической классификации. Каннабис и его производные размещены в Таблице I (таблицы прилагаются к законопроекту, — ред.), а закон предусматривает использование в медицине только веществ из Таблиц II и III. Следовательно, чтобы производные каннабиса могли быть лекарствами, их нужно переносить в другую таблицу. Или менять закон, разрешать в медицине, кроме ІІ и ІІІ таблиц, еще и таблицу I», — объясняет Ратушный.

«И даже после внесения поправок ко второму чтению, как ни парадоксально, не оказалось главной — которая позволит оборот продуктов каннабиса в медицинских целях», — добавил он в комментарии hromadske.

Лишь после обвинений лоббистов во введении общества в заблуждение, организации, которые до того призывали принять закон №7457 как очень действенный, евроинтеграционный и помогающий пациентам, признали, что есть проблема.

Народный депутат Ольга Стефанишина пообещала внести в законопроект поправки. Но проголосуют ли за него депутаты?

«Сейчас кажутся согласованными интересы всех игроков, кроме пациентов, врачей и ученых. Консенсус профильного комитета Рады и далее состоит в том, чтобы обращение медицинской конопли ограничивалось выращиванием и транспортировкой. То есть для экспорта», — отметил Тарас Ратушный.

В научно-экспертном заключении к документу указано, что требуют конкретизации его нормы о «режиме охраны посевов, мест хранения и переработки» (ст. 15 ч. 4 законопроекта, регламентирующего деятельность по выращиванию и использованию растений с содержанием наркотических веществ).

«В частности, непонятно, кем должен определяться соответствующий режим охраны», — говорится в заключении.

Согласно положениям Единой конвенции о наркотических средствах, контроль за выращиванием каннабиса должно осуществлять Агентство по каннабису. Это подразумевает, например, законодательство Германии.

Хирург Дмитрий Самофаловhromadske

«Война увеличит количество людей с хронической болью, от которой может помочь каннабис»

Хирург Дмитрий Самофалов сейчас на фронте, из его окна видны позиции российских войск. Сейчас тихо, нет раненых с нуля, поэтому он может с нами поговорить. На линии столкновения вопрос использования медицинского каннабиса не актуален — задача бригады хирургов быстро прооперировать тяжелораненых и отправить их в тыл. Но у части раненых через месяц-два возникнут хронические боли. По мнению фронтового хирурга, вопрос, легализовать каннабис или нет, вообще не стоит — в Украине уже легализованы опиоидные препараты.

«В каннабисе я вижу дополнительное медицинское средство для снятия хронической боли у тяжелобольных», — говорит хирург и добавляет, что легализовать это лекарство нужно, потому что имеющийся «черный рынок» создает угрозы неконтролируемого использования часто «грязных», некачественных препаратов.

Тем временем главный врач Центра психического здоровья и реабилитации ветеранов «Лесная Поляна» Ксения Возницына рассказала hromadske об интегрированном подходе этого учреждения к лечению военных с применением медпрепаратов, физиотерапии, психотерапии и дополнительно — изолятом каннабидиола Химическое вещество из конопли, разрешенное в Украине с 2021 года.CBD. По ее словам, у пациентов, участвующих в этой программе, улучшался сон, уменьшалась тревожность.

Возницына, врач-психиатр по специальности, называет медпрепараты на основе медицинского каннабиса «мощным средством, которое рекомендуют применять в международной практике». А война еще придаст нам уникальный опыт по посттравматическим состояниям. По словам врача, количество случаев ПТСР может достичь 20%, как среди военных, так и гражданских, и, возможно, части из них помогут препараты на основе каннабиса. В лечении таких пациентов важно взаимодействие терапевта и психотерапевта и контроль за состоянием человека, отмечает врач.

В Украине еще придется преодолевать стигму (отрицательную ассоциацию с чем-то позорным или отвратительным, — ред.), связанную с использованием медицинского каннабиса, ведь даже в случае с CBD, который является биодобавкой и не имеет противопоказаний, часть медперсонала Центра воспринимала этот препарат предвзято, отмечает Возницына.

На самом деле, принятие закона о медицинском каннабисе может не решить, а разжечь с новой силой дискуссию о его использовании. Нужно ли бояться, что Украина станет страной для выращивания конопли и это приведет к распространению наркомании, как утверждают противники легализации? Это вопросы контроля и четко выписанных процедур, в том числе решений правительства и соответствующих органов контроля.

Опыт Польши, которая одной из первых в Европе легализовала медицинский каннабис, показывает, что бума выращивания конопли не было. Напротив, там в основном используют импортное сырье, а участники рынка сетуют на строгие разрешительные процедуры.

По данным аналитической компании Prohibition Partners, в Польше лекарствами на основе медицинского каннабиса уже пользуются более 9 тысяч пациентов, их число удвоилось за последний год, но стоимость лекарств остается высокой.

Безусловно, легализация медицинского каннабиса в Украине станет только началом по пути от «черного рынка» к «дикому», но все же Западу. Конечно, с принятием «каннабисного» закона противоболевые лекарства не станут сразу доступными и дешевыми. Впрочем, и ужасающих последствий в виде «распространения наркомании», которыми пугают общество, ожидать не стоит. Особенно если за процессом легализации будет следить общественность — и не только на стадии принятия законодательства. Аргументы «за» — это опыт стран, которые уже прошли этот путь — избавляясь как от стигм, так и от определенных иллюзий.


Материал подготовлен при содействии MediaPort Warsaw, хаба для украинских журналистов в Польше и при поддержке международной инициативы Media Lifeline Ukraine.

Автор: Альбина Трубенкова